Игры кукольный театр

03.10.2018 0 Автор admin

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.

Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и драматизации только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию. Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка. Надо стараться проводить подготовку и показ кукольных театров качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. Верховые-куклы, которыми управляют из-за ширмы.

Напольные находятся радом с кукловодом на полу, ими управляют на глазах у зрителей.

Начинать знакомить детей с театром кукол следует со второго года жизни, используя различные виды театров:

Театр картинок (фланелеграф и картинки на липучках)

Теневой театр (движущиеся фигурки на ярко освещенном экране)

Театр петрушек (перчаточные куклы)

Пальчиковый театр (на бумажном или матерчатом чехольчике по размеру пальца)

Театр кукол на столе, ( «настольный», самый простой и доступный. При этом надо учитывать соотношение кукол по размеру: кошка должна быть больше мышки, но меньше собаки и тд.) Интересные куклы для настольного театра можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты, так называемые конусные игрушки.

Театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол). Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа, Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.

Детей старшего возраста знакомят с более сложными видами театра.

Театр кукол на гапите. (верховые куклы) Гапит — деревянный стержень диаметром 10 мм. Головка куклы закрепляется на гапите, ниже крепится деревянный плечевой каркас На нем закрепляется поролоновая основа, с пришитыми к ней ручками и ножками. Сверху надевается костюм куклы. Следует научить ребенка правильно и вертикально держать куклу за гапит, не облокачиваться на ширму во время движения куклы.

Театр петрушек. ( перчаточные верховые куклы) Более сложный вариант, т.к. требует от ребенка определенных действий руки и пальцев. Головка куклы надевается на указательный палец, а «руки» на большой и средний. Очень важно следить за вертикальным положением указательного пальца у ребенка, т.к. он устает, и голова куклы опускается. Так же ребенок не должен поднимать руку слишком высоко над ширмой. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста.

Театр марионеток (напольные куклы) Куклы, управляемые с помощью нитей. Нити крепятся к вагам. Вага – это деревянная крестовина, к которой крепятся нити от куклы. Кукла находится рядом с кукловодом на полу, вага – горизонтально полу. Рука ребенка должна находиться примерно на уровне согнутого локтя, держать вагу за середину. Покачивая вагу влево-вправо, ребенок приводит в движение куклу.

Театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают самыми яркими выразительными возможностями, т.к. вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головы, которая тесемками фиксируется за шею ребенка и неподвижно висит на его груди и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Такая кукла является как бы передней частью костюма ребенка, поэтому необходимо чтобы он все время находился лицом к зрителям. Такие куклы помогают ребенку проявиться себя в песенном, танцевальном творчестве,

выразительной жестикуляции, что не доступно другим видам кукольного театра.

Система «люди-куклы». Кукла, которую ребенок надевает на себя. Большая голова-маска, большие ладони, большие ботинки, как правило, изготовляют из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребенок мог видеть и дышать, рот куклы с прорезью делают на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают большими сценическими возможностями и используются в основном детьми в подготовительной к школе группе.

Играем в кукольный театр.

Настольный кукольный театр

Используемые игрушки: мягкие, резиновые, конусные. ( изготовление конусных кукол см. «Дошкольное воспитание» 10\ 1997 г.)

Управление настольными куклами не представляет для детей особой сложности. Ребенок должен брать куклу сзади так, чтобы его пальцы были спрятаны под руками куклы. Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться, покачиваться и тд. Если по ходу спектакля кукла идет медленно, то ребенок ведет ее по столу неторопливо, если кукла бежит, подпрыгивает, то ребенок передвигает ее быстро. Если встретились две куклы, то одна слушает не двигаясь, а вторая в это время «говорит», медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли кто из кукол в данный момент говорит. Очень важно добиваться чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Предварительная работа:

Дать ребенку подержать куклу, хорошо ее рассмотреть, пощупать. Попытаться определить какой у нее характер, голос, походка. Наводящими

вопросами дать ребенку попытаться «оживить» куклу.
Этюды с настольными куклами.
Начинать работу над будущим спектаклем следует с упражнений и этюдов. Этюды – это своеобразная школа, где дети младшего и среднего дошкольного возраста постигают основы актерского мастерства. Основы кукловождения. Ребенок учится наклонять игрушку вперед, возвращать ее в исходное положение, вести ее по столу, меняя направления. В этот момент происходит работа не только над движением, но и работа актера над собой: развивает речь, внимание, координация, мимика. Такие этюды и упражнения помогают ребенку развить память, воображение, умение двигаться «по сцене», общаться с партнерами согласно сценарию.

Цели этюдов – упражнений.

  • Побуждать ребенка правильно и удобно держать куклу;
  • стимулировать внимание;
  • выполнять движения спокойно, без напряжения и согласно тексту;
  • Следить чтобы руки и плечи были расслаблены, ребенок не был зажат;
  • Развивать выразительность речи и жестов;
  • Поощрять любые проявления детской фантазии.
  • Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам.

    Чем полезны игры с детьми в кукольный театр?

ЭТЮДЫ С КУКЛОЙ.
ЗАЙКА НАШЕЛ МОРКОВКУ: ребенок ведет куклу (прыжки, мелкий бег).Увидел морковку, Остановился, понюхал, посмотрел вокруг, обрадовался, побежал за другим зайчиком.
ЖУЧКА (сл.Е.Федорченко): ребенок плавным движением ведет собачку, показывая хвостик поворотом туловища, шерстку. На слова «Гав! Гав!» наклоняет игрушку вперед и возвращая ее в исходное положение.
КОШКА (Г.Сапгир) Кошка! Как тебя зовут?

Мяу!

Стережешь ты мышку тут?

Мяу!

Кошка, хочешь молочка?

Мяу!

А в товарищи щенка?

Фрр!

В упражнении могут участвовать две игрушки : одна спрашивает, другая отвечает. Добиваться выразительных интонаций в произношении.
БОЛЬНАЯ КУКЛА (В.Берестов)

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Выразительно передать страдание куклы (посадить, положить куклу на подушечку) Передать радостное настроение. Кукла танцует, кружится.

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ.

Предложить детям две-три игрушки и предложить придумать маленькую сказку. Воспитатель тоже берет персонаж и участвует вместе с детьми.

ЦЫПЛЯТА муз. А.Филиппенко.

Предложить детям обыграть сюжет песенки.

ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ. К.Чуковский.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться и корова и волчица, и жучок, и паучок,

И медведица! Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Побуждать выразительно передать движения больных зверей. Придумать, что будут делать здоровые звери (петь, танцевать, водить хоровод).
Этюды на развитие внимания, памяти.

Кто пришел?

Педагог показывает кукол – персонажей из какой-либо сказки «Заюшкина избушка», «Теремок» и тд. После прочтения сказки педагог уточняет у детей: кто пришел первым? Кто последним? Сколько было персонажей? И тд.

Давайте потанцуем!

Педагог раздает детям персонажи, которые должны двигаться (танцевать) только после сигнала. Если воспитатель поднимает цветок, то танцуют персонажи – зверюшки, если поднимает флажок, то танцуют персонажи-люди. (используется любая аудиозапись рус.нар.мелодии).

Упражнения на развитие воображения.

Представь, что это…

Педагог раскладывает перед детьми разные предметы и предлагает представить, что шапка – это котенок, варежка – мышонок, веревочка или ремень – змея, желтый шарик – цыпленок и тд. Дети должны отнестись к этому предмету как к живому существу: погладить, пожалеть, приласкать или осторожно обойти, показать, что этот предмет трогать нельзя.

Ковер – самолет.

Педагог предлагает совершить путешествие. Дети садятся на ковер и под спокойную музыку с закрытыми глазами «перелетают» в пустыню или в лес, или на море. Дети движениями показывают как им жарко, как пьют воду, как ходят по горячему песку. Или шагают по лесу, им попадаются лесные звери и тд. Педагог отмечает наиболее удачные варианты движений. Затем он напоминает, что пора вернуться на ковер-самолет и лететь «домой».

Считалочка.

К нам летят со всех концов стаи радостных скворцов!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Буду я скворцов считать!

К нам летят со всех сторон тучи темные ворон.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Не хочу ворон считать! Вот!

Передать радость, улыбку, веселое настроение. Удивление-испуг, разочарование, хмурое настроение.

Заяц – хваста.

Признаться, с виду я хорош, и скажем без утайки:

Нигде другого не найдешь еще такого зайки!

Показать уверенный взгляд с гордо поднятой головой, развернутые плечи, уверенная походка.

Капризка.

Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать! Целый день я буду ныть, никого не слушать! У-у-у!

Выразительно тереть кулачками глаза, топать ногами, отрицательно качать головой.

Игровые модели из тетради Т.Боровик «Таря – Маря».
Рекомендуемый репертуар сказок для кукольных спектаклей.
«Красная Шапочка» ( см. «Дошкольное воспитание» № 12\1997 г.)

Цель: развивать устойчивый интерес к театральной деятельности. Стимулировать внимание, вырабатывать четкую дикцию, правильное произношение всех звуков. Учить правильно держать куклу до конца спектакля.

«Маша и медведь» (см. «Дошкольное воспитание» №12\97 г)

Цель: вызвать желание участвовать в кукольном спектакле. Продолжать обучать детей управлять куклой. Развивать выдержку и умение следить за развитием действия: произносить реплики согласно тексту. Обогащать словарный запас, умение строить предложения.

«На машине» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр. 56).

Цель: поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности. Поощрять желание участвовать в спектакле. Развивать умение сочетать слова и действия игрушек, произносить фразы четко и выразительно.

Примечание: в этом сценарии состав игрушек-персонажей можно менять в зависимости от их наличия в театральной зоне.

«Смоляной бычок» ( см. «Дошкольное воспитание» № 12\97 г.)

Цель: Формировать умение концентрировать внимание не только на своем персонаже, следить за развитием всего действия. Учить выразительным жестам, побуждать фантазировать , самим придумывать песенное сопровождение на «ля-ля-ля», но чтобы оно соответствовало образу.

«Игра в прятки» (см. Кукольный театр дошкольникам» стр. 61)

Цель: Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам. Развивать внимание, умение запоминать текст. Формировать умение мимикой, движениями, жестами и голосом передавать основные эмоции.

Примечание: состав персонажей можно изменить.

«Теремок».

Цель: Вызвать желание участвовать в сказке с хорошо известным текстом. Формировать умение «быть зрителем», внимательно слушать и смотреть кукольный спектакль, участвовать в обсуждении после просмотра.

«Путешествие в страну сказок»

Цель: Учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам, правильно называть их. Поощрять стремление участвовать в театрализации сказки по выбору детей. Поощрять любые проявления детской фантазии.

«Заинька простудился» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.151)

Цель: Формировать положительное отношение к театральной деятельности. Продолжать обучение приемам управления куклами. Учить выражать эмоции с помощью мимики, голоса, жеста и движения.

Примечание: необходимо иметь одежду (шубку, шапку, варежки, носовой платочек) размером, соответствующим размеру зайчика.

Рекомендуемый репертуар сказок для кукольного спектакля для детей старшего возраста.

«Репка», «Колобок», «Теремок».

Цель: развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Расширять знания детей о различных видах кукольных театров. Побуждать разыграть сказку с хорошо знакомым текстом верховыми куклами. Побуждать выразительно и четко произносить текст, согласовывать слова с движениями куклы. Следить чтобы персонаж находился в вертикальном положении, а не «лежал» на ширме.

Примечание: эти сказки так же могут быть разыграны в пальчиковом, настольном театрах и в исполнении самих детей без кукол.
«Как собака себе друга искала» мордовская народная сказка.(«Дошкольное воспитание» №5\98 г)

Цель: Познакомить со сценарием. Продолжить обучать правильному кукловождению по ширме. Добиваться правильного произношения слов и словосочетаний. Учить понимать и изображать различные эмоции и помощью мимики и жестов. Поощрять удачные импровизации в движениях и интонациях.
«Капризка» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.158)

Цель: Совершенствовать навыки управления верховыми куклами. Вызвать интерес и желания участвовать в спектакле. Побуждать мимикой, жестами, голосом и движениями передавать эмоциональное состояние персонажей.

Примечание: персонажи можно заменить в соответствии с наличием кукол в театральной зоне.
«Дружная семья» (см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.117.)

Цель: познакомить со сценарием, вызвать желание участвовать в сказке. Побуждать детей к поиску выразительных возможностей собственного голоса и его интонаций. Формировать умение «быть зрителем», сосредотачивать внимание на происходящем на ширме, участвовать в обсуждении после просмотра.
«Подарок Деду Морозу» (см. «Кукольный театр дошкольникам»)

Цель: поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Развивать внимание, умение запоминать текст, развивать монологическую и диалогическую форму речи. Поощрять любые проявления детской фантазии.
Этюды – упражнения с куклами для детей старшего возраста.
Мышка. (русская народная шутка)

Мышка, мышка? Что не спишь? Что соломою шуршишь?

Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится!

Выразительно передать суетливый бег мышки, ее дрожь, а голосе – страх.

«Медвежата» (муз. Е.Попляновой)

Выразительно обыграть текст песни, передать движения веселых медвежат и неторопливую, тяжелую походку мамы-медведицы.

«Пляшут лапки» (русская народная прибаутка)

Пляшут лапки, пляшут ушки, пляшут рожки и хвосты!

Балалаечка играет! Что стоишь? Пляши и ты!

Этюд учит детей изображать пляску зверей на ширме. Важно чтобы дети запомнили как можно больше приемов движения лапок, лапок, туловища, головы.

«Сочини песенку» ( для персонажа на заданный текст)

Я маленькая мышка, я по лесу брожу.

Ищу себе домишко, ищу – не нахожу.
Речка, мошка и трава! Теплый дождик. Ква-ква-ква!

Я лягушка, я квакушка! Погладите какова!

Я лисичка, я сестричка, я хожу не слышно.

Рано утром по привычке на охоту вышла.

Я медведь, я медведь, я умею песни петь!

Я медведь с давних пор замечательный танцор!

Бегал зайчик по болоту, он искал себе работу.

Но работы не нашел, сам заплакал и пошел.

Дети должны выразительно передать содержание прибаутки в движении куклы и в интонации голоса, который должен соответствовать образу персонажа.
Шишка (русская народная прибаутка)

Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка –

На носу вскочила шишка!

Эту прибаутку дети могут обыграть как настольными игрушками, перчаточными куклами, так и собственным исполнением.

Смотрите также:
Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду

1 стр.

Программа проекта театральной студии мастерской /тсм/ «Город Мастеров»

1 стр.

Открытый урок. «Кукольный театр в младшей группе» Тема урока : Кукольный театр как вид искусства

1 стр.

Это просто чудо, кукольный театр! В нашей школе есть кукольный театр. Существует наш театр с 2004г., называется он «Кошкин дом»

1 стр.

Логопед в детском саду

1 стр.

Консультация «уголок природы в детском саду»

1 стр.

Учебно-методический комплекс воспитателей В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Из-во «Мозаика Синтез»

1 стр.

I театр дзёрури и его драматургия как отражение мировоззрения горожан город, горожане и кукольный театр 22

1 стр.

Сценарий выпускного утренника в детском саду. «Веселый паровозик» 2012 г

1 стр.

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации к режиссерским

1 стр.

«Кукольный театр дома»

1 стр.

Программа «Школьный кукольный театр «Весёлая карусель»

1 стр.

Актёры из фильма "Игрушка" 39 лет спустя (11 фото)

6 августа 2015 | Интересное

“Игрушка” – один из лучших фильмов нашего детства! Кто из нас не влюблялся в маленького Эрика Рамбаля-Коше и не играл в журналистов после “Игрушки” – тот пускай сейчас молчит… но вместе с нами посмотрит, как выглядят знакомые с детства лица теперь.

Кукольный театр (игра для детей)

По счастью, в отличие от актёров из “Семейки Аддамс”, живы все.

Франсуа Перрен – Пьер Ришар

Пьер Ришар теперь владеет собственной киностудией, а ещё виноградниками на юге Франции. Он изготавливает своё собственное вино на продажу.

Эрик Рамбаль-Коше – Фабрис Греко

Маленький Эрик не стал журналистом. Сыгравший его Фабрис Греко сейчас работает веб-дизайнером и ничуть об этом не жалеет.

Пьер Рамбаль-Коше – Мишель Буке

Мишель Буке продолжает сниматься, восемь лет назад он также стал командором Ордена Почётного легиона, высшего знака отличия во Франции.

Уволенный фотокорреспондент – Шарль Жерар

Настоящая фамилия актёра – Ачемян, он армянского происхождения. Снимается до сих пор, среди прочего на его счету 18 ролей в фильмах легендарного Лелуша.

Пиньо – Жерар Жюньо

Только что отснялся в очередной комедии, “Суперняни”.

Директор магазина игрушек – Мишель Омон

На данный момент последняя из его работ – фильм 2009 года “Мёртвая королева”, историческая картина о португальском принце, устроившем торжественную коронацию своей мёртвой возлюбленной. С присутствием её тела.

Гувернантка – Аликс Махье

Аликс Махье тоже жива, но прекратила сниматься в конце восьмидесятых.

Мадам Рамбаль-Коше – Сьюзи Дайсон

Вот ты не знала, а Сьюзи Дайсон родилась в Перу. Она тоже прекратила сниматься в конце
восьмидесятых.

Фотографии со съёмок: как это было



 

Просмотров: 2278 | Комментариев: 0  

Похожие новости:

  • Актёры фильма «Вокзал для двоих» 33 года спустя (10 фото)
  • Актёры фильма «Служебный роман» 38 лет спустя (7 фото)
  • Фитнес-гуру Мишель Левин на отдыхе в Майами (15 фото)
  • Фитнес-гуру Мишель Левин демонстрирует идеальную фигуру в бикини (19 фото)
  • Майли Сайрус решила сниматься в клипах без одежды (10 фото)
  • Порноактрисы с самым внушительным трудовым стажем (15 фото)
  • Гонорары, которые заработали известные звезды за 2012 год (10 фото)
  • Самые известные порнозвёзды (12 фото)
  • Лица актёров с фильмов для взрослых (32 фото)
  • Мон-Сен-Мишель (14 фото)
  • Это всего 1 новость, из более 20 000. ПОСМОТРЕТЬ ОСТАЛЬНЫЕ >>>

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

    Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

    При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

    Преимущества пальчикового театра

    Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

    • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

    • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

    • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

    • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

    Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

    В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

    Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

    1. Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

    2. Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Может быть использован во всех возрастных группах.

    3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала.

      Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т.д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах при соблюдении учета физиологии детей.

    4. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах.

      Наборы кукольного театра

      Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

    5. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах.

    6. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок. 7. Пальчиковый театр «Кукольные головки». Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.

    Список рекомендуемой литературы:

    • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.

    • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.

    • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.

    • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста .

    Театр кукол имеет свое неповторимое лицо. На сцене оживает мертвая материя, что само по себе уже необычно.

    Классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста

    А когда этот кусочек тряпочки и папье-маше заставляет зрителя смеяться или плакать — разве это не чудо? Не зря к этому чуду тянутся не только дети, но и взрослые. Потому что мы все родом из детства.
    В моей трудовой книжке не так много записей. В 16 лет я пришел в Краснодарский театр актером, потом был Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и возврат в Краснодарский театр кукол уже режиссером. Затем был Тюменский театр кукол и знаменитая в 80-х годах Уральская зона, в которой работали молодые режиссеры-новаторы. Но родной край потянул к себе, и я вернулся в Краснодар. Дальше был переход в Творческое объединение «Премьера» и создание Нового театра кукол, который существует уже 17 лет. Наверное, этого театра не было бы, если бы не руководитель «Премьеры» Леонард Гатов и тогдашний мэр города Валерий Самойленко. И все годы работы и актером и режиссером я учусь. Мне посчастливилось быть на репетициях у Товстаногова, Эфроса, Гончарова. Я очень люблю наблюдать, как репетируют мои коллеги в теат­ре кукол. И очень неловко себя чувствуешь, если тебя называют мэтром. Режиссер должен в каждом своем спектакле совершать какое-нибудь, хотя бы маленькое, но открытие, поэтому на каждую новую работу выходишь,
    как на новый рубеж.
    Счастливые воспоминания остались о создании театра кукол в Ливане. Когда в Москве мне вручали диплом по итогам Фестиваля болгарской драматургии в СССР, в Министерстве культуры меня познакомили с человеком, у которого возникла безумная идея: создать в стране, в которой шла война, театр кукол. И Краснодарский театр поехал в Ливан на гастроли, во время которых я набрал труппу будущего театра. На репетиции они приехали к нам, и эти обожженные войной молодые люди стали делать «Золушку». Вы бы видели, как ее принимали зрители в Ливане! А потом был «Золотой ключик», который репетировался в Бейруте, а затем получил Гран-при на фестивале стран Средиземноморья. Это было интереснейшее время. В ливанской версии «Ключика» было много моментов, отражавших восточный менталитет, который нам, русским, тогда был непонятен. К примеру, Буратино там делался не из обычного полена, а из деревянного вала шарманки папаши Карло. Его шарманка сломалась, Джузеппе «попытался» ее починить, в результате, доломав ее полностью, отдал Карло полено, типа сделай из него хоть что-то, а сам собрал шарманку без этого вала и понес продавать с криками: «Продается антиквариат!». Коммерция в Ливане была в крови жителей этой страны. Теперь она пришла и к нам.
    Профессии режиссера нужно учиться всю жизнь. Мой учитель Михаил Михайлович Королев на первом занятии сказал: «Я вам дам ремесло, я смогу вас научить, но таланта я вам не прибавлю». Как бывает обидно, когда талантливый человек начинает работать только «на технике»! И то­гда спектакль получается мертвым. Потому что существует жизненное пространство, в котором ты движешься. И каждый раз ты должен совершить какое-то открытие для себя, актера, художника, зрителя.
    Ничто не сравнится с первой встречей со зрителем — все, как в первый раз: волнуешься, думаешь, попал ты в душу — не попал, поймут тебя или нет. Ведь спектакль — это не только твои эмоции, но и жизнь вокруг себя, и твои мысли о смысле жизни, с которыми ты выйдешь к зрителю. Поймет ли зритель тебя? Знаешь ли ты его радости и боли? Самый главный вопрос для режиссера: «Ради чего я делаю этот спектакль сегодня?» Но театр никогда не воспитывает, он ставит перед зрителем вопросы, поднимает проблемы, а найти ответ на них каждый должен сам в своей жизни. Театр не дает рецептов. И наверное, поэтому вот уже столько веков зрителям интересны мысли, которые рождены Шекспиром, Мольером, Островским, Гоголем…
    На хорошем спектакле зритель видит произведение художника, воспринимает музыку композитора, увлекается игрой актеров. Это и есть то, из чего складывается акт искусства. Но он не должен видеть назидательности со сцены. Характер воспитывается другим. Например, у меня как у человека есть свое отношение к тому, что происходит вокруг, но как режиссер я должен давать зрителю право выбора.
    Раньше была цензура, которая принимала спектакль к прокату. Бывало, что спектакли закрывали. Однажды я «сдавал» спектакль трижды, прежде чем его увидел зритель. Сейчас цензуры нет, а мне ее не хватает.
    И не потому, что я не могу ориентироваться на свой взгляд. Мне необходим свежий взгляд со стороны. Я нашел выход: приглашаю на генеральную репетицию своих коллег, друзей, актеров и людей, возможно далеких от искусства, но интересных по своей сути, чтобы после услышать их мнение и понять, попал я в их душу или нет.
    Театр кукол начинается с куклы. И взаимоотношения с ней очень сложные. Ведь над созданием каждой куклы работают художники, костюмеры, механизаторы кукол, и каждый дает ей свою энергетику. А актер постарается понять характер куклы и ее душу. Я вспоминаю занятный случай. Художник Владимир Осколков остался вечером лепить голову куклы Сталина для спектакля «Черный человек, или Я — бедный Сосо Джугашвили». Через час он позвонил и срывающимся голосом сказал: «Не могу! В театре тишина, я его леплю, а он на меня смотрит пронзительными глазами». Вот и все! Один хороший кукловод на мою просьбу сделать с куклой определенное действие спокойно ответил: «Она этого делать не хочет».
    Изначально театр кукол не был театром для детей. Во все века на его сцене разыгрывались очень взрослые представления. Театром для детей он стал благодаря советской власти. И взрослый репертуар в театре кукол — совершенно нормальное явление. Вообще, к созданию любого спектакля необходимо относиться серьезно. Я больше всего не люблю, когда с ребенком со сцены (да и в жизни) сюсюкают. Ребенок — серьезный человек, со своим неповторимым взглядом на мир, и он требует к себе уважения и внимания. И этого маленького человека не обманешь: если ему что-то не понравится или ему вдруг стало не интересно, он моментально отвлечется, и «включить» назад его будет сложно.
    Счастье для режиссера — это когда труппа тебя понимает и готова импровизировать на репетиции. Счастье, если ты можешь создать атмосферу, когда актеры от работы получают удовольствие. Безумная радость, если у тебя актеры не просто исполнители, а творческие личности, которым есть что сказать со сцены зрителю. Когда режиссер, художник, композитор, актер увлечены общей идеей, поддержанные хорошей драматургией, тогда их труд наверняка найдет отклик и у зрителя. А для творческого человека нет большего счастья, когда зритель тебя понимает сердцем.
    От сегодняшнего актера театра кукол требуется гораздо больше, чем это было раньше. Если еще в 50-х годах он должен был быть хорошим кукловодом за ширмой, то сейчас от него требуется не только умение работать с самыми разными системами кукол, но и быть хорошим драматическим актером, если необходимо танцевать, владеть пантомимой, знать основы клоунады, эт сетера, эт сетера. Поэтому служить театру кукол сегодня очень интересно.
    У меня нет любимого спектакля. Почему? Спросите у матери семерых детей, кто любимый. Каждый новый спектакль — это рождение нового ребенка. Они просто разные. И для актера каждая новая кукла любимая. И если у актера роль будет сегодня любимой, а завтра нелюбимой, я просто сниму его с этой роли.
    Есть хорошая фраза: «На сцене все уже было». Теперь главное, чтобы все, что было, попало в самую точку и стало для зрителя абсолютно неожиданным, а для создателей — совершенно необходимым.