Игры никитиных

15.09.2018 0 Автор admin

Сложи квадрат

В каждом уровне — 12 вариантов квадратов, на двух планшетах формата А4. Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности.

Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата.

"Квадраты Никитина" своими руками

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

Уровни сложности 1 2 3
Количество составных частей квадрата 2-3 3-5 4-7
Рекомендуемый возраст 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет

Интеллектуальные игры Никитиных имеют немаловажное значение в развитии ребенка. Как же в них играть? У Никитиных существуют несколько правил для успешного освоения интеллектуальных игр:

  1. Радоваться детским успехам, хвалить малыша, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, к движению вперед, к совершенствованию.
  2. Никогда не следует доводить занятия с малышом до пресыщения, до того, что ребенку больше не хочется играть. Заканчивайте игру, как только промелькнет первый признак потери интереса у крохи.
  3. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. У ребенка должен развиваться самоконтроль.
  4. С какой игры начать? Конечно, это все индивидуально, однако не следует сразу браться за сложные задачи, это отпугнет малыша. Для начала подойдут «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», позже можно вводить «Уникуб», «Сложи квадрат», «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики».
  5. Если малыш теряет интерес к игре – оставьте ее на какое-то время.
  6. Для самых маленьких (1.5-3 года) оживляйте игру сказкой, давайте имена узорам, рисункам, фигурам.

«Сложи узор»

Эта игра представляет собой 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них узоры с множеством вариантов. Начинать играть в нее можно с 1.5-2 лет. Сначала дети учатся по узорам-заданиям выкладывать точно такой же узор из кубиков. Затем, глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков. Эта игра развивает способность ребенка к синтезу, анализу, развивает способность к конструированию.

«Рамки и вкладыши Монтессори»

Эта игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок с вкладышами в виде геометрических фигур (16шт). Задания для игры:

  • Найди вкладыш к рамкам и вставь их.
  • Обведи контур фигуры по рамке.
  • Обведи вкладыш.
  • Раскрась фигуры цветным карандашом.
  • Сделай фигуру с двойным контуром.
  • Сделай орнамент из фигур.
  • Узнай фигуру на ощупь.
  • Вставьте вкладыши в рамки на ощупь.
  • Разложи рамки и вкладыши по количеству углов.

«Уникуб»

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков.

Развивающие игры Никитиных

Грани каждого кубика окрашены в три цвета. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий, которые расположены в порядке возрастания сложности:

  • Сложи кубики в коробку, чтобы дно было синим, середина желтой, а низ – красным.
  • Сложи поезд так, чтобы крыши, стены были красными.
  • Желтая квадратная коробка – сложить так, чтобы 4 боковые грани были желтыми.
  • Сложить синюю букву «П», красную «Н» и т.д.

«Обезьянка»

Игра для детей 2-3 лет. Цель игры – развить внимание ребенка, научить его точно копировать ваши действия. Рассказывается сказка об обезьянке, которая повторяла все за мальчиком (открывала дверь, разворачивала конфету). Игра заключается в том, что нужно построить из 2 кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» смотрят на ведущего и делают быстро точно такую же.

«Сложи квадрат»

Эта игра для детей от двух лет. Игра состоит из частей, иногда даже очень странной формы, из которых нужно сложить квадрат. Дети понимают, что нужно переворачивать кусочки на лицевую сторону, отбирать их по цвету. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения, сообразительности. Задания постепенно усложняются.

«Дроби»

Игра для детей 3-5 лет. Представляет собой  12 кружков, разделенных на равные части. Как играть?

  • Сложить из каждой кучки кружок одного цвета.
  • Как называются (одна вторая, одна третья).
  • Уложите в ряд по одной части всех цветов — от большей к меньшей. Уложите такие же части, но стопкой.
  • Какая часть больше: одна пятая или одна четвертая?
  • Сложить из частей разного цвета целый круг (двухцветный, трехцветный).

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович \\ теги: игрушки Никитиных, интеллектуальные игры

Пальчиковые игры. Часть IVЧем так полезны игры с песком?

Для начала можете прочитать: Методика раннего развития Никитиных.

А сейчас рассмотрим в отдельности каждую игру Никитиных. Как она проводится и что развивает. Конечно, лучшее знакомство — это сама игра. Поэтому не забудьте после прочтения приступить к реальным действиям и приобрести или сделать своими руками перечисленные игры.

Наше описание начнём с самых простых игр для малышей дошкольного возраста.

Рамки и вкладыши Монтессори

Эту игру разработала и успешно применяла в своей педагогической деятельности итальянский педагог Монтессори. Игра представляет набор геометрических фигур в виде рамок и подходящих к ним вкладышей. С такой игрой можно знакомить малыша уже в 1 год. В 2 года он успешно будет подбирать простые фигуры.

Игра развивает:

  • Умение узнавать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, пяти- и шести угольник и др.), различать их и правильно называть.
  • Тактильные ощущения — подбор вкладышей к соответствующим рамкам малыш делает руками, перебирая вкладыши пальчиками. Это являются своеобразным «массажем мозга», стимулирует умственное развитие. Благодаря такой игре итальянский педагог Монтессори в начале 19 века восстанавливала умственные способности отсталых детей до нормального уровня.
  • Вкладыши можно обводить ручкой или карандашом, а рамки — использовать как трафареты.

    Игра “Сложи квадрат” Никитиных своими руками

    В таких игровых занятиях развивается умение держать карандаш, рисовать узоры. Так рука готовится к письму.

Сложи узор

Эта игра состоит из набора кубиков (16 штук). Грани каждого кубика окрашены в разные цвета: красная, синяя, жёлтая и белая. Две грани поделены пополам и окрашены в два цвета (жёлтый/синий, красный/белый). Из таких кубиков складываются различные узоры: от самых простых дорожек одного цвета (4 кубика красной стороной вверх), до более сложных корон, снежинок, конфет и пароходов.

Игра развивает:

  • Мелкую моторику — движение кистями рук при поворачивании кубиков и разыскивании грани нужного цвета. Это — также подготовка руки к письму.
  • Пространственное воображение. Чтобы сложить узор, надо мылено разделить его на кубики, представить, какой кубик положить и как повернуть.

КВ или Кубики для всех

Эта игра интересна как детям, так и взрослым. Игровой комплект представляет собой 7 фигур, каждая из которых склеена из трёх или четырёх кубиков. Фигуры окрашены в определённый цвет (белый, синий, жёлтый, красный, оранжевый). Игра начинается с распознавания фигур, их идентификации с теми, которые нарисованы на бумаге. Эту серию называют КВ-1. Заниматься ею (играть) можно с 1,5-2 лет.

В дальнейших заданиях сложность постепенно возрастает. КВ-2 — сложить фигуру из двух фигур. КВ-3 — сложить из трёх фигур. И так далее. Самая сложная серия — КВ-7. Здесь задачи не всегда под силу даже взрослым. Но для детей с развитым интеллектом они посильны и интересны.

Что развивает игра:

  • Пространственное воображение.
  • Умение моделировать и составлять сложное из нескольких простых частей.

Уникуб

Одна из самых сложных игр Никитина. Представляет собой набор из 27 кубиков, из которых складывается куб размером 3х3 кубика с каждой стороны. Грани кубиков имеют определённый цвет. Используются три цвета: жёлтый, красный и синий. Меняя расположение кубиков, можно собрать большой куб из 27 кубиков красным, жёлтым или синим.

Самые простые игры начинаются со складывания одного ряда и одного уровня (первого ряда из 9-ти кубиков — 3 на 3). На следующих уровнях задачи усложняются. Надо сложить в определённом цвете два или три уровня большого куба. Также есть задания, в который в заданном цвете необходимо выложить колодец, небольшой куб (с ребром 2х2 кубика), параллелепипед.

Что развивает игра:

  • Пространственное воображение, представление, мышление. Любая геометрия после таких игр будет простой и понятной.
  • Для малышей — умение различать цвет и выбирать тот, который назван.

Дроби

Эта игра позволяет наглядно показать ребёнку, что такое деление на дроби, и как делать вычисления с дробями. Игра представляет собой набор из плоских кругов, которые разрезаны на равные части (две, три, пять, шесть). Все части одного круга окрашены в свой цвет. Например, половинки — красные. А трети — жёлтые.

В начале игры ребёнок складывает из частей целое. В последующих заданиях приступает к сравнению — что больше: ¼ или 1/6, ½ или 1/5? При этом акцентируется внимание, что чем меньше частей, тем больше каждая из них. То есть половинка торта больше, чем его треть.

Что развивает игра:

  • Умение называть дробные числа.
  • Умение сравнивать дроби.

Как видите, в играх Никитиных нет больших сложностей. В простых кубиках заложен будущий интеллект и творческий потенциал вашего ребёнка.

"Использование развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми 3-4 лет"

Автор: Осенних Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №95"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Использование развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми 3-4 лет"
Дата публикации: 09.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Тема стажерской площадки: «Использование развивающих игр Б.П.

Никитина в работе с детьми 3-4 лет»

1.

Актуальность
В начале учебного года я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление, с той целью, чтобы ребенок смог успешно обучаться в дальнейшей математике и другим наукам. Развивающие игры Никитина будут отправной ступенью в математическом развитии дошкольников. В программе «Детство» математическое развитие ребёнка строится на основе развивающих игр, использование игровой технологии в образовательном процессе созвучно требованиям, заложенными в концепции математического развития дошкольников. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в обществе, обеспечит потребности к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х с п е ц и а л и с т о в д л я н а у к о е м к о г о и высокотехнологического производства. Цель математического развития – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. На Урале особое внимание уделено точным наукам, развитию робототехнике. Деятельность педагога ДОУ должна быть направлена на подготовку дошкольников к робототехнике через реализацию развивающих игр, лего-технологий в образовательном процессе.
2.

Планируемые результаты
1. Ребенок знает различные способы получения и передачи информации. 2. Развивать творческие способности, воображение детей. 3. Детисравнивают предметы по цвету, форме. 4. Различают основные цвета и их оттенки. 5. Складывают квадрат из нескольких частей. 6. Отмечают признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника и т.д.).
3.

Научное обоснование, положенное в основу деятельности
Технология развивающих игр направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и создает условия для опережающего развития способностей детей. Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год ис пользуют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако се годня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих
игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о
техно

логии развивающих игр
— специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и це лостности, предполагается достижение определенного результата, ориенти рованного на развитие способностей и формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста. Технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осущест вляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой
набор за

дач,
которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков; квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с
разными спосо

бами подачи информации.
Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи ин формации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий
диапазон трудностей:
от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности. В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором фор мируются исполнительские черты в ребенке.
4.

Представление опыта
Набрав младшую группу я констатировала: дети на 38 % имеют темперамент – холерический, много гиперактивных детей. Исходя из моих наблюдений я включила в свою работу развивающие игры Никитина.
Техническое оснащение:
— «Обезьянка»; — «Сложи узор»; — «Рамки и вкладыши Монтессори»; — «Сложи квадрат»; — «Уникуб». В начале своей работы я отступила от плана деятельности и внесла игру «Обезьянки», так как на данный момент у меня был только строительный материал. Я решила попробовать. Дети с удовольствием копировали мои действия с кирпичиками двух цветов. Данную игру мы проводили в разных видах деятельности: в совместной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах. Знакомство с игрой мы начали в летний период. Я начала с рассказа сказки про «Мальчика и обезьянку». Каждый играющий, т. е. «мальчик» и «обезьянки», берут по 2 кирпичика. В начале игры «мальчик» поднимает оба кирпича вверх над головой и,
когда видит, что все «обезьянки» сделали так же, быстро прячет руки с кирпичами под стол. Игру я оживляла одобрительными замечаниями в адрес «обезьянок», ставить кирпичики медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол или, наоборот, очень осторожно, чтобы никто не услышал звука. Фигуры сначала давала легкие, а затем усложняла настолько, что с последними не все будут справляться. Ведущими назначала детей, которые находчивые и сообразительные. В играх дети выполняли не только предложенные мною задания, но и давала возможность самостоятельно находить другие варианты заданий игр. При этом я учитываю принцип «от простого к сложному» и объединяю его с принципом творческой деятельности «от самостоятельно по способностям». Таким образом, я предоставляю возможность ребенку развиваться по индивидуальной траектории. Процесс организации развивающих игр обеспечивает решение не скольких проблем, связанных с развитием творческих способностей: 1) развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих спо собностей с самого раннего возраста; 2) их задания-ступеньки создают условия опережающие развитие спо собностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно; 4) развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества; 5) взрослый создает условия для развития детской самостоятельности, не делать за него то, что он может и должен делать сам. В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр ярко прослеживается
принцип

активности

ребенка

в

деятельности,
ха рактеризующийся высоким уровнем мотивации. Рассмотрим мотивационную характеристику технологии и основные этапы ее реализации, на примере конструкта игровой образовательной ситуации.
Мотивационная характеристика технологии
 Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень дос тупных и привычных.  Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры.
Основные этапы технологии развивающих игр

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Предварительны

й
Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность
Ориентационный
Наблюдают Предлагает вниманию ребенка игру. Инициирует желание
ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого
Содержательно-

ориентационный
Рассматривают игры. Интересуются ими Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес)
Ценностно-

волевой
Осуществляют свободную игровую деятельность Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр. Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры). Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке. Использует метод «ледокола» — каждый день начинает с уже освоенного, затем предлагает неизвестное более трудное. Осуществляет образное «оживление» игровой ситуации
Рефлексирующий
Оценивают свои возможности в игре и осуществляют свободную игровую деятельность с играми все более и более высокой степени сложности Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия В ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения деть ми новых игр. В своей работе по реализации развивающих игр Никитина я учитываю следующие методические советы: — Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу дея тельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы. — Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре. — Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного об щения по поводу заданий, предлагаемых в игре. — Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрос лого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый
выступает в роли «консультанта». — Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются. — Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. — Подсказка — распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. — Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. — Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый пе реоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным зада ниям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. — Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил ин терес к игре, нужно на время ее отложить. В своей работе я ориентируюсь на следующие методы и приемы:
Игровые

методы:
вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действии в соот ветствии с принятой ролью; выполнение практических действий по получе нию необходимой информации.
Диалогические методы:
беседа, «вопросы — ответы», формулировка выводов.
Методы обучения:
показ способа действия (после выполнения задания), проблемная ситуация, упражнение. Я предлагаю перспективный план развивающих игр, я подчеркну – перспективный – так как ведущая цель: успешное развитие малыша, рост его способностей через игру, а она должна приносить радость.
Сроки

Игра

Задачи

Продукт деятельности
1-ая неделя сентября «Сложи узор» С л о ж и т ь у з о р п о образцу, используя один цвет (СУ – А1) Складывание дорожек и квадратов одного цвета. 2-ая неделя сентября «Сложи узор» С л о ж и к в а д р а т п о образцу (серия СУ – А2, 3, 4) Складывание к ва д р ато в , используя 4 цвета. 3-ая неделя сентября « Р а м к и и вкладыши Монтессори» Сформировать умение узнавать и различать форму геометрических фигур (зрительно). Нахождение отверстия точно такой же формы, что и вкладыши. 4-ая неделя сентября «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – А5, 6, 7, 8) Складывание узора по карте- образцу. 1-ая неделя октября « Р а м к и и вкладыши Монтессори» Сформировать умение узнавать и различать форму геометрических фигур (зрительно и тактильно). Нахождение отверстия точно такой же формы, что и вкладыши, определяя их на ощупь.

Обзор системы Никитиных

2-ая неделя октября «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – А9, 10, 11, 12) Складывание узора по карте- образцу. 3-ая неделя октября « Р а м к и и вкладыши Сформировать умение обводить контур фигуры. Умение обводить контуры ф и г у р ы п о р а м к е ( с
Монтессори» заданиями – усложнениями). 4-ая неделя октября «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – А13, 14, 15, 16) Складывание узора по карте- образцу.

1-ая неделя ноября « Р а м к и и вкладыши Монтессори» Сформировать умение обводить контур фигуры. Умение обводить контуры фигуры по вкладышу (с заданиями – усложнениями). 2-ая неделя ноября «Сложи квадрат» Сформировать представление складывания квадрата из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 2, 3, 5) Умение складывать квадрат из 2 и 3 частей различной формы и цвета. 3-ая неделя ноября «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – А17, 18, 19, 20) Складывание узора по карте- образцу. 4-ая неделя ноября « Р а м к и и вкладыши Монтессори» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь обводить по контуру и ф и г у р ы и н ау ч и т с я закрашивать, не выходя за рамки. Ум е н и е з а к р а ш и в ат ь и заштриховывать контуры фигуры. 1-ая неделя декабря «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 4, 6, 7) Умение складывать квадрат из 2 и 3 частей различной формы и цвета. 2-ая неделя декабря «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – А19, 20, 21, 22) Складывание узора по карте- образцу. 3-ая неделя декабря « Р а м к и и вкладыши Монтессори» Продолжать узнавать рамки-вкладыши н а ощупь. Нахождение отверстия точно такой же формы, что и вкладыши, определяя их на ощупь. 4-ая неделя декабря «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 8, 9, 10) Умение складывать квадрат из 3 и 4 частей различной формы и цвета. 2-ая неделя января «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б1, 2, 3, 4) Складывание узора по карте- образцу. 3-ая неделя января « Р а м к и и вкладыши Монтессори» Сформировать умение классифицировать ф и г у р ы п о определенному признаку. Классифицирование рамок и вкладышей по «сортам». 4-ая неделя января «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 11, 12, 13) Умение складывать квадрат из 3, 4, 5 частей различной формы и цвета.

1-ая неделя февраля «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б5, 6, 7, 8) Складывание узора по карте- образцу. 2-ая неделя февраля «Обезьянка» Развивать конструктивные способности. Умение моделировать по образцу ведущего.
3-ая неделя февраля «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 14, 15, 16) Умение складывать квадрат из 3, 4, 5 частей различной формы и цвета. 4-ая неделя февраля «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б9, 10, 11, 12) Складывание узора по карте- образцу. 1-ая неделя марта «Уникуб» Развивать логическое, аналитическое мышление, способность к решению поисковых задач, развивать память и внимание, (У – 1, 2, 3, 4) Умение складывать уникуб в коробку разными способами и выкладывать по образцу. 2-ая неделя марта «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 17, 18, 19) Умение складывать квадрат из 3, 4 частей различной формы и цвета. 3-ая неделя марта «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б13, 14, 15, 16) Складывание узора по карте- образцу. 4-ая неделя марта «Обезьянка» Развивать конструктивные способности. Умение моделировать по образцу ведущего. 1-ая неделя апреля «Уникуб» Развивать логическое, аналитическое мышление, способность к решению поисковых задач, развивать память и внимание, повышение умственного потенциала ребенка (У – 5, 6, 7, 8) Умение выкладывать по ка рт е — схе м е , и с п о л ь з у я желтый и красный цвета. 2-ая неделя апреля «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – 20, 21, 22) Умение складывать квадрат из 4, 5 частей различной формы и цвета. 3-ая неделя апреля «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б17, 18, 19, 20) Складывание узора по карте- образцу. 4-ая неделя апреля «Уникуб» Развивать логическое, аналитическое мышление, способность к решению поисковых задач, развивать память и внимание, повышение умственного потенциала ребенка (У – 9, 10, 11, 12) Умение выкладывать по карте-схеме, используя три цвета. 1-ая неделя мая «Сложи квадрат» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь складывать квадрат из н е с ко л ь к и х ч а с т е й различной формы (СК – Умение складывать квадрат из 4, 5 частей различной формы и цвета.
22, 23, 24) 2-ая неделя мая «Сложи узор» Сложить узор по образцу (СУ – Б21, 22, 23, 24) Складывание узора по карте- образцу. 3-ая неделя мая «Уникуб» Развивать логическое, аналитическое мышление, способность к решению поисковых задач, развивать память и внимание, повышение умственного потенциала ребенка (У – 13, 14, 15, 16) Умение выкладывать по карте-схеме, используя три цвета. 4-ая неделя мая Развлечение «Поиграем в м е с т е с мамой!» Развивать творческие способности, в о о б р а ж е н и е д е т е й способность к решению поисковых задач. В процессе игровых образовательных ситуаций использую: сюрпризные моменты, проблемные ситуации, создание ситуации успеха, чтение по схеме.
В младшем дошкольном возрасте мы использует такие игры:

«Сложи

узор»
. Эта игра представляет собой 16 кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в коробку (ее наличие обязательно). Вначале мы рассматривали с детьми кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла четыре кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это — желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, жёлтый». Если ребенок отвлекались, то знакомство с кубиками я переносила на следующий раз. Так технология развивающих игр предполагает увлеченность и самостоятельность в игре. Игры с кубиками способствуют развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать.
«Рамки и вкладыши

Монтессори».
Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и т. д. Работа начиналась с показа вкладышей: взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их ребенку. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их ребенку для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно ребенок познакомится со всеми фигурами комплекта. Постепенно можно усложнять задания: обводить
контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом по вкладышам (это сложнее).
«Сложи

квадрат»
. Игра имеет три категории сложности, в каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Сначала детей знакомлю с целым квадратом, затем с квадратом из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. После чего начинаю игру с детьми. Детали мы раскладываем по кучкам (в каждой — части одного цвета), и предоставляю ребенку возможность действовать самому. Эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
«Уникуб»
. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. В набор входит 27 небольших кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Результативность развивающих игр зависит, во-первых, от системати ческого их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В раздел образования

Борис Павлович Никитин (21 января 1916 — 30 января 1999) — советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.

Родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. В том же году встретил свою будущую жену, Лену Алексеевну. Вместе с женой вырастили и воспитали семерых детей.

Никитина Лена Алексеевна (31 января 1930, Болшево, Московская область — 18 мая 2014, Королёв, Московская область) — советский и российский педагог и писательница, одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Многие книги написаны в соавторстве с мужем, Борисом Павловичем Никитиным.

Мать, Е. А. Литвинова, — учительница. Отец, А. Д. Литвинов, — военный инженер.

В 1948 году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году — Московский областной педагогический институт.

Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956 по 1960 — в московской железнодорожной школе № 40. С 1960 по 1980 — библиотекарь и заведующая Болшевской библиотеки.

Сайт автораНикитины Л.А. и Б.П.. Аудио книгиНикитины Л.А. и Б.П. на видео

Здоровое детство без лекарств и прививок

Раздел: Здоровье

Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека.И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить.

Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта.

Далее »

Интеллектуальные игры

Раздел: Интеллект

Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему?

Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.

А что, как не творчество, является источником жизненных сил Человека?! Конечно, этот процесс чрезвычайно многогранен, и одними играми здесь не обойтись.

Далее »

Мама и детский сад

Раздел: Мама и малыш

Книга написана в форме размышления автора о роли матери в семейном воспитании, о сотрудничестве семьи и детского сада, о путях совершенствования работы дошкольных учреждений.

Игры Никитина Сложи квадрат 1 уровень

В книге широко использованы дневниковые записи Л.А. Никитиной.

Далее »

Мы и наши дети

Раздел: Возрастная психология

Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, очень многим казавшийся вначале необычным и рискованным, теперь получает широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.Он выдержал проверку временем и помогает молодым родителям организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми, умными, добрыми и чтобы сами папы и мамы почувствовали радость творчества в общении со своими детьми.

Далее »

Развивающие игры

Раздел: Возрастная психология

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Далее »

Я учусь быть мамой

Раздел: Мама и малыш

Семья Никитиных обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы».

Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она — словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы — и «знаменитые», и «простые» — равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.

Далее »

Комментарии читателей

Страница:12

Читать все отзывы (28) »

Добавить отзыв

Десятипальцевый метод саморазвития