Гончарный круг

14.01.2019 0 Автор admin

  В последнее время повсеместно наблюдается тенденция к возвращению к древним традициям, материалам, обычаям, стилям, рецептам. Видимо, человек устает от регулярных нововведений, которые, с одной стороны, облегчают его жизнь, с другой — делают ее более искусственней и всё больше и больше отдаляют от истоков наших предков.

  Керамика, как один из древнейших материалов, использовался человеком испокон веков для изготовления самых разных вещей и предметов. Начиная от утилитарных и заканчивая декоративными, созданными для красоты. Керамические изделия — это посуда, сувениры, украшения, предметы интерьера, скульптура, изразцы… Этот список можно продолжать долго.

  Когда мы видим керамические изделия, нас окутывает тепло и уют. И действительно, глина, или фаянс, или фарфор, из которых они изготовлены, несут в себе некие положительные заряды, благоприятно сказывающиеся на нас. Это и тактильные ощущения (предмет керамической посуды всегда приятно взять в руки), и запах обожженной глины, и эстетичный внешний вид. Керамическая посуда, наполненная пищей, подогревает аппетит, керамические сувениры, статуэтки, скульптуры впишутся найдут место почти в любом интерьере, а керамическая черепица для крыши — самая прочная и красивая!

  Керамику всегда можно купить. У каждого автора — разный подход к своему творчеству. Можно всегда выбрать что-то для себя.

  Когда видишь нечто прекрасное, иногда хочется попробовать и самому. В данном случае с керамикой это реально и возможно каждому.

  Самый простой и доступный материал в керамике — это, конечно же, глина. Она продается для творчества небольшими брикетами. Чтобы создать что-то побольше, можно поискать студию или школу, где мастера работают на этом поприще и научат вас чему угодно в данной сфере.

  От того, что вы хотите создать, зависит количество и консистенция глины. Существует несколько видов глиняного "производства":

  1. Лепка. С помощью своих рук и вспомогательных материалов (деревянных или пластиковых стеков) вы создаете какой-то предмет. Это может быть как не большая свистулька, так и большая скульптура.
  2. Гончарное дело. Это процесс создания сосудов, тарелок, ваз и любых других предметов путем вращения на гончарном станке. Начиная от чего-то размером с наперсток и не заканчивая высокой напольной вазой. Это немного более сложный вид керамики, чем просто лепка, поэтому легче пройти сначала гончарные курсы, чтобы научиться азам этого прекрасного способа творения из глины.
  3. Отминка. У вас есть гипсовая форма (которая также изготавливается вручную), к примеру, цветка, в которую вы "вминаете" подготовленную глину, а по мере ее подсыхания просто легко вытаскиваете, и предмет нужной вам формы готов.
  4. Литье. Этот способ больше используется в производстве фаянсовых и фарфоровых изделий, однако и для глины он подходит. В опять же гипсовую форму (несколько другого плана) заливается подготовленная очищенная жидкая глина (шликер), через некоторое время остатки не втянувшейся в гипс глины сливаются, и через несколько часов вынимается готовое по форме изделие, которое остается только высушить.

  У каждого из этих способов достаточно много специфических нюансов, которые необходимо знать для достижения минимально положительных результатов. Однако здесь мы приведем простейший и доступный всем вариант изготовления настоящего керамического изделия.

Что нужно для создания керамического изделия:

  1. Глина. Мягкий, пластичный, не липнущий к рукам и не очень сухой. Глина размягчается с помощью воды. Если комок чересчур сухой и трудно поддается пластике, нужно просто  добавить водички и еще раз хорошо перемять. Сырую глину нужно положить на сухую поверхность (желательно гипс) и дать ей немножко подсушиться.

  2. Фантазия. Это может быть какая-то небольшая скульптурка (черепаха, человечек, абстракция), чашка или вазочка. Придаем нужную форму и, если нужно, фактуру, можно использовать любые вспомогательные предметы (ложки, зубные щетки, палочки, карандаши).

  3. Время. Небольшое изделие достаточно просто оставить на несколько часов (иногда на всю ночь) в теплом месте, но избегать сквозняков и слишком жарких батарей. Крупные изделия лучше сначала накрывать сухой х/б тканью, а затем, через сутки, уже открывать полностью. Это позволит высохнуть изделию более равномерно, а значит, избежать трещин. Трещины могут образоваться при очень быстрой сушке.

  4. Обжиг. Абсолютно сухое изделие аккуратно берем и несем в место обжига. Специальные печи для обжига есть в керамических мастерских. Самостоятельно дома в печке до 300 С обжечь изделие не удастся. Поскольку температура первого обжига составляет от 900 до 1300 С.

  5. Декорирование. Проще всего покрыть получившееся обожжённое изделие акриловыми красками. Они яркие, не смываются водой.

Изготовление плитки своими руками. Свойства глин

Также существуют специальные стекловидные глазури по керамике, которые наносятся после первого обжига и требуют еще одного обжига. Они намного эстетичнее, делают изделие более прочным и никогда не сотрутся.

  Существует еще один способ декорирования, многими художниками-керамистами очень любимый — это молочение. Обожженное изделие вы покрываете молоком (полностью или частично, в один или несколько слоев) и можете повторить обжиг даже у себя дома в духовке, потому что молоко при очень высокой температуре просто-напросто сгорит, не оставив на черепке следа. Так, молочение придает очень теплый и уютный оттенок терракотовому цвету глины, делая его темнее и благороднее.

  Конечно же, здесь описан самый простой способ изготовления глиняного изделия, чтобы дать понять читателю, насколько реально это для каждого из нас. Однако "таинств" создания керамических предметов великое множество, и всегда очень полезно у кого-нибудь поучиться.

По материалам: http://kakoblog.ru

Вспомогательная информация.

Гончарные работы

В местностях с глинистой почвой для многих может иметь смысл изготовление различных глиняных изделий и посуды. Ремесло это носит название гончарного.

Для гончарных изделий может применяться глина различных сортов. Самой лучшей считается белая глина или каолин, встречающаяся в юго — западных губерниях нашего Союза и в Восточной Сибири. Другой сорт белой глины — огнеупорный — встречается и в центральной области. Самой же распространенной является обыкновенная красная глина, встречающаяся всюду. Она легко плавится, вследствие большого содержания плавней, т. — е. таких веществ, которые при сравнительно небольшой температуре — ниже 1200е — способствуют ее спеканию и остеклянению.

При обжиге красная глина получается от красного до темного, красно — бурого цвета. По своей способности принимать тонкие формы; она вообще уступает белым глинам и чаще всего (при большой примеси песка) идет на изготовление кирпичей, а в случае небольшой примеси песка — и для грубых гончарных изделий.

Кроме того, следует различать глины жирные и тощие; первые не содержат песка, жирны на ощупь и весьма медленно испаряют влагу. Благодаря этому при высыхании они трескаются. Тощие же глины при растирании между пальцами дают чувствовать примесь песка и не растрескиваются при высыхании, так как этот песок служит как бы связывающим скелетом. Цвета глины зависят от различных минеральных и растительных примесей, из которых последние при обжиге выгорают и не оставляют следов, в то время как минеральные закрепляют на изделии ту или иную окраску. Следует отметить, что глина с растительными примесями является худшим материалом, т. к. выгорание органических веществ при обжиге оставляет после себя мельчайшие поры, во многих случаях, конечно, весьма не желательные.

Выбирать для гончарных работ нужно такую глину, которая при высыхании не начинала бы коробиться и трескаться, но в то же время и не была бы слишком тощей, так как в этом случае изделия получатся слишком хрупкими и будут иметь к тому же некрасивый шероховатый вид. На практике можно определить пригодность глины следующим образом: скатав из глины жгуток, обвертывают его вокруг пальца, и если глина на изгибе не потрескается, то может считаться пригодной. Кроме того, хорошая гончарная глина должна при сдавливании пальцами давать ясные отпечатки последних. Кроме того, глина должна быть свободна от посторонних примесей, камешков, корней и т. п.

Глина, только — что вынутая из земли, обработке поддается плохо; поэтому, если найдена глина удовлетворяющая требованиям гончарного дела, то нужно запастись известным ее количеством и приступить к ее подготовке для работы. Для этого глину размачивают, проминают и приготовляют из нее мягкое, совершенно однородное тесто. Последнее возможно только тогда, когда глина проморозится, для чего ее следует разложить с осени грядками, перемешивая время от времени лопатой для того, чтобы в теплые дни она не проросла травой. Во время мороза вода, содержащаяся в глине, раздробляет ее отдельные твердые комочки и придает всей массе глины однородное сложение; глина делается рассыпчатой и при смачивании легко впитывает в себя воду. Смачивать глину можно в чем угодно, при чем хорошо еще оставлять ее мокрой, ежедневно перемешивая около недели; тогда в глине развивается брожение — другими словами, начинают перегнивать все оставшиеся в ней органические примеси, что легко узнается по появляющемуся неприятному запаху. Глина, обработанная таким образом, приобретает еще лучшие качества, в смысле податливости в формовке и меньшей браковке при обжиге.

Для грубых изделий глина считается пригодной, если при продавливании в размоченном виде между пальцами не дает нераздавливаемых комков; для более тонких изделий глину процеживают, заливая в холщевый мешок, разминая его ногами и собирая осадок, отстоявшийся из выцедившейся воды.

Мнут глину при небольшом количестве прямо руками, а при большом — ногами. Для того, чтобы в перемятой глине не осталось пузырьков воздуха, ее еще перебивают, т. — е. разрезают проволокой ком глины, бросают один кусок на другой, слепившийся ком опять разрезают и проделывают несколько раз то же самое. Надо только бросать один ком на другой, ровно разрезанными частями, иначе результат может получиться как раз обратным. Кроме удаления воздуха, сбивание служит еще и для уплотнения глиняной массы, так как в этом случае изделия получаются плотнее и крепче. Перемятое и отбитое глиняное тесто уже годно для формования. Лучше заготовить его порядочный запас, так как чем дольше оно лежит, тем лучше становится; для того же, чтобы оно не пересыхало, его следует укрыть холстом, поддерживая последний во влажном состоянии.

На практике не всегда бывает возможно найти такую глину, которая имела бы все требуемые свойства. В этом случае качества, недостающие в одной глине, дополняются подмешиванием известного количества глины другого сорта — противоположного первому по качеству. Так, например, жирную белую глину смешивают с тощей красной и т. п. Для того, чтобы установить, какое количество примеси нужно брать для того или иного сорта глины, нужно сделать несколько пробных вещиц из глин, смешанных в разных пропорциях, высушить эти вещи и обжечь; лучшей смесью будет та, которая не даст при этом трещин и приобретет наиболее красивый цвет.

Конечно, смешивание должно производиться весьма тщательно, чтобы глиняная масса приняла вполне однородный вид как по цвету, так и строению. Последнее лучше всего достигается путем смешивания глины в виде мелко — измельченного порошка и уже позднейшего смачивания.

Следует отметить, что все указанные способы определения пригодности глины, хотя и имеют широкое применение в практике гончаров, могут оказаться недостаточно доступными и точными для гончара начинающего. Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской гончарного производства, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда — либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Самая выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным]кругом (рис. 119). В простейшем случае гончарный круг может быть устроен из старого колеса от какого — нибудь экипажа, с приделанным к нему конусообразным металлическим нижним концом оси. Под этим конусом устраивается конусообразное же углубление — подшипник для него, в котором ось могла бы вертеться с наименьшим трением. Верхняя, длинная часть оси проходит сквозь отверстие крышки стола и снабжена диском, на котором, собственно, и производится формовка. Вся комбинация должна быть так уравновешена и отрегулирована, чтобы не могла вертеться произвольно, качаться при вращении и могла бы от одного толчка ногой в нижнее колесо сделать большое количество оборотов. Для уменьшения трения все трущиеся части можно, конечно, смазывать.


Рис. 119. Гончарный круг

Самая формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи делаемого предмета. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока. При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Как сделать посуду из глины

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезывает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — как говорят, спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине в массе прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700 — 800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2 — 3 часов действия огня, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию огня в течение еще 3 — 4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2 — 3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2 — 3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Описывать здесь цветные глазури мы не будем, во — первых, потому, что они требуют и более сложного оборудования, и тонкого обращения в работе, а во — вторых, — те глазури, с которыми еще мог бы справиться начинающий гончар, все содержат в себе, в качестве составной части, свинцовый глет — ядовитое вещество, применение которого для глазурования гончарных изделий вообще следовало бы запретить.

Нашему читателю мы лучше посоветуем производить окраску глины еще перед ее формовкой — посредством подмешивания в нее порошков натуральных минеральных красок, или же окрашивать уже готовые изделия эмалевой краской, продающейся во всех москательных магазинах.

Особо следует остановиться на производстве обжига гончарных изделий и прежде всего, на устройстве — служащих для этого, печей.

Гончарная печь представляет собой довольно сложное устройство — ее следует выкладывать с таким расчетом, чтобы и топлива уходило в работу меньше, и холодный воздух, идущий из поддувала, нагревался бы перед тем, как попасть в обжигальное пространство, и чтобы в этом последнем тепло распределялось не только как можно равномернее, но и могло регулироваться — но желанию направляться в то или иное место обжигального пространства.

Последнее необходимо потому, что во время работы может понадобиться очень тонкая регулировка нагрева той или иной части пространства, загруженного обжигаемыми изделиями.

Поэтому, помимо труда изготовить хорошую печь, гончар должен еще и изучить ее в работе, чтобы иметь возможность обращаться с ней в совершенстве и получать от нее максимум того, что она может дать.

Складывать печь следует на шанцах из поставленных на ребро строительных кирпичей; связующим материалом служит печная глина со значительной примесью песка для предотвращения растрескивания. Внизу делается топливник с поддувалом и над ним площадка точно таких же размеров, для загрузки обжигаемыми изделиями. Из топливника должны быть выведены ходы, пропускающие продукты горения (но не самое пламя) в обжигальное пространство, а также для обогревания обжигательной камеры со всех сторон и для подогревания поступающего из поддувала холодного воздуха. В самом обжигальном пространстве должно быть устроено известное число заслонок, открывание которых позволило бы отклонять тягу горячих газов в ту или иную сторону этого пространства. В дверцах печи должны быть устроены наблюдательные окошечки, защищенные синим или дымчатым стеклом. Дымоход должен давать безукоризненную тягу и также снабжается заслонкой, являющейся основным регулятором тяги, а следовательно и температуры печи.

В качестве горючего может служит любое сухое топливо — антрацит, древесный уголь, березовые дрова, а также нефть или газ, о которых, в виду сложности оборудования такой топки, мы говорить не будем.

Работа по производству обжига начинается установкой изделий в печь, которая при этом не должна быть совершенно холодной. Загрузка изделий требует большого навыка, так как всегда желательно использовать обжигальное пространство полностью и, в то же время, дать всем изделиям равномерный обжиг. Обычно изделия устанавливаются в несколько рядов как по всему поду печи, так и в несколько рядов вверх, стоящих прямо один на другом.

При этом, зная свойства данной печи (выявившиеся уже на практике), изделия расставляют и с учетом более или менее сильно прогревающихся зон обжигального пространства — т. — е. те изделия, которые требуют слабого обжига, ставят в места, прогревающиеся хуже, и наоборот.

После загрузки устье обжигальной камеры закрывается, в топливном пространстве разводится огонь, который поддерживается не сильным 1 — 1 ½часа, затем постепенно начинает усиливаться и в течение двух часов доводится до максимальной силы. После этого пламя постепенно ослабляется, и когда обжиг можно считать законченным, закрывают трубу и поддувало и дают печи, с заключенной в ней посудой или другими изделиями, охладиться до такого состояния, когда выгрузка уже не составит никаких затруднений — когда температура вынимаемых изделий перестанет быть не только болезненной, но и неприятной для рук.

Ни в коем случае не следует подвергать обжигаемые предметы резким изменениям температуры, и потому мы еще раз должны отметить, что нужно обращать самое тщательное внимание на соответствующую загрузку печи, т. к. во время обжига, если окажется, что часть изделий уже готова, а другая нет, то уже нельзя будет открыть дверцы и эти готовые изделия выгрузить.

Впуск холодного воздуха, который при этом неизбежно произошел бы, отразился бы вредно на всем содержимом обжигального пространства. Что же касается точного установления готовности обжигаемых изделий, то это производится как путем наблюдения в упомянутые выше специальные окошки, так и на пробных пластинках, сделанных из глины того же состава, что и остальные изделия, загруженные в печь, и расположенных в печи так, чтобы каким — нибудь тонким металлическим крючком их было бы легко вытащить, не открывая; при этом настежь дверец.


Рис. 120. Схема хорошей обжигательной печи для гончарных изделий. А — топка; Б, Г — каналы, по которым равномерно распределяется тепло; В — помещение для посуды с решеткой внизу; Д — ходы поддувала. Стрелками показано направление движения проходящих через печь теплых и холодных струй воздуха

Для удобства захватывания таких пробных пластинок, в них или проделываются, соответствующие применяемым крючкам, отверстия, или же им придается соответствующая форма — вылепливается на пластинке какой — либо крючок или ушко и т. п.

Дороговизна постройки специальной печи заставляет многих кустарей обжигать свои изделия в обыкновенных русских печах. Здесь их ставят в несколько этажей прямо на аккуратно уложенные мелко наколотые дрова, осторожно разжигают их при закрытой заслонке до тех пор, пока пламя не захватит равномерно всей массы дров, и лишь после этого открывают заслонку. При этом способе надо очень внимательно следить за тем, чтобы дрова при горении равномерно оседали, иначе посуда рухнет и все придется начинать сначала. Это очень крупное неудобство, с которым приходится считаться особенно малоопытному работнику.

Как сделать керамическую плитку в домашних условиях: технология изготовления своими руками

Мои работы

Немного о себе. Я художник-керамист; живу в Новосибирске. Уже много лет учу детей и взрослых лепке и гончарному делу — и сам всё время учусь тому же.

Любое дело, если им заниматься достаточно долго, может многому научить, а керамика — особенно. "Луна и снег… Любуясь прекрасным, жил в своё удовольствие", — сказал Басё.

Глиняная посуда своими руками

Вот и я жил в своё удовольствие — делал то, что мне нравилось: занимался подглазурной росписью, керамикой для бонсаи, разрабатывал новые способы формовки и обжига, осваивал хитрости техники кракле.

Многое из того, что я делал за последние тридцать лет, было так или иначе связано с Японией. Что это — воспоминания прошлой жизни, или просто так выпали кости — теперь уже не выяснить.

Ещё в юности я был поражён своеобразной красотой миниатюрных скульптур нэцкэ, и семь или восемь лет на практике изучал ремесло нэцукэси. Я работал с деревом (яблоня, самшит), камнем, костью; работы этого периода вы можете посмотреть здесь.

Работа со скульптурой, пусть и миниатюрной, поневоле заставляла задуматься о природе формы, о главном и второстепенном; со временем мне захотелось попробовать уйти в мир простых форм и вечных сюжетов. Керамические скульптуры этого периода строятся на основе приёма формовки, превращённого в основу для образа. Я работал с замкнутыми формами, жгутами и поверхностями и в малом, и в монументальном размере. Пожалуй, этот период многому научил меня. Скульптуры этого этапа представлены здесь.

Первое, чем я увлёкся, когда мне пришлось познакомиться с керамикой, были гончарное дело и подглазурная роспись. Я проводил на круге большую часть суток. Со временем это принесло кое-какие плоды. Вазы для икебаны, как гончарной, так и ручной формовки, вы можете посмотреть на этой странице, а подглазурные росписи (серии "Космос", "Зима", "Облака" и "Марсианский пейзаж") — здесь.

Работая по заказам бонсаистов, мне приходилось делать не только сосуды, но и керамические скалы. Дело это оказалось на редкость интересным. Меня всегда влекло к камням. Ведь скалы — это скульптуры, созданные рукой бога. Откровением стал традиционный японский жанр суйсеки — аранжировка источенных временем "водяных камней". Японцы относятся к ним, как к живым существам. А если попробовать делать их из керамики особого состава, как скульптуры? А если заселить их растениями, чтобы они стали ещё более живыми? Эта было интересное время, и я не жалею о нём. Посмотреть изделия этого периода можно здесь и здесь.

Но последние десять лет я работаю в жанре э-ута (картина-стихи), в котором образной основой произведения является стихотворение — хайку или танка, а художественные средства сочетают изображение с каллиграфией. Результатом стала коллекция работ, часть которых вы можете видеть на этом сайте. В основном это чаши"тяван" для чайной церемонии, но есть и чайницы — сосуды для хранения чайного порошка, и керамические пласты — аналог каллиграфических свитков, и многое другое. Я много лет искал методы формовки, глазуровки, а также способы передачи каллиграфии, которые позволили бы достичь соответствия стиля чаш духу классических хайку и танка. Насколько это мне удалось, предстоит судить вам.

Перейти к галереям работ в жанре э-ута можно, кликнув на картинки внизу, или соответствующие разделы бокового меню.

Глина и керамика своими руками

Оригинальные рисунки, чертежи, схемы, практические советы, заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины — керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я.Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Примеры работ глиняных изделий

1. Кувшин чернолощенный. Современная работа.

2. Кувшин для воды. Дагестан. Терракота с поливой. Современная работа.

1. Штоф. Терракота. Роспись. Современная работа.

2. Поставец. Роспись. Глазурь. Современная работа.

Индюк. Современная работа.

Декоративные птицы. Вятская игрушка. Роспись темперой.

Керамика своими руками: рекомендации и видео урок

Современная работа.

Блюдо, декорированное рельефом.
Тонированная глазурь. Современная работа.

Декоративное блюдо. Роспись ангоба. Украина. Современная работа.

Кумган (квасник). Подглазурная роспись. Современная работа.

Барыня и птица.
Игрушки-свистульки. 1972. Т. Н. Зоткин.

Изразцы XVIII-XIX веков.

Барыня и звери. Игрушки-свистульки. Мастера села Абашево, Пензенская область.

Кормилица. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа. Собачка-свистулька. Современная работа

Модница.

Современная работа.

Уездная барышня. Современная работа.

Лягушка-путешественница. Современная работа.

Огонь-олень. Современная работа.

Следующий раздел: Не боги горшки обжигают

Гончарный круг

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг (рис. 25.1).

Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в IV тысячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры.

Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные жгуты.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. С его изобретением у мастера освободились обе руки для формовки сосудов, поскольку круг вращался ногой. К тому же за счет массивного маховика увеличилась мощность станка и продолжительность вращения круга. Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое.

Ножной гончарный круг, используемый повсеместно современными гончарами, мало чем отличается от древних образцов. Разве что ось у него стали делать из металла, а подшипники скольжения заменили на подшипники качения. Да еще иногда новые материалы применяют для изготовления верхнего круга (рис. 25.2). Ножной гончарный круг состоит из деревянной станины (чаще всего это обычная скамья), вертикальной металлической оси (25.2в) и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен малый диск (25.2а), на котором гончар формует сосуд, а в нижней — маховик в виде большого массивного деревянного круга (25.2г). Один подшипник укреплен на станине (скамье), а другой — в полу (25.2д). Гончар садится на скамью и вращает маховик правой ногой против часовой стрелки, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному вращательному движению. В зависимости от необходимости гончар может плавно увеличить или же, наоборот, уменьшить скорость вращения.

Для любительских работ удобен гончарный круг, укрепленный на переносной скамье (рис. 26). Примерно в середине обычной скамьи сверлится отверстие и выбирается гнездо, куда вставляется подшипник качения (26а) вместе с осью (266) и укрепленным на ней нижним кругом-маховиком (26в). Заостренная внизу ось упирается в упорный подшипник, представляющий собой прямоугольную стальную пластинку с небольшим углублением в середине.

Керамика своими руками

Пластина в свою очередь привинчивается шурупами к продольной перекладине (26д), которая крепится к скамье с помощью клиньев (26е). Установив ось с маховиком, сверху привинчивают малый круг (26ж). По бокам к скамье прибивают две рейки, которые используются как подножки (26з). Левая нога находится на подножке постоянно, а правая ставится на нее после того, как круг достаточно хорошо раскручен. Верхний малый диск и диск-маховик изготовляют из толстых досок и фанеры (рис. 27).

Нижний диск делают из двух или трех слоев досок — в зависимости от их толщины (27.1).

Желательно вместо простых обрезных досок использовать шпунтовые.

Доски сплачивают и укладывают на верстак или стол между двумя брусками и зажимают клином (27.1а). С помощью циркуля или полоски из картона проводят окружность. Затем доски временно соединяют на гвоздях или шурупах поперечными рейками, вынимают из зажима и выпиливают круг ножовкой с узким полотном (27.16). Готовый круг набивают на следующий ряд, предварительно сплоченных досок (27.1 в). При выпиливании второго слоя досок верхний круг служит ножовке направляющим.

Доски прочно скрепляют гвоздями, иногда сверху набивают фанеру (27.1 г). Так же вырезают малый диск (27.2). Если в большом диске сверлят только отверстие под ось, то в малом диске выбирают еще гнездо под шайбу и гайку (27.2а). (Если ось деревянная, то просто сверлят соответствующее ей отверстие.) Закрепив диск с помощью шайб и гаек, сверху мелкими шурупами прикрепляют фанерный или металлический круг (27.26). Иногда малый круг (столик) полностью вытачивают из бронзы, алюминия или пластмассы. Чтобы влага не проникала в древесину, деревянные части дисков пропитывают два-три раза горячей олифой.