Фото неблагополучных семей с детьми

14.08.2018 0 Автор admin

Главная >> Статьи для родителей

Дети из неблагополучных семей

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые семьи несчастливы по-своему». Действие романа «Анна Каренина» начинается именно такими словами. И действительно, семья может быть несчастливой по разным причинам. Но самое страшное, что страдают от этого, как правило, дети. Ребенок, который рос и воспитывался в неблагополучной семье, всю жизнь будет понимать и осознавать это и никогда не забудет о своем прошлом. Подобные вещи очень негативно влияют на детей. И даже если ребенок внешне выглядит очень спокойным, уравновешенным, ничем не отличается от остальных своих сверстников, психологически ему будет гораздо тяжелее остальных в дальнейшей жизни.

Такие дети зачастую испытывают эмоциональное одиночество, они в дальнейшем не доверяют людям, в любой ситуации стараются полагаться только на себя. Самооценка у таких людей редко улучшается с годами, чаще всего они так и продолжают жить с ощущением того, что с ними что-то не так.

Очень часто происходит так, что человек не способен верить в хорошее отношение к нему. Он не верит, что кто-то может полюбить его, и не понимает, что есть люди, которые искренне и хорошо к нему относятся. В коллективе таким людям зачастую бывает довольно сложно, ведь они не слишком уверены в себе, редко проявляют инициативу, не хотят привлекать к себе внимание, и не пытаются быть в центре внимания.

Любые ссоры, скандалы, происходящие между родителями, ребенок видит и нередко неосознанно переносит такую модель поведения в свою будущую семью. Хорошо, если это будет для него примером того, как не нужно себя вести со своими близкими людьми. Но ведь дети во всем учатся у своих родителей и некоторые, скорее всего, даже не понимают и не знают, что бывает и другая атмосфера в семье, более теплая и дружеская. У детей из таких семей периодически могут возникать затяжные, ничем не объяснимые депрессии. Они могут время от времени проявлять агрессию, тем самым защищаясь от окружающего мира и других людей. Человеку, воспитанному когда-то в неблагополучной семье, кажется, что большинство жизненных ситуаций несет опасность и большую угрозу для него. Такие дети моментально становятся очень взрослыми и самостоятельными, им часто просто не интересны те проблемы и заботы, которые увлекают в данный момент их сверстников.

Разводы тоже очень ранят ребенка эмоционально. Ведь в такой ситуации оба родителя думают чаще всего о своем состоянии и отношении друг к другу. Ребенку крайне тяжело осознавать, что мама или папа теперь живут отдельно, ведь, независимо от семейных событий, любит он и того, и другого.

112 детей забрали из неблагополучных семей на Донетчине (Фото)

Некоторые знания или советы при взрослении может дать ребенку мама, а в каких-то ситуациях просто необходимо присутствие папы, независимо от того, мальчик это или девочка.

Создавая семью, старайтесь думать прежде всего о ваших детях. Не устраивайте неприятные семейные сцены на глазах у вашего ребенка, иначе в дальнейшем вы об этом можете очень сильно пожалеть. Ведь родителям нужно сосредоточиться в первую очередь на воспитании их ребенка, а не на выяснении личных взаимоотношений. Помните об этом постоянно. А если понимаете, что скандала не избежать, ни в коем случае не выясняйте отношения при вашем ребенке. Ведь дети не бывают плохими, и если с возрастом ваш ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, подумайте в первую очередь о своем поведении и об отношении к ребенку в тот период, когда он был маленьким. Поэтому в любой жизненной ситуации старайтесь больше внимания обращать в первую очередь на себя, а ребенок в любом случае будет похож на своих родителей.

И муж, и жена должны очень желать этого. Они должны принимать решение о приеме ребенка только в том случае, если оба любят детей и чувствуют, что не могут дальше жить без них.

Всем детям, "своим" или приемным, нужно чувствовать, что они принадлежат родителям, что их любят глубоко и "навсегда". Приемный ребенок испытывает недостаток любви еще острее, так как ему уже с самого начала недостает ощущения безопасности. Он знает, что по какой-то причине был брошен своими настоящими родителями, и может опасаться, что его новые родители когда-нибудь тоже бросят его.

Вы убедитесь, почему будет ошибкой усыновить ребенка, когда только один из родителей хочет этого или когда и муж, и жена думают о приеме ребенка, исходя только из практических соображений, например таких, как получение дополнительного помощника на ферме или обеспечение для себя ухода и заботы в старости. Иногда женщина, которая боится потерять мужа, хочет принять ребенка в тщетной надежде, что это сохранит любовь в семье. Усыновление ребенка по подобным причинам не только нечестно по отношению к нему. Обычно это оказывается ошибочным и для родителей. Нередко усыновленный ребенок, которого не очень любили, потом становится трудновоспитуемым.

Одинокому человеку обычно неразумно усыновлять ребенка потому, что и мальчики, и девочки нуждаются во влиянии обоих родителей. Кроме того, одинокий человек может сосредоточивать слишком много внимания на ребенке.

Муж и жена не должны ждать, пока состарятся, чтобы усыновить ребенка, так как чем старше человек, тем труднее ему приспосабливаться к ребенку. Например, супруги долго мечтали о маленькой девочке с золотистыми кудряшками, которая наполнит дом звонкими песнями и уютом. По сравнению с этим образом даже самые лучшие дети глубоко разочаруют супругов. Но какой возраст считать слишком старым для усыновления? Дело не только в прожитых годах. Обсудите это с людьми, занимающимися устройством детей в семьи.

Родители, имеющие своего ребенка, который не отличается особой общительностью и не очень счастлив, иногда думают, что им следует усыновить мальчика или девочку, чтобы у их сына (или дочери) был товарищ.

Неплохо посоветоваться с детским психиатром или с людьми, занимающимися устройством детей в семьи, прежде чем что-либо предпринимать. Приемный ребенок может чувствовать себя в семье чужим. Если же родители, наоборот, будут оказывать предпочтение новому ребенку, то они скорее расстроят своего собственного, чем помогут ему. Это рискованное мероприятие.

Есть некоторая опасность в усыновлении ребенка с целью "заменить" умершего. Если в семье есть другие "свои" дети, приемный ребенок может ощущать свое неравноправие с ними. Но, даже, если в семье нет других детей, родители должны решаться на усыновление только в том случае, если они хотят иметь ребенка и любить его самого, а не воспоминание об умершем ребенке. Нет ничего плохого в усыновлении ребенка того же возраста, пола и похожего внешне на умершего, но на этом сравнение должно остановиться. Нечестно и неразумно ждать от одного человека качеств, присущих другому. Ребенку, разумеется, не удастся быть копией умершего, он разочарует своих приемных родителей и будет несчастлив.

Приемному ребенку не следует напоминать об умершем и не следует сравнивать его с ним ни открыто, ни в душе. Пусть ребенок будет самим собой (это частично относится и к "своим" детям, рождающимся после смерти предыдущего ребенка).

Для приемных родителей рискованно иметь дело с настоящими родителями ребенка, которого они собираются усыновить.

Какой должен быть возраст усыновленного ребенка? Вообще говоря, чем меньше он будет, тем лучше. Приемные родители чувствуют, что они начинают с "чистой страницы" и скорее привыкнут к ребенку, пройдя через все стадии его воспитания, как если бы он был их собственным. Однако есть много примеров, когда удачным оказывалось усыновление детей более старшего возраста.

В неблагополучных семьях детям приходится выживать — спать на полу, питаться объедками

Обычно приемных родителей волнует вопрос о наследственности ребенка и о том, насколько она повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Чем глубже изучался вопрос о развитии личности, включая и умственное развитие, тем яснее становилось, что самый главный фактор — это среда, в которой растет ребенок, особенно любовь родителей и чувство принадлежности им. Никем не доказано, что специфические социальные пороки, такие, как алкоголизм, безнравственность, преступность или безответственность, передаются по наследству.

Следует ли говорить ребенку о том, что он усыновлен. Все люди, опытные в этой области, соглашаются, что ребенок должен знать об этом. Рано или поздно он обязательно узнает эту тайну, как бы тщательно родители ее ни скрывали. Ребенок старшего возраста и даже взрослый человек тяжело переживает неожиданное известие, что он приемный. Это может лишить его чувства безопасности на много лет. Предположим, что ребенка усыновили на первом году жизни. Когда следует сказать ему об этом? Нет определенного возраста, в котором следует сообщить ребенку эту новость. Родителям следует с самого начала как бы между прочим упомянуть об этом факте в разговоре друг с другом, с ребенком или знакомыми. Тогда ребенок сможет задавать вопросы в той стадии развития, когда его заинтересует этот предмет. Постепенно он все больше понимает значение усыновления.

Некоторые родители ошибочно стараются держать факт усыновления в секрете. Другие впадают в противоположную крайность, уделяя этому слишком много внимания.

Большинство приемных родителей вначале страдают преувеличенным чувством долга, считая, что они должны быть идеальными родителями, чтобы оправдать доверие, которое им оказали, отдав на их попечение чужого ребенка. Если они слишком серьезно отнесутся к задаче объяснить ребенку, что он приемный, ребенок начнет размышлять про себя: "Ну и что из этого?". Но, если родители относятся к усыновлению так же естественно, как к цвету волос ребенка, им не придется ни держать это в тайне, ни постоянно напоминать ему об этом.

Предположим, что трехлетний ребенок слышит, как его мать объясняет своей знакомой, что он приемный. Он спрашивает: "Мама, что такое приемный?" Она может ответить: "Давным-давно мне очень хотелось иметь маленького мальчика, чтобы любить его и заботиться о нем. Поэтому я пошла в дом, где было очень много маленьких детей, и сказала тете: "Мне нужен маленький мальчик с русыми волосами и карими глазами". И она принесла мне тебя. И я сказала: "О, это как раз такой ребенок, которого я хочу.

Я хочу его усыновить, взять к себе домой и жить с ним всегда вместе". Вот как я тебя усыновила".

Этот рассказ очень понравится ребенку, и он заставит мать повторять его много раз. Этот рассказ подчеркивает положительную сторону усыновления, тот факт, что мать получила как раз то, что хотела.

В возрасте от 3 до 4 лет ребенок, если он такой же, как все другие дети, хочет знать, откуда вообще берутся дети. Лучше сказать ребенку правду, но в простой и доступной его пониманию форме. Но, когда приемная мать объяснит ему, что дети вырастают в животе матери, он станет думать над тем, как это сочетается с той историей, которую мать рассказала ему раньше. Может быть тогда, а может быть, спустя несколько месяцев он спросит: "А я тоже вырос в твоем животе?". Тогда мать может объяснить ему просто и естественно, что он вырос в животе другой матери, прежде чем его усыновили. Это запугает его на некоторое время, но впоследствии он все выяснит. В конце концов, он задаст самый сложный вопрос, почему его собственная мать отказалась от него. Если вы дадите ребенку понять, что его мать не хотела его, это подорвет его доверие ко всем матерям. Любая выдуманная причина может начать беспокоить его самым неожиданным образом. Я думаю, что лучший и самый близкий к истине ответ следующий: "Я не знаю, почему она сама не смогла заботиться о тебе, но я уверена, что она этого очень хотела". Пока ребенок будет усваивать эту идею, ему следует почаще напоминать, обнимая его при этом, что теперь он всегда будет вашим ребенком.

Он должен чувствовать себя в безопасности. Приемный ребенок может испытывать тайный страх, что его приемные родители когда-нибудь откажутся от него так же, как отказывались его настоящие родители, или что они могут отказаться от него, если он будет плохо себя вести, или просто передумать.

Приемные родители должны всегда помнить об этом и дать клятву, что они никогда ни под каким предлогом не скажут, даже не намекнут, что такая мысль может прийти им в голову. Одна необдуманная угроза, высказанная в момент раздражения, может навсегда разрушить доверие ребенка к приемным родителям. Когда бы вопрос об этом ни пришел ребенку в голову, мать и отец должны всегда горячо уверять его, что он принадлежит им навсегда. Следует сделать одну оговорку: было бы ошибкой слишком часто и слишком горячо уверять ребенка в своей любви к нему, излишне заботясь о том, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Не слова, а доказательства настоящей родительской любви, искренней и естественной дают ребенку самую большую уверенность в своей безопасности.

Неблагополучные семьи – какие они?

Группа неблагополучных семей, как правило, неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Ниже приведен пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.
Так, функционирование проблемныхсемей нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьипереживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.). Асоциальную семью отличают алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе). Аморальная семья– это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях: противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушение экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями.
Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают) или демонстрируют открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Постепенно количество специалистов, пытающихся работать с такой семьей, становится все больше: это могут быть специалисты школьной социально-психологической службы, комиссии по делам несовершеннолетних, милиции, органов опеки и попечительства, психологи (а порой и психиатры) окружных медицинских, психологических и социальных центров. Но, к сожалению, чаще всего специалисты из разных учреждений так и не становятся единой КОМАНДОЙ, работающей под руководством куратора, который помог бы провести анализ, правильно поставить цели, определить ресурсы, привлечь необходимых помощников, скоординировать усилия, четко поставить задачи, проконтролировать выполнение, провести супервизию, оценить результаты, скорректировать программу… В таких случаях школа остается один на один с трудным ребенком (подростком) и его трудными родителями. (Увы, нежелание сотрудничать часто оказывается обоюдным – как со стороны семьи, так и со стороны учителей.)
Враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам вполне объяснимо: это обычный способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства», постоянный спутник семьи (нередко на протяжении нескольких поколений), это привычная защитная реакция, помогающая выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.
В то же время педагоги нередко принимают враждебность за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного поведения старших.
Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушением развития у детей. Однако работа должна строиться не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохраненные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями; ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться.
Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию (материальная поддержка, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная медицинская или психологическая помощь).

Неблагополучная семья

– это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно

Как строить работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

  •  подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

  • установление контакта специалистов с членами семьи;

  • выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

  • определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

  • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

  • патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

Ждать ли результата?

Часто, начиная работу с семьей, мы хотим в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять (от отчаяния и возмущения) карательные меры – с исключением детей из школы и направлением их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишением родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда, а нередко и без того тяжелое положение усугубляется.
Безусловно, в работе встречаются ситуации, когда перечисленные меры оказываются единственно возможным выходом. Но бывает и так, что отсутствие изменений говорит о плохо продуманном подходе со стороны специалистов, о недостаточном профессионализме при работе с семьей или просто о нашей поспешности.
Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался негативный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая его часть происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период, для того чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны срывы, возврат к старому, который не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в таком случае – вновь проанализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.

Пример работы с неблагополучной семьей

(При описании работы использована схема-алгоритм, приведенная в разделе «Как строить работу с неблагополучной семьей?»)

Сведения о семье
Коле 12 лет, он учится в 6-м классе. Мама Татьяна Ивановна злоупотребляет алкоголем. Ее младшей дочери Елене 5 лет, она посещает дошкольное учреждение; часто болеет. Отец детей последние 4 года с семьей не проживает, местонахождение его неизвестно.
Семья в течение последних лет неоднократно попадала в поле зрения милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: социальный педагог школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и пропуски учебных занятий; при посещении семьи специалистами мама находилась в нетрезвом состоянии; в квартире грязно, требуется ремонт. Рассматривается вопрос о лишении матери родительских прав.

Особенности установления контакта
Первая встреча (знакомство) с семьей произошла после заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на котором разбирался вопрос о неисполнении родительских обязанностей Колиной мамой. Беседа проходила в отдельном кабинете. (Во время первого контакта очень важно выступить не в роли эксперта или контролирующего органа, а в роли сотрудничающего партнера. Предлагаются совместная оценка ситуации и поиск путей решения проблем с использованием как внутренних ресурсов семьи, так и внешних – в виде услуг, предоставляемых специалистами различных служб.)
Специалист по социальной работе центра помощи семье и детям (в дальнейшем выполнявший роль куратора рабочей группы) рассказал о работе центра и очертил круг проблем, с которыми обычно обращаются к ним семьи.
На вопрос, в чем мама видит основную причину своих трудностей, она отвечала, что в семье существуют материальные проблемы и ей очень трудно одной справляться с воспитанием детей.
Мама получила эмоциональную поддержку, специалист отметил ее желание избежать лишения родительских прав и сохранить детей в семье. Колиной маме было предложено сотрудничество, на которое она согласилась.

Сущность семейных проблем, причины их возникновения

Татьяна Ивановна – из «алкогольной» семьи. Выпивали ее отец и мать. Она рано вышла замуж, стремясь покинуть дом, в котором чувствовала себя ненужной и нелюбимой.
Однако замужество оказалось неудачным, муж злоупотреблял алкоголем, и очень скоро Татьяна стала пить вместе с ним (около 8 лет).
Образование у Татьяны среднеспециальное: она продавец-кассир. В настоящее время работает уборщицей с неполным рабочим днем.
Отношение к детям теплое, однако, отмечает она, с сыном становится труднее: мальчик перестал слушаться, хуже учится; курит, пробовал алкоголь. Поступает много жалоб от учителей Коли.
Татьяна Ивановна не знает, что следует предпринять, как изменить ситуацию, с которой она не справляется.
По всей видимости, пьет Татьяна Ивановна не только потому, что уже сформирована зависимость от алкоголя. Это еще и способ избежать решения жизненных проблем, с которыми женщина не в состоянии справляться, поскольку у нее нет необходимых социальных навыков. Татьяна недостаточно компетентна в вопросах воспитания детей, у нее отсутствует опыт поиска социальной поддержки и обращения за помощью, а круг общения ограничен такими же, как она, людьми – употребляющими алкоголь. Татьяна выглядит уставшей: очевидно, существуют проблемы со здоровьем.
Отклоняющееся поведение сына связано с его педагогической запущенностью и отсутствием социально позитивного круга общения. В коллективе сверстников мальчик оказался «отверженным», спортивные или другие досуговые учреждения не посещает.

Неблагополучная семья

– это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов

Внутренние ресурсы семьи
В то же время между матерью и детьми сохраняется эмоциональная привязанность. Татьяна Ивановна старается проявлять заботу о детях: покупает одежду и игрушки, ходит с детьми в поликлинику, на прогулки, готовит еду. Дети, по мнению педагогов, также привязаны к матери. Коля заботится о младшей сестре, забирает ее из детского сада. Учитель физкультуры отмечает способности мальчика в игровых командных видах спорта.

План выхода семьи из тяжелой ситуации, содержание необходимой помощи
и поддержки со стороны специальных служб
Команда специалистов составила программу реабилитации. Куратором программы были привлечены врач-нарколог, психотерапевт и социальный работник из районного наркологического диспансера, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной управе, социальный педагог и классный руководитель образовательного учреждения, в котором обучается Николай.
Татьяна Ивановна в первую очередь нуждалась в лечении от алкогольной зависимости и связанных с ней нарушений. Ей была предложена лечебная программа, включающая на первом этапе медикаментозное амбулаторное лечение, направленное на нормализацию физического и психического состояния и снижение влечения к спиртному. На втором (психотерапевтическом) этапе было намечено вовлечение Татьяны в групповые методы работы, предложены групповые релаксационные тренинги под руководством психотерапевта (оказавшиеся для Татьяны эффективными).
Важным стало участие Татьяны Ивановны в работе групп самопомощи «Анонимные алкоголики». Это было не только огромным шагом в выздоровлении, но и помогло войти в позитивное социальное окружение, в новый круг общения, что для нее стало особенно актуальным.
Специалисты районной управы оказали материальную помощь в покупке строительных материалов для ремонта квартиры.
Совместно с Николаем была выбрана спортивная секция (футбол), в которой под руководством чуткого, но строгого тренера он впоследствии занимался вплоть до окончания школы.
Была проведена психологическая диагностика познавательной сферы мальчика, результаты которой показали, помимо значительной педагогической запущенности, и низкую учебную мотивацию. Николая перевели (с согласия мамы и самого мальчика) в класс коррекционно-развивающего обучения той же школы. Его отметки стали значительно лучше, количество дисциплинарных нарушений уменьшилось.
Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности (с целью сплочения семьи, укрепления отношений доверия между мамой и детьми, развития у Татьяны Ивановны чувства уверенности в себе как матери). Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в районе для детей и родителей.
Дочь Елена была определена на занятия по подготовке к школе, а также в бесплатные кружки танцев и рисования.
Были запланированы и впоследствии выполнены мероприятия по организации летнего отдыха детей.

Результат (катамнез через 3,5 года)
Мальчик окончил 9 классов, начал обучение в строительном колледже. В период летних каникул дважды ездил в трудовой лагерь. Посещает тренажерный зал в колледже, планирует заниматься восточными единоборствами.
Мама не употребляет спиртного (в течение года после начала лечения вела трезвый образ жизни, затем последовал срыв – злоупотребление алкоголем в продолжение 2 дней, затем обращение к лечащему врачу в наркологический диспансер; далее ремиссия 2,5 года). Посещает собрания «Анонимных алкоголиков» (реабилитационная программа «12 шагов»), консультируется по ходу лечения с социальным работником.

Неблагополучные семьи (40 фото)

Работает по-прежнему уборщицей. В квартире произведен ремонт. Водит дочку на занятия рисованием, танцами. Продолжается патронат семьи 1 раз в месяц.
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Литература

Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук

Отказники в роддомах

Несмотря на то, что в последнее время растет число женщин страдающих бесплодием, которые готовы отдать любые деньги для того, чтобы познать радость материнства, есть женщины, которые способны отказаться от ребенка в роддоме. Большинство таких женщин из неблагополучных семей, в которых утратили понятие об общечеловеческих ценностях и о том, что ребенок – это наивысший подарок, который она может получить. Иногда на такой поступок женщину толкают большие финансовые трудности или личные проблемы. По статистике, брошенные в роддоме дети, которые сами росли без материнской заботы, часто сами отказываются от своих детей.

Отказ от ребенка в роддоме

Если женщина решила оставить ребенка в роддоме, то она должна написать специальное заявление во время пребывания в роддоме. Это заявление передают в органы опеки и попечительства, после чего ребенок переводится в отделение новорожденных детской больницы, а после 28 дня жизни в дом малютки.

В течение 6 месяцев женщина может изменить свое решение и забрать ребенка. Если она этого не сделала, то ребенка могут отдать в другую семью на воспитание или усыновление. Любой из членов семьи биологической матери может оформить опекунство над отказным новорожденным ребенком.

Как взять ребенка из роддома?

Любая бездетная пара, которая решила усыновить ребенка, мечтает взять отказника из роддома, чтобы заботиться о нем с первых дней его жизни. Однако сделать это очень трудно, потому что на отказных детей большая очередь. Чтобы стать на очередь необходимо подать заявление в органы опеки и попечительства о намерении усыновить новорожденного ребенка. Получение положительного решения органов опеки и попечительства является самым сложным моментом в процессе усыновления.

Усыновление ребенка из роддома требует следующего списка документов:

  • заявление о намерении стать усыновителями;
  • автобиография;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • справка с места работы о занимаемой должности и справка о заработной плате за 6 месяцев, а для предпринимателей – декларация о доходах;
  • справка об отсутствии судимости;
  • справка о том, что потенциальный опекун является владельцем недвижимости (или выписка из домовой книги);
  • для тех, кто состоит в браке – копия свидетельства о браке, для одиноких – свидетельство о рождении будущего усыновителя;
  • нотариальное согласие второго супруга;
  • характеристика с места жительства и работы.

Эти документы нужно иметь при себе, когда подойдет ваша очередь для оформления опекунства. Если согласие на усыновление получено, тогда можно приступать к процедуре подбора ребенка. В случае если в роддомах вашего города не оказалось отказных детей, тогда ребенка можно взять из любого родильного дома в пределах своей страны.

Следующим этапом является подача заявления в суд по месту жительства ребенка о намерении усыновления малыша. Процедура усыновления проходит в суде при присутствии органов опеки и попечительства с участием прокурора. На основании заявления и предоставленных документов, суд выносит решение о разрешении (или отказе) усыновления.

Теперь долгожданный малыш ваш и можно забрать его из роддома. Главная задача – окружить его теплом, заботой и любовью, вырастить из него настоящего человека. И не нужно забывать, что на протяжении 3 лет с момента усыновления органы опеки и попечительства могут контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается ребенок.

Усыновление ребенка – очень ответственный шаг, который требует обдуманного и взвешенного решения. Необходимо осознавать, что вы несете ответственность за усыновленного малыша до конца своей жизни.

Детей бьют в 98% неблагополучных и 50% благополучных семей

Если ребёнок — отказник

Льлес Льлес

Фэндом: Ориджиналы
Рейтинг: R
Жанры: Флафф, Драма, Психология, Повседневность, Hurt/comfort
Предупреждения: Беременность
Размер: планируется Мини, написано16 страниц
Кол-во частей: 5
Статус: в процессе

Описание:
Когда отцу ребёнок не нужен, а мать нищая.

Сказка.
И всё же, если не хотите портить настроение — не стоит это читать.

Посвящение:
матерям, вырастившим детей в одиночку

Публикация на других ресурсах:
со ссылкой в отзывы

Примечания автора:
та же Нина Алексеевна —
https://ficbook.net/readfic/3469440
Часть 2
Деньги заканчивались.

Накопленные благодаря жёсткой экономии на всём , они таяли, как весенний снег.

Катя думала, как жить дальше.

Когда живот станет отчётливо видно, её попросят уволиться.
Крупье с большим животом — это слишком оригинально. Ей не разрешат работать.

Можно конечно работать до самых родов. Если самочувствие позволит.
Там, где работницу особо не видно.
Например, посудомойкой.

Но похоже, что заработанного всё равно не хватит даже на съём комнаты. Если найдутся согласные сдать комнату сильно беременной женщине.

А надо ещё и питаться на что-то. Даже самые простые и экономные продукты обходятся в ощутимые суммы.

А врач и так уже наругала её за то, что Катя плохо питается.
Гемоглобин низкий. Прибавка в весе недостаточная для её срока.

Накричала, что, если Катя не начнёт нормально питаться, то ребёнок может родиться мёртвым.

Или роды будут трудными.
Мол, кахексички редко могут родить сами, да и сердце у них слабоватое для родов.

Напугала тем, что молока может не быть.
И тогда не удастся сэкономить на смесях для новороженных.

А те и вовсе стоят безумно дорого.
Словно все матери с новорожденные — миллионерши.

Так что лучше сейчас тратиться на продукты, чем потом на смеси.
То есть стремительно дорастрачивать оставшиеся деньги.

Но как жить ПОСЛЕ родов?
Ребёнка надо хотя бы первые полгода кормить примерно каждые три часа.

Можно конечно в перерывах, пока ребёнок спит, успеть сбегать помыть полы, устроившись техничкой (поломойкой, как раньше говорили) недалеко от дома.

Можно. Да…
Но это если ребёнок не станет кричать и плакать.
Иначе маленький может наорать себе грыжу.

Да и соседи не потерпят, что младенец орёт за стеной.
И тогда…

Нет, они не предложат понянчить ребёнка.
И конечно не должны и не могут.

Но как сознательные граждане они обратятся в службу опеки.
А та вовсе не денег Кате займёт.

А просто заберёт ребёнка.
Раз Катя не способна его обеспечить и следить за ним безотлучно…

Ну допустим, что ребёнок не станет кричать, а окажется тихим.
В самом деле — зачем раньше времени себя накручивать.

Тогда останется просто надеяться, что ничего с ним не случится, пока Катя работает.
И что никто не настучит, что мать оставляет ребёнка одного надолго…

Ободрившись, Катя стала изучать варианты с трудоустройством.
Результат поверг почти в панику.

Зарплаты. Их тоже не хватит даже на квартиру.
А ей придётся ещё что-то есть, чтобы молоко было.

Значит, ей придётся жить просто на улице.
И где тогда оставлять ребёнка на время работы?

С собой брать? Не разрешат.
Никто не разрешит оставить спящего ребёнка в помещении, где его мама моет полы.

А ночью?
Даже если никто к ней не полезет с непристойными предложениями — сейчас не лето.
Значит, она простынет, подхватит воспаление лёгких.

Где будет малыш те три недели, пока она болеет?
Как она сможет его кормить с капельницей и на антибиотиках?

Никак. Значит, смеси.
Точнее, ребёнка отдадут в детдом, пока она болеет…

У нас же гуманное общество.
Которое не может дать ребёнку пропасть.
Его обязательно передадут туда, где тепло и сытно.

Это если он сам не заболеет от стужи.
Катя вспомнила картину из детства — тогда на улицах можно было увидеть просящих подаяние женщин с грудными детьми.
Как она теперь их понимала.

Но это всё досужие домыслы.
Никто не разрешит ей вообще жить с ребёнком на улице.

Люди так гуманны, что обязательно проявят заботу.
И снова это кончится тем, что опека отберёт ребёнка и отдаст в детдом…

Как ни крути — всегда в итоге детдом.
Примечание к части
Жду фанфиков на эту тему, но более интересных.

http://cs21.babysfera.ru/6/d/4/d/16836850.128199445.jpeg
http://www.newizv.ru/images/ph/2009/07/29/1410733567235.jpg
https://www.miloserdie.ru/pic/49823604.jpg

(С)
По цифрам Госкомстата, в 2008 году в России было зарегистрировано 670 469 детей, оставшихся без попечения родителей. В их числе – несколько сот тысяч младенцев, от которых матери отказались сразу после их рождения.
Так, многие отказницы – очень молоденькие мамы, от 16 до 22 лет, часто они рожают вне брака. Еще не получив профессию, без собственной крыши над головой. А их родители не готовы заботиться о внуках.
очень плохо налажена работа с мамочками, которые собираются оставить малыша в роддоме.

Эта работа должна быть многоплановой – от консультаций психологов до помощи специалистов, обеспечивающих социальные гарантии
Очень часто бывает так, что в больницах из-за нехватки персонала нянечки не успевают ухаживать за отказниками на должном уровне. А малыши, вынужденные провести первый месяц жизни в больничной палате — без движения, без прогулок, без событий, без игрушек, без общения, без ласковых прикосновений — находятся в угнетенном состоянии.
http://дети-ждут.рф/s-chego-nachat/problemati
Часть 3
Ну почему ребёнка в ситуации вроде её не принимают в детдом просто НА ВРЕМЯ?
На время, пока зарплаты матери не хватает на жильё и еду.

Ну принимали бы детей на время.
Но не лишая родительских прав.

А потом разрешали бы забрать ребёнка на совсем.
Когда мать смогла бы зарабатывать на жизнь.

Ведь такие матери, как Катя, не имеют желания избавиться от ребёнка.
Они хотят его растить и воспитывать, ухаживать за ним.

Проблемы детей в неблагополучной семье

Сами.
Они не хотят бросать ребёнка.

Почему бы тогда не разрешить матерям просто оставлять ребёнка в детдоме или другом учреждении под присмотром на время работы?

А потом приходить и забирать домой.
Или просто оставаться с ребёнком в учреждении, если дома (съёмной квартиры) пока нет.

Неужели матери ребёнка не нашлось бы местечка в детском доме?
Можно же даже не одну комнату на мать и ребёнка, а одну на двух-трёх таких матерей.

На две-три пары мать-ребёнок. Да хоть на пятерых.
Они бы тихо жили. Мирно.
Все в одной ситуации. Если уж не захотели бросать детей.

Вот все осуждают матерей отказничков.
А кто-то предложил этим матерям хотя бы жильё?

Хотя бы общагу. Хотя бы койко-место, если не комнату.
Хотя бы в кредит, хотя бы до года ребёнка.
А в год ребёнка можно уже отдавать в круглосуточные ясли.

Нет, таких программ помощи неимущим матерям просто нет.
Словно нет таких матерей.

Есть только слова о счастье и почёте материнства.
Замечательно совпадающие с делом.

Наверное, счастье материнства — только для замужних женщин.
…Может, это даже и правильно.
Размножаться должны замужние.
Те, у кого отцы детей хотят растить детей.

А такие, как она, Катя, наверное, неугодны природе, раз для них нет никаких условий для того, чтобы вырастить ребёнка.
И чтобы он вырос на пике своих возможностей.

Даже на первый год нет условий.
После года можно как-то устроиться.

Но в первый год жизни ребёнка просто необходима хотя бы общага для мам с детьми.
Таких, как Катя. Неимущих. Не имеющих профессии, позволяющей заработать на съём квартиры.

Но таких общаг для нищих матерей в природе нет.
Словно в природе нет таких, как Катя.

Зато в результате есть отказнички.
А их, навернео, могло бы бы меньше, если бы их матерям было где жить с младенцами.

Крыша над головой.
Умывальник помыть ребёнка.
Он же постоянно пачкается в это время. Его нельзя не мыть.

Точно, а она собралась на три часа уходить работать.
Ребёнок же описается и замёрзнет за эти часы.

И потом придётся его лечить.
А где деньги на лекарства? Хватит ли её денег?

А если их положат в больницу — не заберут ли ребёнка прямо оттуда в детдом из-за того, что Катя подвергает жизнь ребёнка опасности своей нищетой и неспособностью обеспечить ему нормальные условия для жизни?

Катя вспомнила про естественный отбор.
Вот уж воистину ЕО в действии.

Такие, как она, наверное, вымрут. Может, это верно?
Зачем природе такие, кто не умеет создавать семью?

Правильно, незачем. И поэтому их дети не выживут.
И гены не умеющих создавать семью не будут переданы потомству…

А выживут те, кто создаёт семьи.
Их дети вырастут и заведут своих детей.

Может, она была всё же не права, когда согласилась на условия, при которых неизбежно должен был появиться ребёнок?
Права ли она перед ним?

С одной стороны, иначе этого ребёнка вообще не было бы в природе.
С другой стороны, она не уверена даже в том, что даёт ему всё необходимое для здорового развития сейчас.

Катя много читала о беременности. Всё свободное от работы время.
И знала, что без витамина В6 ребёнок может родиться глухим.
Как же он тогда услышит музыку? Никак?

При других дефектах питания ребёнок мог получиться слепым или вообще без мозга.

Так что у Кати были большие сомнения в том, что она не виновата перед ребёнком.
Часть 4
Что же делать после родов?
Ждать, когда ребёнка заберёт опека?
Рискуя здоровьем ребёнка? И даже его жизнью.

Или сразу написать отказ?
Отказнички… Катя так жалела их раньше.
Неужели теперь и она сама тоже сделает своего ребёнка отказником?

Ребёнок никогда её не поймёт. Никогда. И будет прав.
Он будет думать не о том, что она хотела дать ему жизнь.
И не о том, как здорово, что он есть на свете.

А о том, что она лишила его себя, матери.
И о том, что лучше бы ему было вообще не появляться на свет, чем так.

У него будет страшная рана — знание о том, что он оказался ненужным своей матери и своему отцу.
Он не сможет это преодолеть.
…Или сможет?

И так ли плох вариант с детдомом?
Наверное, есть детдома, где дети обеспечены всем необходимым.
Где их хорошо кормят.
Где ласковые воспитатели…
Где детям весело и хорошо…

Катя отбросила эти наивные иллюзии.
Она достаточно много прочитала, чтобы знать, что ребёнку нужно присутствие родной матери.

И что ничем это заменить или скомпенсировать невозможно.
Хотя бы потому, что нужно молоко.

И не просто женское. А именно от родной матери.
И по многим другим причинам.

Самые добрые воспитатели не смогут дать той энергии, которую может дать мать.
Даже если на каждого ребёнка есть по личной воспитательнице.

А ведь там не один на один. Там на одну нянечку несколько детей.
И при всем желании она не может всем детям дать нужного внимания держать всех разом на руках.

А ребёнку нужен частый тактильный контакт. Иначе его мозг развивается медленнее.
И потом это исправить невозможно. Ребёнок рискует стать маугли.

Литература о психопатиях однозначно указывала: причина трудностей в характере детей — это проблемы при вынашивании, родах, недостаток материнской ласки в первые годы жизни ребёнка…
Это же создаёт и риск отставания в умственном развитии.

И тут Катю осенило.
Был выход.
Был шанс спасти ребёнка от фрустрации из-за дефицита ласки и внимания.

Был шанс обеспечить ребёнка максимумом внимания с самых первых дней.

Правда, она в этом случае точно не сможет вернуть ребёнка, усыновить его.
Из детдома она ещё могла бы успеть усыновить, если бы её не опередили усыновители.
А тут она гарантированно навсегда лишится ребёнка с первых дней.

Но зато он получит уход и ласку, которые спасут его от трудностей характера и умственного отставания.

А от неё потребуется самая малость — просто отказаться от права считаться мамой ребёнка.
… если ей и ребёнку повезёт, то она сможет даже выкормить его.

Если ей разрешат.
Но должны разрешить.

Если хотят, чтобы ребёнок был здоров.
И если хотят сэкономить на смесях.

Чувствуя новый прилив энергии от удачного решения, Катя стала искать объявления пар, желающих усыновить ребёнка и ищущих девушек, согласных отдать своего ребёнка.

Нашлись даже такие, кто предлагал (сами предлагали) матерям даже пожить с ребёнком до года и выкормить его.
Но потом всё же расстаться с ребёнком, забыть об усыновившей его семье и пуститься в самостоятельное плавание.

Скоро Катя выбрала несколько вариантов, и отправила претендентам своё встречное предложение.
Оставалось дождаться ответа.
Часть 5
В женской консультации Катя заметно дольше обычного ждала своей очереди.
Поэтому ей пришлось дольше обычного наблюдать то, что она предпочитала не замечать при визитах — беременных со старшими детьми.
И беременных, пришедших с мужем. Точнее сказать — которых привёл муж.

Это были замечательные картины.
И раньше Катя охотно наслаждалась образами таких идиллий.

Но сейчас дети напоминали ей о том, что она не сможет смотреть, как растёт её ребёнок.
О том, что её ребёнок скажет «мама» не ей.
О том, что отец её ребёнка никогда не придёт с ней сюда.

Катя старалась не травить себе душу такими мыслями.
Прекрасно зная, что ей нельзя расстраиваться.

Но глаза всё равно начинало пощипывать.

А перед визитом к суровой, но справедливой Эльвире Николаевне Кате меньше всего хотелось бы, чтобы у неё было плаксивое настроение.

Вышла медсестра, предложила всем желающим заполнить анкету, пока у них есть свободное время.

Катя пробежала по листам.
Странная анкета.
И зачем это только нужно?
Какой смысл задавать эти вопросы?

Но чтобы отвлечься от окружающих, Катя достала ручку и стала отвечать на вопросы.
По ходу дела в очередной раз анализируя свои обстоятельства.
Анализ снова привёл к выводу, что лучше всего будет передать ребёнка приёмным родителям сразу же, минуя детдом.

Оказалось, что приём на этот раз ведёт другой.

— Нина Алексеевна, — представилась довольно молодая приветливая женщина. — Эльвира Николаевна перешла на более высокую должность.
Теперь вести вашу беременность буду я.
Если вас что-то не устроит, то вы можете в любой момент попросить перевести вас к другому врачу.

— Спасибо. Меня всё устроит.

Катя сразу почувствовала симпатию к новому врачу.
Уже в тот момент, когда поняла, что сегодня не придётся общаться с суровой, хоть и справедливой Эльвирой.

Эльвира считала, что сюсюкаться с беременными вредно, так как от этого они начинают себя жалеть до расстройства, а им нельзя огорчаться.

Что задача врача — не утешать, а информировать пациентов.
Но Кате всё равно было неуютно от суровости Эльвиры.

— Поздравляю вас.
Беременность очень спокойная и лёгкая.
И гемоглобин теперь уже лучше.
Анкету заполняли?

— Да.

— Вы не обязаны отдавать мне заполненную анкету.
Это добровольно.

— Я не против отдать.
Хотя мне непонятно, зачем такая анкета.

— Катя, мы просто стараемся выявить нуждающихся в помощи.

— Зачем?

— Чтобы помогать. Точнее, предложить помощь.

— Разве есть возможность помогать?

— Есть. Хоть и небольшая.
Мы пока не можем обеспечить всем необходимым всех.
Но стараемся по мере возможности.

Я дам вам буклет, почитайте дома, подумайте.
Если что-то понадобится — обращайтесь.

— Спасибо.

— Так… Судя по вашей анкете, у вас как раз тот случай, когда мы может предложить помощь…

— Какую?

— Я объясню.
Вы же решили оставить ребёнка?

— Да.

— Я вижу, что возможностей содержать ребёнка после родов у вас пока нет?

— Нет.

— Как вы собираетесь решать проблему?

— Я договорилась с приёмными родителями.
Они готовы усыновить моего ребёнка.

— Понятно…
Катя, а вы хотели бы сохранить родительские права?

— Конечно. Но не представляю, как.
Опека всё равно лишит меня их.

— Это понятно. В ваших условиях это к сожалению неизбежность, такова практика.
Часть 6
— Тогда чем вы можете помочь?
Поменяете закон так, чтобы матери детдомовских детей сохраняли права на них и могли в любой момент забрать?

— Ещё лучше.
Вы можете даже не отдавать ребёнка в детдом.

— Но опека…

— У опеки претензий не будет.

— Вы дадите кредит, позволяющий содержать ребёнка в первые годы?

— Это было бы идеально, но, к сожалению, нет.
Катя, давайте я сначала кратко расскажу, какую помощь мы можем предложить.
А потом вы зададите вопросы.

У нас есть программа помощи одиноким неимущим матерям.
По этой программе матери могут бесплатно жить в общежитии с пятого месяца беременности до двухлетия ребёнка.
Получая при этом бесплатное питание, казённые вещи.
Они называются центрами помощи матерям.

— Бесплатно? Так не бывает. За всё надо платить.

— В этот период бесплатно.

— А потом?

— А потом женщина считается должницей.

— Понятно. И какие проценты?

— В пределах инфляции.
Но Катя, прочитайте внимательно сам договор.

Там сказано, что женщина имеет право рассчитываться очень постепенно.
Буквально по рублю.
Это совершенно необременительно даже для матери-одиночки.

И только если её доход превышает прожиточный минимум на одного члена семьи.

— А если превышает?

— Тогда взыскание через суд.
Но опять же — если и заставят платить, то копейки.

— Ну и как? Платит кто-то?

— Платят. Кто как может.

— Сколько раз в жизни женщина может воспользоваться услугами этого учреждения?

— Всего дважды. С перерывом не менее пяти лет.
Программа не рассчитана на тех женщин, которые намерены всю жизнь прожить в таком общежитии, рожая каждый год.

— Понятно.
Программа только для молоденьких дурочек вроде меня.

— Она для тех, кто по объективным причинам не может обойтись без помощи в конкретный момент времени, но готов встань на ноги и далее жить самостоятельно.

— Скажите, а детей там точно не отнимают?

— Зачем? Программа направлена как раз на то, чтобы дать матерям шанс оставить ребёнка, не бросая его в роддоме и тем более не избавляясь от него совсем.

— Но ведь согласие жить в таком общежитии — признание в нищете матери.

— Главное, что ребёнок там всем необходимым обеспечен.
Остальное никого не касается.

— Ну да…
А матери… они случайно не обязаны как-то отработать?

— Я уже говорила — медленно постепенно всю жизнь возвращать долг.
На эти деньги планируется содержать следующих матерей.
И расширять сеть общежитий для матерей с детьми.

Чтобы принимать туда уже на начальных сроках.
Чтобы там могли жить до трёхлетия ребёнка.
Чтобы лучше снабжать, построить вокруг скверы и детские площадки и так далее.

— Это понятно. Я про другое.
Женщины не обязаны… обслуживать… кого-нибудь…

— Катя… надеюсь, ты не подозреваешь учреждения в том, что там устраивают бордели?

— Я не знаю, как там.

— Катя, там очень строгие правила.
Мужчин вообще не пропускают в общежития этой программы.
Кроме сантехников и так далее, строго по работе.

Там же дети, новорожденные.
… в общем, всё очень официально, под контролем СЭС и так далее.
Даже он-лайн видеокамеры есть.

Считается, что матери озабочены не личной жизнью, а уходом за новорожденными и грудничками.

— Можно ли уйти оттуда?

— В любой момент. Только написать заявление.
Чтобы женщина и ребёнок не считались пропавшими без вести и не подавать в розыск.

— Кто-то уходит?

— Бывает. Кто-то замуж выходит. Кто-то к родителям уезжает.
А кого-то не устраивает запрет на личную жизнь.
Иногда они решают передать ребёнка в детдом и вести лёгкую жизнь вне центра.

— Передать, имея возможность оставить?

— Катя, не у всех есть моральные силы растить детей и отказаться от личной жизни на два года.
Не осуждайте их.

— Я не осуждаю. Просто так … удивительно.
А свои вещи можно в общежитие принести?

— Столько, сколько войдёт в комнату.

— Комнаты отдельные?

— Да. Но небольшие. Лишние вещи (там же санитарный режим, верхние вещи нельзя держать там, где спит ребёнок) можно держать в кладовке рядом с комнатой.

— Это нормально. Даже питание необязательно.
Это на съём жилья зарплаты не хватает, а на еду можно и заработать.

— Можно. Но Катя, вы уже заработали на своей стоячей работе варикозное расширение вен на ногах.
А вам ещё рожать.

Так что давайте лучше подлечим ваши вены хотя бы тем, что вы больше не будете стоять на работе.

Вы сами убедитесь, что там прекрасная столовая.
Чипсов и пива правда нет, но всё остальное — как полагается — белки, витамины, овощи и так далее.

— Но мне придётся заработать на тёплые вещи.
Когда живот вырастет, я не влезу в прежние.

— Это ваше право. Но в центре выдаются казённые почищенные вещи для поздних сроков.
Всё равно они обычно не нужны, кроме как месяца три-четыре.

Так что сами решайте, стоит ли тратить деньги на эти вещи.
Может, что-то окажется нужнее.

Кстати, коляски, санки — тоже в центре есть.
Правда, не по предмету на ребёнка. С ними по очереди гуляют.

— Это не проблема.

— Я тоже так считаю.
Лучше минимум колясок, но зато больше мест для матерей.

— Значит, я могу переселяться в общежитие?

— Конечно. Уже две недели как ваш срок это позволяет.
Если вас устроят условия проживания.
Тогда можете оформить у юриста центра договор и заселиться.

— Может, это сон? Я словно в сказку попала.

— Все так говорят.

— Скажите… это государственная программа?

— Пока нет, к сожалению. Хотя мы продвигаем идею о принятии и подобной госпрограммы.
А пока это частная инициатива и частое финансирование.

— И кто же это такой богатый?

— Катя, на сайте есть вся информация.
Спонсор как раз не слишком богатый.

И поэтому мы пока не всех нуждающихся можем охватить своей помощью.
И вынуждены отказывать матерям в месте, когда детям всего два года, а надо хотя бы три.

И не можем брать с первых недель.
Иногда это мешает нам уговорить рожать тех, кто на ранних сроках и не может или не хочет ждать до пятого месяца.

— И всё равно это огромные расходы.

— Всё относительно.
Кто-то покупает себе лайнер, а кто-то строит общежития для матерей, расходы на которые неизвестно когда вернутся к спонсору.

— При таком мягком графике возврата долга — всё равно что никогда.
Зачем это спонсору надо?

— Есть такие люди. Которые готовы отдавать своё другим людям и даже зарабатывать только для того, чтобы заботиться о людях.
И не только родных.
Им хочется видеть вокруг себя устроенное общество, а не общество выживания.

И в планах у нашего спонсора многое другое.
Например, помощь в обучении и трудоустройстве матерей.

А ещё открытие центров раннего обучения детей. Нет, не школьным наукам. А рукоделию, ремёслам, музыке, танцам, спорту.
И так далее.

https://ficbook.net/readfic/3877405

© Copyright: Льлес Льлес, 2016
Свидетельство о публикации №216110500970

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Льлес Льлес

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Льлес Льлес