Гимнастика для глаз
Содержание
- Комплекс упражнений при нарушении зрения ()
- "Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения"
- Зрительная гимнастика
- "Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада для детей с нарушением зрения как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)".
- Зрительная гимнастика как одно из направлений по оздоровлению детей с нарушениями зрения
- Гимнастика для глаз для школьников
- «Зрительная гимнастика в стихах»
- Детская гимнастика для глаз
- Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения у детей
Комплекс упражнений при нарушении зрения ()
1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
2. И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Способствует улучшению кровообращения.
3. И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3с; поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями безымянных пальцев: по верхнему веку от наружных углов глаза кнутри. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет глазные мышцы и улучшает кровообращение.
6. И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5с.
"Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения"
Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 2-5с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5с. Поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5с. Прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз, улучшает бинокулярное зрение.
7. И. п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза и совершенствует их координацию.
8. И. п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
9. И. п. — сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза. Пальцы, удерживая кожу надбровных дуг, оказывают сопротивление мышце. Повторить 8-10 раз.
10. И. п. — сидя. II, III и IV пальцы рук расположить так, чтобы II палец находился у наружного угла глаза, III — на середине верхнего края орбиты, а IV — у внутреннего угла глаза. Медленно закрывать глаза. Пальцы оказывают этому движению небольшое сопротивление. Повторить 8—10 раз.
«Зрительная гимнастика для детей».
По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду.
Зрительная гимнастика
Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства. Один из наиболее удобных и проверенных способов – детская гимнастика для глаз.
Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером.
Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях.
Пусть малыш подвигает глазками вверх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет – пусть считает сам. Если нет – помогите ему.
Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его посмотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты.
Предложите малышу представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть таким образом на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит за этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться – считайте в этот раз наоборот: от 8 до 1.
Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом – прямо, потом – медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить.
Отличная гимнастика для глаз детей – упражнение и одновременно разрядка – построить рожицы. Спародируйте ежика. Пусть он вытянет губки, а глазками поведет вперёд-влево-вправо-вверх- вниз. А потом глазками по кругу – сначала влево, потом – вправо.
Еще одно хорошее упражнение – закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом – наоборот. Такое упражнение для глаз детей расслабляет мышцы и улучшает кровообращение
Поиграйте со своим ребенком. Пусть он представит себе большой круг и глазками начнет обводить его сначала по часовой, а потом – против часовой стрелки.
Предложите ему представить себе квадрат. Пусть он переводит взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. И так – дважды.
Порисуйте… носиком. Детки закрывают глазки и представляют себе, как нос становится длиннючим-предлиннючим. Когда он достигнет нужной воображаемой длины, пусть нарисуют им какой-нибудь предмет, букву, любимую игрушку.
Превращайте любые упражнения для детских глаз в занимательную игру. Можно просто закрыть глаза, досчитать до 5 и широко их открыть, чтобы снять глазное напряжение, а можно сделать это, приговаривая веселое четверостишие:
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали!
Глазки рассмотреть должны.
Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся.
И помните – зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем. Есть еще, безусловно, хирургическая, лазерная и контактная коррекция. Но ведь никто из нас не хочет исправлять малышу зрение именно таким путем.Вот почему гимнастика, которую малыш будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его.Учитель-дефектолог:Кривцова Е.А.
Поделитесь с Вашими друзьями:
"Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада для детей с нарушением зрения как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)".
Автор: Шляндина Елена Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Теремок"
Населённый пункт: город Железногорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада для детей с нарушением зрения как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)".
Дата публикации: 16.01.2016
Раздел: среднее профессиональное
Назад
г. Железногорск Красноярского края
Шляндина Елена Дмитриевна
МБДОУ «Детский сад № 37 «Теремок»
компенсирующей и оздоровительной направленности
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
«Зрительная гимнастика в условиях специального
детского сада для детей с нарушением зрения как часть
коррекционной работы учителя-дефектолога
(тифлопедагога)».
В наш век компьютеризации и нано технологий мы должны стать умелыми менеджерами по управлению своим здоровьем. Мы устаем оттого, что наши отрицательные эмоции вызывают нервное напряжение организма. Научитесь расслабляться, когда вы выполняете свою работу. Роль глаз в устранении нервного напряжения важна потому, что если вы умеете полностью расслабить глазные мышцы, то вы можете забыть обо всех своих неприятностях. Глаза расходуют до четверти всей нервной энергии, поглощаемой нашим организмом. Именно поэтому так много людей страдают быстрой утомляемостью глаз — астенопией. Они сами слишком напрягают свои глаза. Человеческий глаз — это орган, созданный для восприятия света и цвета. Солнечный свет необходим глазам — солнце поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, увеличивая в них обмен веществ, тем самым очищая от шлаков. 80% ультрафиолета поступает в организм через глаза. Тот, кто постоянно носит очки, закрывает доступ в организм ультрафиолетового излучения, что вызывает заболевания внутренних органов. Ношение темных очков стало повсеместным, превратилось в моду в последние годы. Темные очки перестали быть признаком страдания и слабости. Теперь они спутники молодости, обояния и сексуальной привлекательности. Миллионы людей носят темные очки, и не только на солнечном пляже, но и в сумерках, и в тускло освещаемых коридорах муниципальных учреждений. Нет необходимости говорить, что чем дольше они их носят, тем слабее становятся их глаза и тем большей становиться потребность в защите глаз от света. Не свет, а темнота опасна для глаз. Именно свет создает цвет и форму. Свет — это свойство цвета. Если свет разложить на отдельные составляющие с разными длинами волн, мы получим разные цвета. Семь цветов радуги — это только малая часть спектра солнечного света. У каждого цвета есть множество оттенков и их вариаций. Упражнения уникального метода со светом и цветом профессора Панкова помогут вам восстановить зрение и значительно облегчат состояние при серьезных глазных заболеваниях. Тренинг по соляризации и пальмингу. Цель соляризации — изгнание страха света. Яркий свет болезненен для утомленных глаз, поэтому у человека зарождается страх перед светом, и он, в свою очередь становиться причиной дальнейшего напряжения и дискомфорта.
Пальминг — это отдых, расслабление глаз:
1. Подготовка рук. Встать, широко расставив ноги и раскинув руки в стороны, пальцы раздвинуть в виде веера — мысленно получить заряд космической энергии. 2. Сцепить ладони рук в замок и энергичными потираниями ладони об ладонь в течении нескольких секунд добиться потепления ладоней. 3. Сидя в удобной позе, выпрямите пальцы левой руки и положите ее ладонью на закрытый левый глаз. Локоть несколько отведен влево, пальцы лежат на лбу и немного повернуты вправо. 4. Положите правую руку мизинцем поперек четырех пальцев левой руки. Руки не касаются закрытых век (ладони сложены чуть чашеобразно). Дужка из мизинцев образует как бы дужку от очков на переносице. 5. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Положите локти на колени или на стол так, чтобы шея образовала прямую линию с позвоночником (можно положить на колени подушку). 6. Предлагается занять свой разум воспоминаниями приятных сцен из прошлого, но важное условие — вспоминать объекты и образы в движении, картины в динамике. Это могут быть сценки из мультфильмов, стихи о красоте природы и т.д. Ваш мысленный взор перемещается, и это помогает в достижении основного результата пальминга — расслабления не только физического, но и психического, релаксации вашего мозга. Другая причина эффективности пальминга — временное отсутствие света, покой и тепло рук: это успокаивает и освежает. Усталость быстро проходит, зрение заметно улучшается.
7. Завершить следует так: растереть ладони (тёплыми сделать), расслабить шейный отдел позвоночника, голову откинуть назад, сцепить между собой пальцы и прижать ладони обеих рук к затылку. Расправиться, откинуть голову назад, как бы поддерживая ладонями затылок, и представить прекрасные картины отдыха, море, водопад и т.д.
Соляризация.
Первое условие — снять очки. Выполнять упражнения соляризации в очках не допустимо (риск — ожог сетчатки). Второе — сесть поудобнее, откинуться назад, расслабиться, закрыть глаза и подставить лицо к солнцу — все нужно делать постепенно. • Первое упражнение надо делать с закрытыми глазами, следующий шаг — обратить лицо к небу, затем смотрим на солнце. Плавно, но довольно быстро двигайте головой из стороны в сторону до окончания солнечной ванны — длительность упражнения 1-2 минуты. В течении дня эту процедуру следует повторять неоднократно с перерывами для пальминга, если вы чувствуете необходимость. • Прикройте один глаз ладонью и, не забывая покачивать из стороны в сторону, 3-4 раза подряд проведите другой глаз через солнце, усиленно при этом мигая. Чередуйте глаза, пока длиться упражнение — 1 минута или чуть больше. Затем выполните пальминг. • Поднимите голову и поворачивайте ее из стороны в сторону, быстро моргая глазами и смотря прямо на солнце — но не более 2 — 3 секунд. Затем выполняйте упражнение, делая повороты и смотря закрытыми глазами прямо на солнце. Вы заметите, что в глазах рябит от солнечных пятнышек, пунктиров и черточек, поэтому отойдите в тень и проделайте пальминг в 2 раза большей продолжительности. Солнце нормализует слезотечение и придает блеск белку глаз и роговой оболочке, одновременно делая яркой окраску радужной оболочки. Хорошо соляризованные глаза прекрасны. Очень полезно для повышения остроты зрения смотреть на солнце на восходе и на закате. Фактический результат у пациентки с диагнозом дистрофия сетчатки отмечен через три месяца, острота зрения улучшилась в 3 раза. Даже самый занятый человек всегда отыщет несколько свободных минут на благо своих и мозга, одновременно улучшив зрение для дальнейшей работы. Всегда важно помнить, что легче предотвратить болезнь, чем её лечить. Посвящая пару минут релаксации, вы избежите нескольких часов усталости, в том числе и зрительной.
Программа улучшения зрения.
Простые ежедневные упражнения которые можно выполнять утром или в течении дня. • В вытянутой руке карандаш. По широкой дуге он многократно двигается влево, вправо, вниз. Надо неотрывно следить за ними глазами — выполнять в течении 1 минуты; • Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить из правого верхнего угла комнаты в левый нижний. Делайте это 10 раз. Затем из левого верхнего — в правый нижний — повторить не менее 10 раз; • Взгляните на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите взгляд глаз к полу. Не торопитесь, но и не делайте это упражнение слишком медленно; • Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд по ходу движения — выполнить 50 поворотов; • Представьте себе очень большой обруч. Обведите его глазами 10 раз справа налево. То же сделайте в другом направлении. Вращайте только глазами. • В течении 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых — повторить 15 раз; • Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза — повторить 40 раз; • Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течении 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы — повторить 15 раз.
Душ для глаз:
утром 10-15 раз промойте закрытые глаза проточной водой. Начинайте процедуру с чуть теплой воды, заканчивайте холодной водой. После водной процедуры осторожно промокните область глаз полотенцем. Вечером повторите процедуру начиная с холодной воды, заканчивайте чуть теплой водой. Во время процедуры душ следует передвигать вправо-влево, вверх-вниз.
Температурная
стимуляция
глаз
(водная):
возьмите два куска ткани. Один кусок опускается в горячую воду (как можно терпеть). Другой в ледяную (лили просто холодную). Вынуть ткань из горячей воды и на 2 минуты приложить, плотно прижимая к глазам. Затем приложить к глазам на 1 минуту ткань, смоченную холодной водой. Мягкой салфеткой вытереть глаза. Согласно рекомендаций профессора-офтальмолога, академика Лазерной академии наук Российской Федерации Олега Павловича Панкова эти упражнения важно выполнять 2-3 раза в день в течении месяца. Затем сделать паузу на 2-3 недели, а потом все сначала. Именно такой режим укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровообращение и питание глаз.
Цветовой душ.
Самый простой способ напитаться энергией цвета — повесить на видном месте
картину, которая в изобилии содержит этот цвет.
Картины
с
преобладанием
красного
цвета
активизируют нервную деятельность, нормализуют сердечно-сосудистую систему. Рассматривание изображений в красных тонах полезно при близорукости, астигматизме, косоглазии и амблиопии у детей.
Картины с преобладанием оранжевого цвета
улучшают кровообращение, трофику кожи, способствуют регенерации нервной и мышечной ткани, усиливают сексуальность, стимулируют деятельность половых желез. Рассматривание изображений в оранжевых тонах пролезно при близорукости, дистрофии сетчатки, атрофии зрительного нерва.
Картины с преобладанием желтого цвета
стимулируют деятельность органов пищеварения, способствуют очищению организма от токсинов, снимают усталость и сонливость.
Картины с преобладанием зеленого цвета
снижают артериальное и внутриглазное давление, замедляют пульс, расслабляют нервную систему, вызывает ощущение комфорта. Рассматривание изображений в зеленых тонах полезно при глаукоме, спазмах аккомодации, дистрофии сетчатки.
Картины с преобладанием голубого цвета
успокаивают, нервную систему, способствуют сопротивляемости организма инфекциям. Рассматривание изображений в голубых тонах полезно при близорукости, спазмах аккомодации, воспалительных заболеваниях глаз.
Картины
с
преобладанием
синего
цвета
оказывают положительное влияние на работу гипофиза, парасимпатическую нервную систему, способствует повышению сопротивляемости организма инфекциям, стимулируют деятельность мозга, повышают творческую и интеллектуальную активность. Рассматривание изображений в синих тонах полезно при катаракте, глаукоме, помутнениях роговицы и стекловидного тела.
Картины
с
преобладанием
фиолетового
цвета
оказывают успокаивающее действие на головной мозг и глаза, способствуют выработке мелатонина. Кстати, дефицит мелатонина — или гормона сна — частая причина бессонницы. Угнетает выработку мелатонина яркое освещение, электромагнитное поле компьютера и других электроприборов, сигареты, алкоголь, чай, кофе, некоторые лекарственные препараты.
Зрительная гимнастика как одно из направлений по оздоровлению детей с нарушениями зрения
Рассматривание изображений в фиолетовых тонах эффективно при бессоннице (рекомендую декорировать спальню в этот цвет). Благотворное влияние фиолетовый оказывает при катаракте, увеитах, помутнениях роговицы.
Литература: 1. О.П.Панков «Практика восстановления зрения при помощи света и цвета. 2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.
В раздел образования
Гимнастика для глаз для школьников
Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.
Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.
Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.
Примеры упражнений для глаз, рекомендуемые для школьников
Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.
- «Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.
- «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.
- «Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.
- «Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.
- «Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.
- «Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.
- «Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше.
«Зрительная гимнастика в стихах»
Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.
- «Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.
- «Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф,
классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.
- «Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.
Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.
Детская гимнастика для глаз
Комплекс №1
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).
- Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).
- Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).
- Быстро моргать (1 мин.).
- Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).
Комплекс № 2
Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).
- Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.
Комплекс №3
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).
- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
- Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
- Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).
Комплекс №4
Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).
- Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
- Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
- Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).
Комплекс № 5
Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
- И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
- И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).
- И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).
Комплекс №6
- И.п. – стоя, руки с мячом внизу.
Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения у детей
Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
- И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)
- И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).
- И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).
Комплекс №7
- Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
- Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс №8
- На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
Комплекс №9
- -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
- -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
- -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.
- -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
- -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Комплекс №10
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
- «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
- «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
- «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
- «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
- «Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
12."Ветер"
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише…
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
13."Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Комплекс №14
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
15."Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Комплекс 16.
Лучик солнца
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
Комплекс №17
Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам — движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.