Гигиена зрения у детей

15.01.2019 0 Автор admin

Автор: Жалейко Нина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19 "Василек" компенсирующего вида
Населённый пункт: Республика Коми,Инта
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 26.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста

(Из опыта работы старшего воспитателя Жалейко Нины Николаевны,

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида, г. Инта,

Республика Коми)

«Глаза – зеркало души», — говорится в старой народной пословице.

Посмотрите в глаза окружающих вас людей, в свои собственные глаза. У

каждого человека они неповторимы. Голубые, серые, синие, карие, зелёные,

чёрные. Глаза – это не только зеркало души, но и зеркало, отражающее

состояние

внутренних

органов.

Каждый

человеческий

орган

сердце,

желудок, печень и т.д. – имеет в радужной оболочке свой участок, и любое

нарушение

деятельности

органа

вызывает

соответствующие

изменения

в

радужке.

Поэтому

хороший

врач,

заглянув

в

глаза

больного,

может

определить, какой из органов у него требует лечения.

Хорошее зрение – вот

величайшая радость каждого человека!

Нормальная острота зрения, которая равна 1,0, формируется, не сразу и

заметно

колеблется

в

зависимости

от

возраста

человека.

В

первые

дни,

недели, месяцы, жизни острота зрения очень низкая.

К 6 месяцам она

составляет 0,1 – 0,3. Только к концу первого года жизни у ребёнка появляется

способность распознавать геометрические формы, а на 2-3 году жизни –

изображения предметов.

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

С возрастом острота зрения постепенно развивается,

из возможного максимума она чаще достигает к 5 годам жизни ребёнка.

Сегодня у каждого четвёртого ребёнка, едва успевшего перешагнуть

шестилетний рубеж, выявляются либо близорукость, либо предшествующее

ей состояние. Как следствие многие дошкольники вынуждены носить очки.

Говоря о причинах близорукости, ущерб глазам наносит не только

напряжённая зрительная работа, но и хронические заболевания носоглотки,

грипп, общее снижение иммунитета. Поэтому, чтобы у ребёнка не страдало

зрение, нужно укреплять его здоровье. При соблюдении простых правил

зрение можно сохранить на долгие годы:

— Окно это источник света, чем чище оно, тем меньше устают глаза;

— Правильный режим дня;

— Регулярное и полноценное питание, витамины.

Для занятия ребенку отводится светлое место у окна. В вечернее

время рабочее место освещается лампой в 60 ватт, покрытой непрозрачным

колпаком. Поставить ее надо так, чтобы свет падал с левой стороны и только

на поверхность стола. Расстояние от глаз до бумаги, на которой рисует или

пишет ребенок не менее 30 — 35 см (оно равно примерно длине руки от локтя

до кончиков пальцев).

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» посещают дети, имеющие

различные

зрительные

патологии

и

низкую

остроту

зрения.

Чаще

всего

самыми распространёнными диагнозами являются: гиперметропия, миопия,

амблиопия,

астигматизм

и

различные

виды

косоглазия.

Дети

получают

лечение

в

специальном

ортоптическом

кабинете

с

помощью

лечебно

медицинской аппаратуры.

Основными задачами коррекционно – педагогической работы с

детьми с нарушением зрения являются:

активизация

зрительных

функций,

повышение

остроты

зрения

(используются

различные

мозаики,

домино,

лото,

бусы,

обводка,

т.е.

фиксация на мелких предметах);

тренировка

сетчатки

глаза:

упражнения

с

цветными

предметами

яркими, крупными;

формирование цветоразличения основных цветов и оттенков;

укрепление

мышц

глаза,

развитие

гл а з од в и г ат е л ь н ы х ,

прослеживающих функций, расширение поля зрения;

развитие

устойчивой

зрительной

фиксации:

использовать

красную

точку, смотреть, видеть, напрягать зрение;

выработка бинокулярного зрения;

развитие стереоскопического зрения.

Методологической основой коррекционно педагогического процесса

является программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И.

Плаксиной.

В период плеоптического лечения, направленного на повышение

остроты зрения по рекомендации врача – офтольмолога на занятиях детям

включаем задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных

изображений,

выкладывание

из

мозаики,

конструкторы

и

т.д.

В

период

лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая

острота зрения, поэтому используем при обводке трафареты.

Включаем в работу задания на выделение формы, цвета и

величины,

пространственного

положения

предметов:

«Найди

такой

же»,

«Подбери одинаковые», «Что ближе от тебя, что дальше?» и т. д. В процессе

таких

упражнений

дети

учатся

сличению,

узнаванию

и

классификации

предметов по основным признакам.

В период плеоптического

лечения используем различные

настольные

игры,

игры

вкладыши,

разрезные

лото.

Такие

упражнения

заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в

процессе рассматривания.

Для решения задач коррекционно – компенсаторной и лечебно –

восстановительной работы используем приём оформления стен групповых

комнат и спален размещением на них зрительных тренажёров: различных

лабиринтов из цветных верёвок, подвесных картинок, сенсорных панно, это

помогает

стимулировать

зрительные

функции,

локализацию,

фиксацию,

аккомодацию, способствует формированию бинокулярного зрения.

Разработаны

упражнения

для

профилактики

зрительного

утомления,

укрепления

мышцы

глаз

для

детей

с

нарушением

зрения.

Комплекс

упражнений составляется из 5-6 упражнений, меняется через 2-3 недели. Эти

упражнения можно использовать и для детей с остротой зрения – 1,0 для

профилактики

близорукости.

Можно

рекомендовать

родителям

для

выполнения упражнений совместно с детьми в домашних условиях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Упражнение 1.

Частые легкие мигания в быстром темпе 5 сек, затем сильное

медленное мигание (надавливание веками на глазное яблоко) и переход на

быстрое мигание. Делать 30-40 сек.

Упражнение 2.

Взгляд направить влево — вправо, вверх — вниз. Повторять 1-10 раз.

Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее,

затем медленнее.

Упражнение 3

Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Посмотреть несколько раз.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть

более

ясно,

затем

моргнуть

несколько

раз.

Сжать

веки,

затем

моргнуть

несколько раз. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть

ими

предварительно

закрытые

глаза,

чтобы

полностью

загородить

их

от

света. Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

Упражнение 4.

При счете 1-2 фиксация глаз на близком (на расстоянии 15-20 см)

объекте, при счете 3-7 взгляд переводится на дальний объект, при счете 8

взгляд снова переводится на ближний объект.

При

неподвижной

голове

на

счет 1 поворот глаз вверх, при счете 2- вниз, затем снова вверх. Повторить

15-20 раз. Закрыть глаза на 10-15

секунд, открыть и проделать движения

глазами вправо, влево, затем вверх и вниз (5 раз). Свободно без напряжения

направить взгляд вдаль.

Упражнение 5.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5м секунд.

Повторить 4-5 раз. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем

на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить 30 секунд. Поднять глаза

вверх, опустить их вниз, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в

левую сторону, повторить 3-4 раза.

Поднять

глаза

вверх,

сделать

ими

круговые движения по часовой стрелке, и сделать ими движения против

часовой стрелки. Повторить 3-4 раза

Упражнение 6.

Выпрямить вверх большой палец правой руки, вытянуть руку вперед на

уровне глаз и пристально смотреть на большой палец в течение 10 секунд.

Затем, оставляя большой палец в этом положении, отвести правую руку

вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы до тех

пор, пока он не исчезнет из виду, Когда он исчезнет из виду, возвратиться в

исходное

положение.

То

же

самое

делать

с

левой

рукой.

Упражнение

повторить для каждой руки по 2 раза. Потом делать аналогичное упражнение,

двигая руками вверх и вниз. Заканчивать упражнение круговыми движениями

рук. Ненадолго закрыть глаза.

Упражнение 7.

Берем флажок яркого цвета на ручке длиной 90-100 см. Педагог, стоя

лицом к детям, поднимает флажок и обозначает им различные траектории

слежения

глазами

(важно,

чтобы

при

этом

не

было

поворотов

головы).

Сделайте 20 «рисунков», добавьте упражнения в глубину, т.е. к детям и от

них.

Упражнение 8.

"Маятник", подвешенный на тонком шнуре, совершает колебания

амплитудой в несколько метров (3-5 метров). Дети следят за ним движением

глаз.

Упражнение 9.

Сделайте рисунки типа "волны", "змейки", "пилы" с амплитудой 2-3

метр длиной 3-4 метра. Пусть попугай измерит длину змеи. Пусть хомячок

проползет

по

зубьям

пилы.

Эти

упражнения

способствуют

развитию

воображения.

Упражнение 10 . «Согревание глаз ладонями».

Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не

касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против

зрачка,

т.е.

в

центре

глазниц.

Представьте

себе,

что

тепло

ладоней

сконцентрировалось

в

центре

глазницы

и

в

течение

30-60

секунд

направляйте это тепло в глаза.

Упражнение 11 . Круговые движения глаз.

Закройте глаза и производите ими круговые движения налево, вверх,

направо, вниз, затем — в обратном направлении. Повторить по 5- 10 раз в

каждом направлении. Движения выполняйте в медленном темпе. После этого

слегка

погладьте

подушечками

пальцев

веки,

откройте

глаза

и

сделайте

несколько быстрых мигательных движений.

Упражнение 12. «Движение глаз по горизонтали».

Вытяните правую руку перед собой, разогнув ее как в предыдущем

упражнении. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Затем медленно

приближайте

кисть

к

носу

и

так

же

медленно

приведите

в

исходное

положение. Повторите 10-15 раз.

Упражнение 13.

Вытяните правую руку прямо перед собой, разогните ее в кисти, взгляд

фиксируйте на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь, взглядом! не

поворачивая головы! переведите руку вправо так, чтобы она составила с

правым

плечом

одну

линию.

Теперь

перемещайте

руку

с

горизонтали

в

направлении левого плеча. Повторите упражнение, используя левую руку, т. е.

сначала поставьте ее перед собой, затем переместите влево, затем -вправо.

Повторить 5 раз, меняя руку, темп медленный.

Упражнение 14. «Метка на стекле»

(Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся предметах)

Ребенок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла.

На стекле на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 см. красного

цвета. Вдали, от линии взора, проходящей через эту метку он намечает какой

-либо предмет для фиксации (дом, дерево), затем поочередно переводит взор

то на метку на стекле, то на этот предмет.

Упражнение «Метка на стекле» проводится 2 раза в день, в течение 15-20

дней.

Продолжительность

первого

занятия

должна

составлять

3

минуты,

последующие два дня — 5 минут, остальные дни — 7 минут.

В раздел образования

Правила гигиены зрения

Для сохранения здоровья глаз рекомендовано соблюдение правил гигиены зрения. Они очень просты и не требуют больших временных и финансовых затрат.

Итак, начнем.

1. Соблюдение режима зрительных, в первую очередь, сенсорных нагрузок. Эта рекомендация в основном касается детей и подростков. 

Существуют временные режимы, разработанные ведущими офтальмологическими клиниками страны, в соответствии с которыми:

  • детям в возрасте 5-7 лет безопасно находится за компьютером -10 минут и опасно более 40 минут.
  • детям 8-11 лет безопасно -15 минут и опасно более 50 минут.
  • детям 12-13 лет безопасно -20 минут и опасно более 70 минут.
  • детям 14-15 лет безопасно -25 минут и опасно более 90 минут.
  • в возрасте 16-17 лет безопасно -30 минут и опасно более 100 минут.
  • пациентам 18+ безопасно — 60 минут и опасно более 100 минут.

Взрослым — рекомендовано чередовать зрительные нагрузки с регулярными перерывами и выполнением зрительной гимнастики в перерывах (2-3 часа работа, 5 минут перерыв).

2. Хорошее освещение при выполнении зрительных работ. Источник света должен быть естественный. При искусственном освещении рекомендуется использовать лампы желтого цвета и сила до 60 Вт., нельзя люминесцентные лампы. Источник освещения должен располагаться слева от человека, если Вы правша и справа, если Вы левша. Освещение не должно давать тень, например, на книгу или тетрадь.

3. Профилактика низкого наклона головы. Это также в основном проблема, касающаяся детей. Положение головы над партой не должно быть ниже 30-50 см. Доказано, что низкий наклон головы способствует появлению нарушения аккомодации и прогрессии миопии. Если ребенок стал "падать" на парту — обратитесь к врачу. 

4. Зрительная гимнастика. Выполняется детьми каждые 2 часа в период зрительного напряжение (на переменах в школе, после длительного просмотра телевизора, после выполнения домашних уроков, после работы за компьютером или другой сенсорной нагрузки).

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста

Взрослым пациентам гимнастику рекомендуется выполнять регулярно каждые 2-3 часа после работы на компьютере или других устройствах.  

5. Очки для компьютера. Рекомендуется пользоваться такими очками офисным и другим работникам, у которых время работы за компьютером составляет больше 2 часов в течении рабочего дня. Эти очки можно приобрести в любых оптиках.

6. При работе за компьютером необходимо хорошее освещение. Не стоит сидеть за монитором в условиях плохого освещение. Это же касается и других гаджетов (планшет, телефон и тп). На стационарном мониторе рекомендовано уменьшить контрастность,  при использовании телефона и планшета рекомендовано активировать функцию фильтра голубого цвета, если эта функция поддерживается устройством (посмотрите настройки Вашего устройства) 

7. Старайтесь чаще выбираться на природу, да просто вечером погуляйте перед сном.

8. Будьте внимательны, дорогие родители! Очень часто дети не говорят взрослым, что они стали видеть хуже, поэтому  родителям стоит обращать внимание на следующие моменты: 

  • ребенок начинает прищуриваться, низко наклонять голову при выполнении домашних заданий или при чтении;
  • близко смотрит телевизор или приближается к экрану монитора;
  • стал делать на контрольных необоснованные ошибки;
  • быстро устает при зрительных нагрузках;
  • трет глаза и тп. 

Если вы наблюдаете подобные признаки, то обязательно обратитесь к офтальмологу.

Эти не хитрые правила позволят Вам и Вашим детям сохранить зрение и при возникновении проблемы вовремя обратиться за помощью.

Будьте здоровы!

Профилактика нарушений зрения у детей

Глаза — уникальный парный орган человека. Изучение строения глаза. Близорукость и дальнозоркость. Правила гигиены зрения. Гимнастика для глаз. Выработка правильных навыков поведения, охраняющих орган зрения от вредного воздействия повреждающих факторов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Оптическая система глаза

    Что такое аккомодация, угол зрения, разрешающая способность. Недостатки оптической системы глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм и их исправление при помощи линз. Чувствительность глаза к свету и цвету. Биофизические основы зрительной рецепции.

    реферат , добавлен 06.03.2011

  • Эволюция зрения

    Глаза насекомых и других членистоногих – сложные органы. Особенности зрения животных, ночных и хищных птиц. Понятие "куриная слепота". Специфика строения глаза человека. Сетчатка как важнейший элемент человеческого глаза. Понятие "слепое пятно".

    презентация , добавлен 08.11.2011

  • Зрение с позиции физики и биологии

    Изучение строения и свойств глаза человека, основных особенностей роговицы, хрусталика и сетчатки.

    Характеристика дефектов зрения: близорукости, дальнозоркости, куриной слепоты, дальтонизма. Исследование природы зрительных иллюзий и аккомодаций глаза.

    научная работа , добавлен 12.05.2011

  • Зрительный анализатор

    Понятие об анализаторе. Строение глаза, его развитие после рождения. Острота зрения, близорукость и дальнозоркость, профилактика этих заболеваний. Бинокулярное зрение, развитие пространственного зрения у детей. Гигиеническое требование к освещению.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

  • Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания

    Зрительный анализатор. Основной и вспомогательный аппарат. Верхнее и нижнее веко. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат глаза. Цвета радужной оболочки глаз. Аккомодация и конвергенция. Слуховой анализатор — наружное, среднее и внутреннее ухо.

    презентация , добавлен 16.02.2015

  • Орган зрения

    Элементы, составляющие орган зрения (глаз), их соединение с головным мозгом через зрительный нерв. Топография и форма глазного яблока, особенности его строения. Характеристика фиброзной оболочки и склеры. Гистологические слои, составляющие роговицу.

    презентация , добавлен 05.05.2017

  • Биомеханика глаза

    Схема горизонтального сечения правого глаза человека. Оптические недостатки глаза и аномалии рефракции. Сосудистая оболочка глазного яблока.

    Профилактика нарушения зрения у дошкольников

    Вспомогательные органы глаза. Гиперметропия и ее коррекция с помощью выпуклой линзы. Определение угла зрения.

    реферат , добавлен 22.04.2014

  • Строение зрительного анализатора

    Внешнее и внутреннее строение глаза, рассмотрение функций слезных желез. Сравнение органов зрения у человека и животных. Визуальная зона коры больших полушарий и понятие аккомодации и светочувствительности. Зависимость цветового зрения от сетчатки.

    презентация , добавлен 14.01.2011

  • Зрительный анализатор

    Значение зрения для человека. Внешнее строение зрительного анализатора. Радужная оболочка глаза, слезный аппарат, расположение и строение глазного яблока. Строение сетчатки, оптическая система глаза. Бинокулярное зрение, схема движения взгляда.

    презентация , добавлен 21.11.2013

  • Интересное о зрении

    Анатомическое строение глаза и его отличительные особенности. Факторы, определяющие цвет радужки у человека. Интересные факты из анатомии глаз животных. Границы восприятие цвета у людей и животных. Острота зрения в темноте. От чего зависит угол обзора.

    презентация , добавлен 13.05.2015

  • Гигиене зрения детей необходимо уделять пристальное внимание с первых дней жизни ребенка. Офтальмологи озабочены тем, что растет число доношенных детей, родившихся здоровыми, у которых к полугодовалому возрасту диагностируется то или иное заболевание глаз.

    Профилактика нарушения зрения у дошкольников

    Наиболее частые заболевания, лечение которых сложно и трудоемко:

    • Катаракта,

    • амблиопия,

    • астигматизм,

    • дальнозоркость (гиперметропия).

    Несвоевременное обращение к врачам, отсутствие лечения приводят в дальнейшем к слепоте. Вот почему родители должны быть предельно внимательны к любым жалобам ребенка или странному поведению — например, при амблиопии дети смотрят на предмет перед лицом не прямым взглядом, а склонив голову или даже слегка отвернувшись.

    Для детей младшего и дошкольного возраста гигиена зрения сводится к соблюдению взрослыми требований по освещенности комнаты, игровой зоны, а также при чтении:

    • с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см от глаз,

    • при рисовании нельзя заслонять источник света рукой,

    • комната, где ребенок проводит большую часть времени, должна быть хорошо освещена,

    • важно общее световое оформление детской комнаты. Светлые тона в отделке (деревянные лестницы, мебель, полы), прозрачные шторы, наличие нескольких ярких цветовых пятен (постер на стене, яркая подушка на кровати, аппликация на мебели).

    Рекомендуется с 1 года в игровой форме приучить ребенка к гимнастике для глаз. Зрительная гимнастика помогает: 

    • поддержать функции цилиарной мышцы,

    • улучшить кровоснабжение сосудов органов зрения,

    • снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.

    Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников

    • Посмотреть вдаль в течение 1-2 минут, переводя взгляд с предметов;

    • Поморгать глазами — 20 раз;

    • Дать «попрыгать глазкам с лестницы» — посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз — 5-6 раз;

    • Закрыть глазки на полминуты;

    • Открыв глаза вновь поморгать ими — 20 раз, после чего снова в течение минуты — двух посмотреть на линию горизонта или вдаль.

    Для поддержания зрения достаточно выполнить этот простейший комплекс 2- 3 раза в день плюс после каждой «мелкой» работы чтения или просмотра ТВ.

    Родители должны помнить, что повышенную нагрузку на органы зрения дают не только чтение и просмотр телепередач, но и игры с конструктором, вышивание, лепка, выкладывание мозаики. Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры — продолжительность таких игр не должна быть более 20 минут единовременно и более 60 минут — за весь день. Просмотр ТВ, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены. С трех лет время просмотра ТВ передач или игры за компьютером — 20 минут в день.

    Несложные приемы по гигиене зрения детей дошкольного возраста — прямой путь к сохранению зрения у школьников.