Интерпретация детских рисунков
Содержание
Интерпретация рисунка в психологии
Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.
Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.
Интерпретация рисунков: сюжет
Родители часто спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного — общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) — чувства Вас не обманут.
Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Вопрос «А что это такое?» может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова «расскажи» — это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков — животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов — не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки — это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Интерпретация цвета в рисунке
Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.
Синий — цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета — признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый — передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:
Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый — ощущение нежности, чувствительность.
Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:
Серый — состояние смутной тревоги.
Черный — указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:
Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: «А фиолетовый цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?» К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный — яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Значение размера рисунка
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.
То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки — это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих — он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).
Нажим и расположение элементов рисунка.
Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим — это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу — с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию («всё валится из рук»).
Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, — как в интерпретации теста «Звезды и волны». С другой — сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте «Рисунок несуществующего животного». Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.
Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля — это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность — среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.
Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную — слева.
Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.
Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом — пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод.
"Тайный язык" детского рисунка
Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.
Помните, что главное при интерпретации рисунка — это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество — что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте — сюжет, а на третьем — графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.
Автор Крысанова Светлана
Иллюстрации являются собственностью автора
Книги по анализу и интерпретации детских рисунков
Смотрите также:
Вернуться на главную Арт-терапия для детей.
Что и как интерпретировать: принципы инсайта
Мнения теоретиков относительно того, какие виды поведения индивидов с ПРЛ подлежат интерпретации и как следует проводить интерпретацию, существенно расходятся. Например, О. Кернберг (Kernberg, 1975 ) предлагает сосредоточиваться на отрицательных характеристиках переноса. Дж. Мастерсон (Masterson, 1990 ) рекомендует сохранять направленность на неадаптивное поведение вне психотерапевтических сеансов. Многие клиницисты поддерживают конфронтацию с интерпретациями пациентов (Kernberg, 1975; Masterson, 1990; Gunderson, 1984 ), в то время как другие авторы говорят об опасности конфронтации (Sederer & Thorbeck, 1986; Schaffer, 1986 ). И Дж. Гандерсон (Gunderson, 1984 ), и Н. Шаффер (Schaffer, 1986 ) подчеркивают важность эмпатических или утвердительных интерпретаций. Чем понимание инсайта или интерпретации в ДПТ отличается от понимания интерпретации в других терапевтических школах? Основные различия – в акценте на наблюдаемых, целевых видах поведения (что интерпретировать), а также допущениях, определяющих формулировку инсайтов (как интерпретировать).
Что интерпретировать
Существует три основных принципа определения, какие виды поведения пациента могут или должны интерпретироваться. Первый принцип заключается в том, что бо́льшая часть комментариев должна быть направлена непосредственно на поведение, относящееся к иерархии целей ДПТ, либо на такие разновидности поведения, которые с ними функционально связаны. Например, суицидальное поведение или поведение, которое обычно приводит к суицидальному, будет более приоритетным; поведение, которое препятствует проведению терапии в данное время либо чревато проблемами подобного рода в будущем, стоит на втором месте; и т. д. Второй принцип заключается в том, что при равенстве прочих условий инсайты должны быть направлены на наблюдаемые, публичные виды поведения и события, а не на частные, внутренние. Поведение является открытым (для терапевта) при двух условиях: либо терапевт может его наблюдать, либо пациент сообщает о своем внутреннем поведении, которое он наблюдал (например, о своих мыслях, эмоциях и ощущениях).
О чем нам могут рассказать детские рисунки?
Третий принцип состоит в том, что инсайты должны быть направлены на события и поведение в настоящем, а не прошлом.
Все это говорит о том, что наиболее действенными инсайтами будут такие, которые относятся к поведению пациента, имеющему место в контексте взаимодействия с терапевтом (лично или в форме телефонной беседы). Данные, представленные Э. Марциали (Marziali, 1984 ), позволяют предположить, что положительный исход терапии напрямую зависит от ориентации интерпретаций на поведение пациента в контексте психотерапевтического сеанса. Этот подход срабатывает лучше всего в том случае, когда проблемное поведение пациента носит спонтанный характер или может возникать в контексте терапевтического взаимодействия. Как указывают Р. Коленберг и М. Тсай (Kohlenberg & Tsai, 1991 ), идеальные терапевтические взаимоотношения – те, которые провоцируют проблемное или клинически значимое поведение пациента и в то же время предоставляют возможности для развития более эффективного альтернативного поведения. Проблемные межличностные стили и поведенческие паттерны, препятствующие терапии, относятся к тем видам поведения, которые с наибольшей степенью вероятности возникнут у пациента с ПРЛ при взаимодействии с терапевтом, поэтому они будут лучшими кандидатами для инсайта. Однако многие другие важные виды проблемного поведения возникнут в контексте терапевтических взаимоотношений, включая суицидальные мысли и угрозы, эмоциональную дисрегуляцию, непереносимость стресса и возбуждения, неспособность к самоуправлению, импульсивное поведение, трудности психической вовлеченности (особенно это касается некритического наблюдения и описания) и весь спектр посттравматических реакций. Точно так же улучшение в любой из этих сфер тоже, по всей вероятности, проявится в контексте терапевтических взаимоотношений. Таким образом, терапевту следует внимательно следить за возможностями наблюдения и комментирования таких случаев поведения пациента, которые свидетельствуют о прогрессе.
Эта характерная, но непостоянная направленность на поведение, возникающее во время психотерапевтических сеансов, отличает ДПТ от многих других типов поведенческой терапии, для которых характерен акцент на поведении пациента в промежутках между сеансами. Единственное исключение относится к парасуицидальному поведению, планированию и подготовке самоубийства, что редко происходит в присутствии терапевта. Поскольку это поведение имеет высокую приоритетность, терапевт должен попытаться построить инсайт, соответствующий вызывающим и поддерживающим это поведение факторам. Как только определены факторы, порождающие поведение, терапевт должен отслеживать их появление в терапевтическом взаимодействии. Например, одна из моих пациенток, Мэри, резала себе запястья каждый раз, когда переживала сильные эмоции и считала, что другие люди не воспринимают всерьез ее состояние. Во время сеансов я заметила, что Мэри часто сообщала о своих чувствах в невыразительном, неэмоциональном стиле, отчего было трудно серьезно относиться к ее словам. Я часто комментировала, что вербальное и невербальное представление своих эмоций несет совершенно разную информацию, поэтому мне трудно определить, насколько интенсивны в действительности ее эмоции. Иногда эти замечания возвращали нас к поведенческому анализу факторов, контролирующих вербальную и невербальную экспрессию пациентки.
Как интерпретировать
Способ интерпретации может быть настолько же важным, насколько и его объект. Комментирование поведения пациента, которое наблюдается в контексте терапевтического взаимодействия, и построение гипотез относительно факторов, имеющих отношение к этому поведению, может значительно повысить интенсивность терапевтического взаимодействия. Если пациент не соглашается с комментариями или интерпретациями, попытки инсайта могут не только провалиться, но и обусловить дальнейшие проблемы. Инсайт, особенно ориентированный на текущее поведение, следует использовать очень осторожно.
Содержание и способ интерпретации в ДПТ определяется тремя правилами, которые в каком-то смысле близки упомянутым выше принципам, определяющим объект интерпретации. Первое правило состоит в том, что интерпретация должна основываться на биосоциальной теории, описанной в главе 2, а также на посылках ДПТ относительно пациентов, представленных в главе 4. Одна из основных функций любой клинической теории или комплекса посылок состоит в том, чтобы направлять конструирование гипотетических интерпретаций поведения пациента. Терапевт должен сосредоточить свои комментарии на правилах, которые определяют поведение пациента, а также на закономерностях функциональной связи поведения и непосредственных поведенческих антецедентов и консеквентов, на общих для всех людей психологических процессах, биологических влияниях, а также на ситуативных событиях или контекстах. Для построения инсайтов применяются описанные выше принципы формулирования гипотез относительно поведения, использующиеся при анализе.
Второе правило состоит в том, что при построении инсайтов терапевт должен стараться использовать лексику, не несущую отрицательного смысла. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение инсайтам с положительным значением. Подобным образом более предпочтительны инсайты, которые соответствуют опыту пациента. Исключением будет целенаправленное использование стратегий негативной коммуникации для достижения изменений (подробнее об этом – в главе 12). Подобный подход может требовать исключительно шокирующих и отрицательных интерпретаций. (Например, терапевт может говорить: «Вы снова пытаетесь делать все так, чтобы помешать терапии и довести меня до белого каления?», обращаясь к пациентке, которая – наверное, в миллионный раз – демонстрирует чрезвычайно интенсивное поведение, препятствующее терапии.)
Третье правило гласит, что интерпретации должны устанавливать связи между нынешним поведением пациента и текущими событиями. Пациенты с ПРЛ нередко отчаянно стремятся понять, как они дошли до такого тяжелого состояния; они часто хотят обсуждать события раннего детства и выяснить роль раннего научения в развитии своих проблем. Терапевт не должен совсем отказываться об обсуждения таких тем, поскольку их цель вполне оправданна. Однако следует подчеркнуть, что факторы, способствующие возникновению определенных форм поведения, не всегда дают информацию о факторах, ответственных за поддержание этого поведения. Кроме того, такой анализ не обязательно указывает пути изменения поведения. (Даже наоборот, пациент может сказать: «Как же я могу измениться, прожив такую жизнь?») Душевное спокойствие, которое некоторые пациенты обретают после подобного анализа, сто́ит затраченного на него времени (при условии умелого проведения); однако такой анализ не может заменить понимания поведения индивида в нынешнем контексте.
Время интерпретации
Существуют принципы того, когда и какие именно интерпретации следует предлагать пациенту. Эти принципы универсальны и применимы ко всем пациентам. Особенно важны три следующих момента. Во-первых, определять то, когда и сколько интерпретировать, нужно эмпирически и индивидуально для каждого пациента. Терапевт должен наблюдать влияние инсайта на пациента и соответственно изменять свое поведение. Во-вторых, диалектико-поведенческий терапевт обычно не воспринимает пациентов как слишком хрупких и слабых для того, чтобы принять правдивую интерпретацию своего поведения. В-третьих, принципы формирования, или шейпинга, определяют выбор того, какие виды поведения следует отложить на потом в пользу других видов поведения, требующих немедленного внимания (подробнее об этом – в главе 10).
Ниже описываются четыре стратегии инсайта.
Актуализация
При актуализации терапевт предлагает пациенту обратную связь относительно некоторых аспектов его поведения для отражения, подчеркивания или выведения на первый план определенных поведенческих паттернов. Часто актуализация довольно скоротечна и может ограничиваться кратким комментарием (например, «Очень интересно»), обсуждение темы может откладываться. Актуализация часто облекается в форму вопроса («Вы заметили, что сегодня вы уже в третий раз меняете тему?»).
Актуализация негативного поведения обычно истолковывается пациентом как критика, поэтому терапевту следует быть очень осторожным, чтобы не использовать эту стратегию как прикрытие своей враждебности или критичности по отношению к пациенту. Пациенты с ПРЛ чрезвычайно чувствительны к этому. Обычно очень полезно уравновешивать актуализацию сильных сторон пациента обращением к проблемным реакциям.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: