Игры на разрешение конфликтов

27.07.2018 0 Автор admin

Игры на знакомство с противоречиями

 

Игра «Суд»

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные) свойства

предмета, явления, их взаимосвязь.

Ход: Дети делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо

объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроры»

указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» — на

положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.

Игра «Инструкция»

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.

Ход: Детям необходимо составить подробную инструкцию для

выполнения нелёгкого задания, например:

      —     как вынуть изюм из кекса;

—       сделать маникюр кошке;

—       выиграть в лотерею.

Проблемные ситуации на выведение следствий

 

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать

различные варианты следствий одного и того же события.

Содержание: Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов

«что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и

оригинальные ответы:

— из крана на кухне польется апельсиновый сок?

— из тучи вместо дождя станет падать изюм?

— люди придумают таблетки от сна? и т. п.

Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Содержание: Педагог предлагает детям назвать как можно больше

возможных причин для следующих ситуаций:

— во всем доме погасли все электрические лампочки;

— речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.

Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма»

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью

приема «мозгового штурма».

Проблемная ситуация «Архимед»

Содержание: Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети

должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

— как без космического корабля слетать на Сатурн?

— как оживить куклу?

— как закрепить детали одежды без ниток?

— как вымыть руки без мыла? и т.п.

Проблемная ситуация «Про часы»

Содержание: Педагог предлагает детям представить, что грабители

похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно

решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не

завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.

Проблемные ситуации на разрешение противоречий

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

— Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;

— Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

— нужно слепить снеговика, а снега мало;

— Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

* При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения

имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.

Проблемная ситуация «История про Пугало Огородное, которое птиц и

мышей пугать перестало»

Содержание: Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они

трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что

над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть

гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха,

если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и

перестали бояться.

Поиграем? Игра ‘Вымышленная ситуация’

Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь?

Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений о способах измерения объектов

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя

имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Содержание: Педагог предлагает детям рассказать, чем бы они стали

отмерять продукты, если бы хотели приготовить завтрак для великана (мука,

молоко, масло, яйца, соль, перец)?

*Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

Проблемные ситуации на воплощение замыслов

Цель: учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной

деятельности.

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?»

Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не

скоро.

Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли

сохранить кусочек зимы летом?

* Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети

зарисовывают идею.

В заключении хочу отметить, что в результате постоянного включения

таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно

снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает

познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное,

эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более

общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные

знания в повседневной жизни.

Детские конфликты и способы их решения

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Проявления конфликтов в детском саду могут быть следующими:

  • нежелание ребенка, что-либо делать, совершать определенные действия;
  • желание обладать чем-то, например игрушкой, ведущее к конфликтной ситуации;
  • внешнее непокорство режиму, просьбе, требованию;
  • отказ от пищи или общения;
  • проявление агрессии;
  • демонстративная капризность;
  • провоцирующее поведение детей со взрослыми или сверстниками и т.п.

Почвой для “повышенной конфликтности” во время возникновения конфликтных ситуаций может быть множество предпосылок, но и их также можно частично рассмотреть, среди них:

  • особенности индивидуального психического и физического развития;
  • особенности микроклимата в семье ребенка;
  • особенности детского мировоззрения;
  • психологические барьеры и детские страхи;
  • неумение (необученность) выполнять определенные действия, например, неумение застегнуть пуговицу, пользоваться чашкой, мылом и др.;
  • физическое состояние детей;

Чаще всего встречаются два типа психологических конфликтов у детей дошкольного возраста — конфликт в действиях и конфликт в мотивах.

Часто теоретики рассматривают два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний.

Явные внешние конфликты у детей дошкольников вызываются противоречиями, которые возникают во время общения и совместной деятельности. Внешние конфликты возникают в сфере отношений детей, однако, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты обладают временным, ситуативным характером и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Внешние конфликты часто могут быть полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Моделируя конфликтные ситуации в педагогическом процессе можно, задействовать механизм принятия решения и оценки происходящего детьми, что следует рассматривать как одно из средств воспитание нравственности.

Данетки с ответами

^ большей частью скрыт от наблюдения, он возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе внутренних противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, ребенок не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармонических отношений и всестороннее формирование личности.

^

  1. Необходим анализ педагогом-психологом и воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы. Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению.
  2. В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно “мирного решения ” сложившейся ситуации, вместо ее обострения.
  3. Родителям следует уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых.
  4. Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
  5. Следует применять золотое правило морали интерпритированно для восприятия детьми, подчеркивая моральную пользу от его применения.
  6. Необходимо полноценное общение родителей и воспитателей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.
  7. Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.

Похожие:

2 Положительные и отрицательные стороны школьного конфликта
Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, это, мол, конструктивные…
Методическая разработка «Конфликты и их разрешение»
Сегодня мы тоже попытаемся сами попробовать практически разобрать некоторые конфликты. И так, мы начинаем
Урок Тема «Конфликты. Пути их решения» Цель урока
Цель урока: Рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения
«Методы и способы решения задач на поверхностное натяжение и капиллярные явления»
«Методы решения физических задач». Цель курса в целом, и урока в частности, повысить мотивацию к изучению физики, развивать логическое…
Классный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами…
«Педагог и родитель конфликты в нашей жизни или »
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом…
И докладчик уточняются
Способы решения проблем c использованием имеющимися возможностями авторских средств
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Тва. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются….
Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская «Типы химических задач и способы их решения»
Урок №12. Две силы, объявшие весь мир Сегодня, во время относительного…
Как известно, после второй мировой войны десятки миллионов людей погибли в результате военных действий. Но даже те государства, которые…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

shkolnie.ru

Обучение игровым методам разрешения конфликтов

⇐ Предыдущая1234

Попадая в конфликтную ситуацию, Вы, классные руководители, можете направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить.

В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, установив взаимопонимание между людьми, устранив различные недоразумения, недомолвки. Проблема понимания другого человека (ученика) очень сложна.

Остановлюсь на ней подробно.

Человек существует в двух его «измерениях»: своём внутреннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Всё, что происходит в сфере личного я, есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некой загадкой, которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться – по поведению, словесным и символьным средствам выражения.

Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые. По его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится взаимоотношение с человеком.

Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет Вам полезен.

Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на своё мышление. Чтобы понять партнёра по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нём и ситуации, в которой находится собеседник.

Комментарий.

Каждый классный руководитель должен быть исследователем, уметь провести исследование по различным проблемным ситуациям, в том числе и конфликтным. Через проектирование ситуации можно научиться выходить из самых сложных педагогических ситуаций.

«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся (и учителей!); умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

· Конфликт между учителем (учеником)

Престарелый князь Пин Гунн сказал однажды своему министру:

— В молодости я был глуп и не хотел учиться. Теперь же учиться поздно: вчера мне исполнилось семьдесят лет.

— И всё со свечкою лучше, — проговорил министр.

Князь с удивлением посмотрел на министра и сказал:

— Слова Ваши лишены смысла. Какое отношение имеет свеча к тому, о чём я говорил?

Министр ответил:

— Знания, которые мы приобретаем в детстве и юности, подобны утреннему солнцу. Оно смело прогоняет ночную тьму, щедро сияет и пробуждает всех к жизни. Знания, полученные в зрелом возрасте, — это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжет, но греет и защищает вас от холода.

— Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи. Свет её не велик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь.

— Так не ясно ли, что лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Работа по воспитанию «БУДУЩЕГО» сложна. ……

Но, несмотря ни на что, будь красивым деревом на самой высокой горе.

Если не можешь быть деревом, будь кустиком в пустыне, но только самым красивым. Если не можешь быть кустиком, будь маленькой веточкой, но самой красивой, с замечательными плодами.

Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой.

Будь ручейком, в котором отражаются чистота неба и яркость солнца. Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на ночном небе, но свети ярко-ярко.

Будь маленьким лучиком, указывая дорогу заблудившемуся путнику.


Случай из практики

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И. Гёте

Поступки – это плоды помыслов. Будут разумные помыслы – будут хорошие поступки.

Б. Грасиан

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нём не угасает.

Ж.-Ж. Руссо

Если ты хочешь, чтобы никто не знал о каких-либо твоих неправильных поступках, никогда не совершай их.

Р.Эмерсон

В кабинет стремительно вошла Татьяна Ивановна – учитель изобразительного искусства. На лице отпечатки недовольства, грусти, даже негативизма… «Намешано» всего понемногу, поэтому вопрос: «Что случилось?» был неуместен.

— Галина Михайловна, я сейчас несправедливо наказала весь класс, и всё из-за одного ученика, — громко говорила Татьяна Ивановна, — но я ничего с собой сделать не могла. Я была в гневе! Так никто и не сказал, кто же это сделал!..

Татьяна Ивановна продолжала говорить и говорить. Она уже не просто говорила, а плакала. И я понимала, что мне надо просто молчать. На изложение учительской версии о случившемся ушло время. Разве можно определить, сколько минут мне пришлось выслушивать Татьяну Ивановну? Наверное, в таких ситуациях никто не смотрит на часы.

Когда вся информация, которую хотел поведать мне учитель, была перенесена на меня, Татьяна Ивановна наконец поняла, что я приглашаю её сесть и успокоиться.

Передо мной сидел учитель, влюблённый в своё дело. Это был художник, творец. Картины этого учителя «ждали» своих новых хозяев. Небольшой педагогический стаж Татьяны Ивановны (4 года) не помешал создать творческую мастерскую. Её работы были известны в школе и за её пределами.

Успокоившись, Татьяна Ивановна поведала мне о случившемся более спокойно.

По расписанию у Татьяны Ивановны был урок в 8 «а» классе. У одного из учеников в кармане оказалась обычная пачка быстрорастворимой лапши «Ролтон». Открыв её, он стал выполнять творческий рисунок. Шелест бумаги, где находилась лапша, отвлекал весь класс. Ребята то и дело оглядывались, ища глазами того, кто столь странно сопровождает урок. Услышала это и Татьяна Ивановна. Её творческая натура не позволяла учащимся класса выполнять рисунок, сопровождаемый раздражающей музыкальной композицией.

Когда ученик (назовём его Гриша) вновь полез в карман, чтобы издать очередные аккорды, она решительно подошла к нему и, забрав содержимое, (Григорий очень спокойно вынул пачку из кармана) положила её в раковину, которая находилась рядом.

Урок уже закончился. В коридоре стоял другой класс. Это был 7 «б», который, как выяснится, и станет жертвой педагогического бессилия Татьяны Ивановны. Но об этом чуть позже.

Татьяна Ивановна, приготовив дидактический материал — красивую расписную чашу (тема урока была «Роспись») и другие наглядные пособия, покинула аудиторию.

…Зазвенел звонок. Войдя в учебный кабинет и подойдя к учительскому столу, Татьяна Ивановна увидела следующую картину.

Набор ситуаций для игры «Данетки»

В красивой расписной чаше была заварена лапша. Холодная вода, используемая при «заваривании», не испортила продукт, а помогла лапше принять вполне питательный вид. Увидев это…

Всё остальное можно домысливать, досказывать

…Наказан был весь класс, до конца урока ребята стоя рисовали.

…Вот какую версию поведали мне ребята, несколько позже прибежавшие ко мне в кабинет. Ученик Вася, предположительно сделавший это, повстречал в коридоре Гришу. Тот рассказал ему о своей активной «творческой» деятельности на уроке изобразительного искусства. Как пришла идея о приготовлении лапши в чаше Васе, можно лишь только догадываться…

Татьяна Ивановна догадалась, кто автор кулинарного «произведения», но на вопрос: «Кто это сделал?» ответа не получила.

Антон Семёнович Макаренко рассматривал процесс воспитания как определённый технологический процесс и выдвигал идеи педагогической инструментовки и педагогической техники.

Под этим углом зрения можно констатировать, что при недоброжелательном отношении к ученику технологический процесс характеризуется тем, что у воспитателя преобладает обвинительный уклон. Он не чувствует потребности в психологическом анализе поступков ученика. Если ученик принадлежит к неблагополучной семье, это усиливает неуважение к нему, пренебрежение, неверие в то, что он может исправиться.

Ученик чутко воспринимает неуважение к себе учителя. Возникает взаимная неприязнь, и поведение его неизменно ухудшается. Именно с этой позиции и рассматриваю я отношение педагога к Василию.

Василий из неблагополучной неполной семьи. Мама Василия перебивается случайными заработками от «Центра занятости», где периодически состоит на учёте и получает пособие по безработице. Пенсия по потере кормильца невысокая.

Василий постоянно был на виду у всего педагогического коллектива. Помню, что при первой нашей встрече он гордо сказал мне, что у него отец — лётчик.

Используя преимущественно осуждение и наказание, педагог и не задумывался о результатах своей деятельности. А сталкиваясь с ухудшением поведения ученика, как правило, усиливал форму наказания. Так и было в нашем случае. Поэтому Василий и привык защищаться всеми дозволенными и недозволенными способами.

Несколько слов о моей позиции и к подростку, и к проступку.

Моё доброжелательное отношение обусловлено не только стремлением найти конструктивный подход к нему, но, прежде всего, анализом его поступков.

А чтобы раскрыть их основу, я изучила семейные условия жизни Васи. В этом классе я была ещё и классным руководителем. Ознакомление с семейными условиями жизни ученика имело для меня не только познавательное значение, но и эмоциональное. Сталкиваясь с бедственным положением ученика, я сочувствовала ему, сопереживала ему. Я начинала смотреть на своего ученика не на как злостного нарушителя дисциплины, который затрудняет мою работу, а как на глубоко несчастного ребёнка, нуждающегося в помощи и заботе.

Это очень важный момент для формирования дальнейших взаимоотношений учителя и ученика.

Мне пришлось очень подробно с педагогом

⇐ Предыдущая1234



Соседи.

Каждый участник пишет на листке предложение: "тот, кто справа он …" и определяет качество соседа, например: приятный, ленивый, умный и т.д. Он также заполняет еще один листик, где определяет качество соседа слева: "тот, кто слева он…." Собирают все листки, на которых написаны качества соседей справа в одну кучку, а те, в которых описаны качества соседей слева, в другую.

Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения

После этого начинают читать записки одна за другой из одной из кучек. Вся группа определяет, кому подходит определение. Участник, которому подходит определение, хранит у себя записку до конца игры. Каждый участник получает по одной записке с определением качества. После этого, делают то же самое с другой кучкой записок. В конце, каждый участник читает те записки, которые находятся у него, и определяет насколько они подходят ему, по его мнению.

Если игра может задеть чьи-нибуть чувства, можно немного изменить, например: "лучшее качество того, кто сидит справа — это …". Записки о соседе слева могут быть такие или наоборот: "основное (отрицательное) качество того, кто сидит слева — это…". В конце игры каждый получит записку с положительным и отрицательным качеством.

Баллы на пальцах.

Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.

Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Магнит Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот, кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".

Интервью. Вызывается 2 человека из отряда. Остальные по очереди задают одному из них вопросы, а он на них отвечает, но не о т своего лица, а от лица своего оппонента, как бы это сделал он. Потом анализируется, насколько ответы отвечающего были близки к ответам оппонента, насколько он был точен, хорошо вошёл в роль и почувствовал другого человека.

Дальше пусть оппонент сам ответит на самые интересные вопросы. Вожатый может спросить, какой вопрос был самым интересным, неожиданным, какой не был задан, но хотелось услышать и т.д.

Я ценю.

Все дети садятся в круг. Каждый участник пишет на бумажках по три качества, которые он ценит в людях. Потом все бумажки складываются в центре. Далее все по очереди вытаскивают записку с написанным на ней качеством и отдают тому в отряде, кому, по их мнению, оно больше всего подходит.

Далее, в зависимости от целей игры, вожатый может спросить у ребят:

— какое качество было получить приятнее всего? — какое качество не получил, но очень хотелось бы? — какое качество удивило? — какое из полученных качеств тебе не подходит?

Если ребёнок получил какое-то неоднозначное качество (например, расчётливый), вожатый должен сгладить ситуацию, пояснить значение слова, сказать плюсы этого качества. Или пусть каждый назовёт по одному положительному качеству этого человека. Также важно проследить, кто получил больше всех бумажек, кто – меньше всех, или вообще ни одной. Важно закончить на положительной ноте, чтобы не было негатива.

Чёрно-белый стул.

Каждый ребёнок по очереди по своему выбору садится на белый, или на чёрный стул. В зависимости от этого все остальные говорят ему по одному положительному качеству (если стул белый) или то, что они хотели бы в нём изменить (если стул чёрный).

Можно сделать, чтобы все по очереди садились сначала на чёрный, а потом – на белый стул.

При проведении подобных упражнений провайдер должен быть как никогда внимательным, ведь главное – предотвратить или решить конфликт, а не обострить его. Поэтому обязательно менять черный стул на белый, комментировать все ответы, перефразировать негативные комментарии и посылы, обязательно позитивное завершение.

Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

  • сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
  • показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
  • учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

Упражнение «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один).

Ситуации — игра (конкурс) для взрослых

Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

  • Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
  • Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
  • Какие чувства испытывали играющие?
  • Чей способ решения проблемы самый успешный?
  • Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Возьмите «Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам».

Правила обсуждения

  • Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
  • Не осуждайте чужие идеи.
  • Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
  • Предлагайте как можно больше идей.
  • Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения.

Записывайте ответы на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.

  • Кто-то дразнит или обзывает тебя.
  • Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
  • Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
  • Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.

После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите следующие вопросы:

  • В чем причины конфликтов?
  • Как можно предотвратить конфликт?
  • Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
  • Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Пусть по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них благополучный исход.

Ролевая игра «Распределение сердец»

Время проведения игры: 2-3 часа.

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция: Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры:

  • Деление группы на 4 команды.
  • Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.
  • Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

  • какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
  • каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?
  • какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?