Искусство задавать вопросы

24.09.2018 0 Автор admin

Лекция № 7.

Лекция № 6.

Умение правильно задавать вопросы

Слушание. Правила продуктивного слушания.

Умение слушать является критерием коммуникабельности (не более 10% людей умеют выслушать собеседника спокойно и целœеустремленно).

В процессе слушания реализуется две важные коммуникативные функции: восприятие информации и осуществление обратной связи (ᴛ.ᴇ. как слушающий воспринимает его поведение и речь).

Правила продуктивного слушания:

1. Старайтесь сдержать себя в попытке прервать собеседника. Дайте ему высказаться. Постоянно оценивайте свое понимание сообщения.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Не подчеркивайте своим поведением, что его чересчур трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания, замечания достаточно, чтобы подчеркнуть свою заинтересованность.

4. Повторите высказывание говорящего. В случае если собеседник замолчал, повторите главный пункт его монолога своими словами, и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду, это гарантирует от недопонимания.

5. Избегайте поспешных выводов. Постарайтесь понять точку зрения собеседника, ᴛ.ᴇ. его взгляд на вещи.

6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника. Следите за его мыслью, не будьте субъективным.

7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Воздерживайте от эмоций! Доводите беседу до конца.

8. Не лицемерьте! Не притворяйтесь, когда ясно, что речь собеседника лишена полезной информации.

9. Не отвлекайтесь! Для разговора крайне важно создать обстановку, чтобы не проникали посторонние звуки.

10. Ищите истинный смысл слов собеседника. Следите за жестами, мимикой.

11. Следите за главной мыслью. Не отвлекайтесь на частности (мелочи). Хороший собеседник анализирует, какие мысли являются главными, а какие второстепенными. Главная мысль это та͵ которая отвечает цели вашего разговора.

12. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение плохой слушатель. Входные отверстия его мозга закрыты и не впускают новые мысли и идеи.

13. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Слушание не пассивно – мозг работает. Пока говорит партнер, подготовьте контур-аргументы.

Умение задавать вопросы другому означает самораскрытие.

Спрашивать, значит:

· Делать свою систему ценностей прозрачной для других.

· Обеспечивать взаимопраницаемость.

· Приобретать сведения и выражать сомнения.

· Критически мыслить и обнаруживать собственную позицию.

· Оказывать доверие собеседнику и проявлять к нему интерес, терпимость, готовность уделить ему время.

Вопрос, обнаруживающий истинный интерес к другому человеку – это, как говорят французы, ʼʼвесна диалогаʼʼ.

Множество конфликтов и недоразумений возникает между людьми, из-за незаданных вовремя вопросов. Избегание вопросов и, как следствие низкий диалогизм межличностной среды, воспитывают людей с малоподвижной психикой, которые не умеют, и бояться задавать вопросы самим себе.

В результате наш внутренний диалог оказывается столь же бедным и вязким, как и внешний. Ведь основным инструментом внутреннего диалога любого человека является вопрос.

Вопрос предшествует сознательному акту человеческой деятельности. Отсюда качество и уместность вопросов, приходящих к нам в голову. Их точность и последовательность определяет успешность большинства предпринимаемых нами действий.

Как правило, цель диалога сводится к анализу какой-либо проблемы. Для этого требуется соответствующий набор вопросов.

Еще античная риторика знала 7 классических вопросов. Последовательный ряд, состоящий из этих вопросов, позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее анализа:

1. Кто? (субъект)

2. Что? (объект)

3. Зачем? (цель)

4. Где? (место)

5. Чем? (средство)

6. Как? (метод)

7. Когда? (время)

Другой вариант вопросов анализа проблемной ситуации – набор из 6 вопросов, призванных прояснить:

1. Факты (каковы факты?)

2. Чувства (что чувствую я, другие?)

3. Желания (что хочу я, другие?)

4. Препятствия (что мешает мне, другим?)

5. Время действия (когда следует делать что-либо?)

6. Средство (какие средства есть у меня, у других для решения данной ситуации?)

Читайте также

  • — Умение задавать вопросы

    Что это такое? Умение задавать вопросы позволяет вам получить достоверную информацию от другого лица или выяснить его мнение о чем-либо. Различают два основных вида вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы служат для того, чтобы побудить кого-либо предоставить вам… .

  • — Умение задавать вопросы

    Что это такое? Умение задавать вопросы позволяет вам получить достоверную информацию от другого лица или выяснить его мнение о чем-либо. Различают два основных вида вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы служат для того, чтобы побудить кого-либо предоставить вам… .

  • Шесть типов вопросов

    Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

    Формирование умения задавать вопросы

    — С. 72-78.

    Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы

    Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.

    • Монах просит своего наставника:
    • — Учитель, помогите мне достичь освобождения.
    • — Кто держит тебя в заточении?
    • — Никто не держит.
    • — Тогда от чего ты хочешь освободиться?
    • В этот момент монах кое-что понял.

    К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.

    Существует шесть типов вопросов.

    Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.

    ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».

    УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. Скажем, у вас в руках оказался прайс-лист на мониторы, но по ценам вы не можете точно определить, подержанные они или новые. Вы звоните в фирму и уточняете: «Если я не ошибаюсь, то вы торгуете новыми мониторами?» или: «Ты сказал, что недавно видел в том магазине монитор, который мне нужен?». Не поленитесь лишний раз задать уточняющий вопрос, чтобы не упустить свой счастливый случай!

    ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».

    ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».

    ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».

    С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.

    Правило «7W» (10-15 минут)

    Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:

    • — Куда, Фома, едешь?
    • — Сено косить.
    • — На что тебе сено?
    • — Коровок кормить.
    • — На что тебе коровы?
    • — Молоко доить.
    • — На что тебе молоко?
    • — Ребяток поить.
    • — На что ребятки?
    • — Уму-разуму учить.
    • — На что учить?
    • — Чтоб на свете могли жить, людям пользу приносить.

    На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)

    «Вопросительные слова» (15-20 минут)

    1. Четко сформулируйте проблему.
    2. Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум.
    3. Задайте эти вопросы относительно своей проблемы.
    4. А теперь — ответьте на них. Вы сразу же поймёте направление, в котором нужно искать — там, где сложнее всего ответить.

    ЧТО ___________________________________________________________________?

    КТО __________________________________________________________________?

    ГДЕ ___________________________________________________________________?

    КАК ___________________________________________________________________?

    КОГДА _________________________________________________________________?

    ПОЧЕМУ _______________________________________________________________?

    ЗАЧЕМ _________________________________________________________________?

    ОТКУДА _______________________________________________________________?

    КАКОЙ…? КАКАЯ ________________________________________________________?

    КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?

    ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?

    ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?

      

    Наши вопросы собеседнику — это не только способ узнать о нем побольше, но и возможность показать Отношение к нему. «Умение ставить разумные вопросы, — говорил Иммануил Кант, — есть важный и необходимый признак ума и проницательности».

    По статистике, трехлетний ребенок за месяц задает около тысячи вопросов, большая часть которых начинается со слова «почему». Для сравнения: 60-летний человек ограничивается в среднем 500 вопросами в год. Однако не стоит спешить с выводами: мол, чем больше лет, тем меньше мы интересуемся окружающим миром. Главное ведь не количество, а качество.

    Задумавшись, как сделать общение между двумя людьми полноценным, лингвисты выработали критерии «умного вопроса». Он должен быть:

    ♦Конкретным, а не абстрактным — в отличие, скажем от того, которым «убивала» не понравившегося ей собеседника поэтесса Зинаида Гиппиус. Она его спрашивала: «В чем ваша метафизика?» И человек, как правило, не находил ответа.

    ♦Ясным, а не двусмысленным, когда человек теряется, не зная как ответить.

    ♦По возможности лаконичным. На этот счет есть хороший пример из античных времен. Однажды к жителям Спарты обратились за помощью соседи. Но вместо того чтобы спросить, не поделятся ли спартанцы хлебом, они произнесли длинную речь. И получили ответ: «Выслушав вас до конца, мы забыли начало. А забыв начало, не поняли конца». На следующий день просители сказали спартанцам только четыре слова: «Помогите нам, пожалуйста, пшеницей!», после чего им оказали помощь.

    ♦Логичным, то есть вытекающим из анализа ранее сказанного.

    ♦Положительным, то есть созидательным и, по возможности, приятным для собеседника.

    ♦Интересным для обеих сторон.

    Вопросы позволяют проникнуть в мысли и намерения другого человека, понять его истинные мотивы, систему ценностей, приоткрыть его внутренний мир. Избегание вопросов ведет к непрочным, поверхностным отношениям между людьми. Согласитесь, если человек ни о чем нас не спрашивает, значит, мы ему не интересны. А если так, то к чему нам самим проявлять интерес? Здесь кроется основная причина одной из самых распространенных проблем — одиночества. Вам кажется, что вы одиноки и вас никто не понимает? Интересуйтесь другими людьми!

    Пренебрегать вопросами -значит также открывать путь догадкам и всевозможным предположениям, создавать представление о других на основе собственных домыслов, приписывая им те или иные достоинства или недостатки. Не выяснив настоящих намерений человека, мы строим для него схему действий, руководствуясь своим пониманием его мотивов, которое может быть очень далеким от действительности. Затем мы подгоняем свое поведение под эту схему, выдуманную с начала и до конца. И что в результате получается? Непонимание, ссоры, обиды…

    Есть еще одна сторона проблемы. Нам необходим внутренний диалог с самим собой. Любое мышление начинается с вопроса. Задавая себе вопросы, человек может научиться контролю над своим поведением, понять свои истинные цели, замаскированные подсознанием чувства. И чем больше человек внутренне разговаривает с собой, тем увереннее и последовательнее становится его внешняя речь и поведение. Альберт Эйнштейн говорил своим ученикам: «Обращенные к себе вопросы -это движущая сила творчества!»

    Да и большинство внутренних конфликтов, терзаний, сомнений, в основе которых лежит проблема выбора, решаются диалогом с самим собой при помощи искренних и честных вопросов.

    Себе их можно задать, но вот другим… Мы часто боимся говорить с другими. Чтобы общение было взаимно интересным и продуктивным, необходимо знать еще несколько секретов.

    Один из них — так называемые «открытые вопросы». Они построены так, чтобы отвечающий давал подробную информацию -высказывал свою мысль, излагал факты, свою позицию.

    Если вопрос рассчитан только на ответы «да» и «нет», он называется «закрытым». Замечено, что полицейские, например, задают в основном «закрытые» вопросы, а следователи — «открытые».

    В «закрытых» вопросах обычно присутствует некий элемент принуждения, в них не чувствуется интереса к собеседнику. Они не дают диалогу развития, вызывая в собеседнике скрытое раздражение и отказ от беседы.

    Например, вот «закрытый» вопрос: «Ты уверен, что сделал все необходимое?» Открытый вопрос на эту тему: «Какие меры ты принял?» Или: «Что ты предпринял для этого?»

    Еще пример. «Вам нравится ваша работа?» — «закрытый» вопрос.

    Чем ценно умение правильно задавать вопросы?

    «Что вам больше всего нравится в вашей работе?» — «открытый» вопрос.

    Задавая «открытые» вопросы, требующие развернутых ответов, мы строим доверительные отношения. Тем самым мы показываем людям, что готовы тратить свое время, чтобы разузнать о них больше, что они нам небезразличны, мы уважаем их и хотим знать их мнение.

    Но прежде чем задать «открытый» вопрос вслух, задайте его про себя и подумайте: вам самим было бы интересно на него ответить? Вызывает ли он желание общаться? Если нет, попробуйте сформулировать его другими словами или подыщите другой, более интересный вопрос. Не бойтесь показаться тугодумом. «Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан», — говорят китайцы. Лучше сказать несколько слов, которые ваш собеседник оценит и запомнит, чем долго разглагольствовать без толку.

    Однажды богатый и могущественный падишах увидел страшный сон и вызвал к себе двух мудрецов-предсказателей. Первый, выслушав рассказ падишаха, заявил: «Повелитель, я должен сообщить тебе неприятную новость: вскоре ты потеряешь всех своих соратников». Властелин разгневался и велел посадить толкователя в темницу. Второй мудрец сказал падишаху: «Я рад сообщить тебе хорошую весть: ты переживешь всех своих друзей и врагов». Обрадованный падишах щедро вознаградил мудреца за предсказание. Придворные были удивлены: «Ты сказал то же самое, что и твой предшественник. Почему он был наказан, а ты получил награду?» На что последовал ответ: «Мы одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

    Блез Паскаль был совершенно прав, утверждая: «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе высказанные мысли производят совершенно иное впечатление».

    Есть несколько правил, которые следует учитывать, чтобы сделать вопрос максимально эффективным.

    Прежде всего нужно спросить себя: «Чего я хочу добиться этим разговором?» Дипломаты говорят так: «Кто знает цель разговора, тот им и управляет». Когда люди не задумываются об этом, они слишком много говорят, уклоняются от темы, вступают в ненужные споры и обсуждения и теряют не только свое время, но и авторитет.

    Опытные специалисты в области общения утверждают, что ответ собеседника на 60-80% зависит от вопроса. Таким образом, при должном внимании к постановке и содержанию наших вопросов мы практически можем влиять на собеседника, вызывая нужную нам реакцию.

    С определенной долей уверенности можно сказать, что если вы получили ответ, который вас не устраивает, значит, скорее всего, вы задали не тот вопрос.

    Очень важна даже очередность слов в предложении. Люди, как правило, больше внимания уделяют первым словам, и чем больше слов следует дальше, тем меньше к ним внимания -человек просто озабочен тем, чтобы понять общий смысл. Отсюда подсказка: в начале вопроса следует ставить слова, несущие основной смысл.

    Старайтесь формулировать вопросы положительно. Возьмем простую житейскую ситуацию: юноша хочет понравиться девушке и решает угостить ее мороженым. Что он может сказать ей? Возможны варианты.

    Первый вариант: «Не хочешь мороженого?» Скорее всего, его ожидает ответ: «Спасибо, не хочу». Потому что он начал вопрос с отрицательной частицы.

    Другой вариант вопроса: «Мороженого не хочешь?» Ответ будет тот же. Потому что формулировка «не хочешь» отбивает всякое желание есть мороженое.

    Еще один вариант: «Мороженого хочешь?» Здесь шансов на положительный ответ гораздо больше. Но если девушка стеснительна или парень ей еще мало знаком и не успел понравиться, то может последовать и отрицательный ответ.

    Самый правильный вопрос прозвучал бы так: «Какое мороженое тебе больше нравится -пломбир или эскимо?» Юноша не спрашивает, хочет ли девушка мороженое вообще, а сразу предлагает приятный выбор. В выигрыше остаются все — и парень, получивший возможность произвести на избранницу благоприятное впечатление, и девушка, почувствовавшая, что ее мнением интересуются.

    Вопрос с выбором будет полезен и в общении с детьми. «Ты сейчас пойдешь спать или когда уберешь игрушки?» — спрашивает мама у сына. «Когда уберу игрушки…» — вынужден ответить малыш.

    Еще вариант подобного вопроса: «Где вы хотели бы обсудить эту проблему — на моей или на вашей территории?»

    Очень действенен прием, который в свое время любил применять Сократ. Суть его заключалась в том, чтобы заставить человека на несколько вопросов подряд отвечать «да». Если во время общения ваш собеседник много раз говорит вам «да» и соглашается с вами, то по инерции он будет склонен в дальнейшем принять ваше мнение или утверждение, даже если изначально был вашим противником.

    Швейцарский писатель Иоганн Лафатер, живший во второй половине XVIII века, писал: «Хочешь быть мудрым — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать тогда, когда нечего больше сказать».

    Александр Казакевич. Журнал "Будь здоров!", 12 -2012

    Примеры употребления слова задаваться в литературе.

    Задавались вопросы об аллотропии простых тел и о паяльной трубке, о твердости минералов и о соединениях жирных кислот, о круговой поляризации, эфирных маслах и медных рудах.

    Воображение отказывается объяснять это простой случайностью, и в кругах,- интересующихся юридической стороной дела Бейлиса, задаются вопросом, в какой именно стадии составления списков могло случиться это резкое отклонение от нормы.

    Виргинии и Мэриленде, он часто задавался вопросом — не уроки ли бостонского поля научили Сэвиджа и Марвина так умирать?

    Впрочем, Владимир, будучи по сути своей никаким не гидальго и не гаучо, а всего лишь рефлексирующим интеллигентом, библиотекарем из питерской Публички, не раз задавался себе вопросом, почему с такой легкостью Консуэла и ее дочь избавились от прежнего хозяина дома.

    И сам Грабин, и читатели его воспоминаний невольно задавались вопросом: да что они все, совсем тупые?

    На другой стороне улицы в очень ветхом одноэтажном, но длинном деревянном доме задавался пир горой, гудели скрипки, скрипел контрбас и визгливо заливалась флейта на очень веселый кадрильный мотив.

    Пашка шел надутый от важности, дядя Миша улыбался, а Генька и Катеринка, конечно, задавались.

    Если задаются две координаты, то этим определяется прямая, параллельная соответствующей координатной оси.

    Освещенные лучом электрического света, искусно направленным на сцену из зимнего сада, легкие, прозрачные ткани, кружева и газ настолько сливались с плечами и трико, что вся эта розоватая белизна, казалось, оживала, и зрители невольно задавались вопросом: не вышли ли эти дамы на сцену обнаженными, стремясь создать подлинно пластические образы.

    Нам так не терпелось пуститься в путь, что мы не стали задаваться мыслью, каково это — проехать двести миль, лёжа на груде макрели.

    Чернокожие — суеверные животные, и я задавался вопросом, не говорила ли Марселин что-нибудь из своего оккультного вздора нашим работникам, чтобы преодолеть их явную неприязнь.

    Он пытался вспомнить предупреждения Моргана о различиях в стилях боя и задавался вопросом, был ли герцог-Дерини известен как предсказатель будущего.

    Я начал ползком пробираться к навесу, где заметил расплывчатые фигуры своих товарищей, и пока я полз, я задавался абстрактным вопросом, почему именно меня выбрали в качестве козла отпущения.

    Молча и оцепенело разглядывала она его: лицо, как у всех в отряде, было покрыто камуфляжной краской, он был грязен, увешан оружием, и Аня, вероятно, задавалась вопросом, он ли это, и если он, как сюда попал?

    Так, с одной стороны, философы постоянно пытались каким-либо образом объединить эти два способа, в результате чего они переносили идеи и понятия из одной сферы в другую, не задаваясь вопросом об обоснованности подобного действия.

    Вопрос разрешён юмор

    Людмила Прядун

    — Захотелось мне замуж, бабьих дел и забот…
    Мать «в штыки»: — Ань, куда уж!? К «сорока» тебя прёт.
    Ты, конечно, в порядке. — Глянешь, девка в соку!
    — Сиськи, задница гладкая, и с лица красоту

    Не согнали морщины. …Да, где же те чудаки!?
    Вкруг тебя Ань, мужчины, лишь, «на раз» – ходоки…
    Замуж, — надо ж, собралась? — С жиру бесишься дочь…
    «Замуж» — это не шалость. — Скрутит так, что невмочь.

    Мы с отцом твоим жили,  как собака с котом,
    Но …друг друга любили — после драки, …потом.
    На него ты похожа, — был красивым Егор…
    В день весенний погожий, — он сбежал, словно вор

    С молодой девкой ладной.

    — Говорю я к чему?
    — Что мужик – бык всё ж, «стадный», и ему по всему
    — Жить с одной, видно, скучно. …Так что Анька, гляди…
    — Стать рогатой и вьючной!? — Ты уж, лучше пойди

    В баньку. — Парь своё тело, до костей, до мозгов,
    Чтоб охота слетела, …да заход, в пять кругов.
    Притомишься, — дай Боже! Ну, так то, не в трудах.
    А, замужней негоже  уставать. – Бабий взмах

    От утра и до ночи. — Ей забот «полон рот»!
    — Из орбит лезут очи: огород, дети, скот,
    Стирка, варка и жарка. Мужика, чтоб «любить»,
    Тут нужна, Ох! – смекалка!? — Хоть нет сил, а годить…

    Как быть бабе «на взлёте»? — Мы в деревне живём.
    А мужик — гусь в полёте. …Думай дочка о том:
    Как лежишь ты пригоже, в бок никто не храпит…
    Знай, — свобода дороже! «Замуж» …пусть погодит.

    — Я киваю согласно: — Мать, конечно, права,
    Размечталась напрасно, …зуд прошёл, голова
    Просветлела: — Мам, банька, уж готова, иль нет?
    Мать смеётся: — Эх, Анька, глянь в окно!

    Как научиться задавать вопросы?

    Наш сосед,

    Тоже бесится что то?  — Одинокий мужик.
    — Лбом колотит ворота. — Дурь сбивает на  пшик!..
    — Вань, — кричу! В баню вместе, может, сходим с тобой?
    Не подумай – по чести. …Вьётся дым над трубой.

    На полочке мы рядом, — жаркий пар давит стон…
    — «Пять кругов нам не надо». — Наш вопрос разрешён.
    Замуж всё же, я вышла. Дети, муж. — Вся в делах.
    Вровень тянем с ним «дышло». В ночь летим в парусах!

    © Copyright: Людмила Прядун, 2018
    Свидетельство о публикации №118031802791

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Людмила Прядун

    Рецензии

    Написать рецензию

    Другие произведения автора Людмила Прядун