Если ребенок флегматик

23.10.2018 0 Автор admin

П

онятие темперамента * возникло на основе учения древнегреческого мыслителя и врача Гиппократа, жившего в VI веке до нашей эры. Он предложил теорию темперамента, связывающую индивидуальные особенности людей с соотношением различных жидкостей в их организме (кровь, лимфа, желчь). В связи с этим выделялись четыре типа темперамента: сангвинический(от лат. sanguis – кровь), флегматический(от греч. phlegma – слизь), холерический(от греч. chole – желчь), меланхолический(от греч. melaina chole – черная желчь).
Физиологический «фундамент» под учение Гиппократа подвел русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов.
Он выделил основные свойства нервных процессов:

  • Сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные или длительно действующие средней силы раздражители).
    Если у человека преобладают нервные процессы возбуждения, то его поведение, как правило, неуравновешенно, он нетерпелив, склонен к сильным кратковременным эмоциональным переживаниям, агрессии, риску. Нередко такой человек переоценивает свои способности.

  • Сила торможения (способность нервных клеток давать адекватный ответ на тормозные раздражители).
    Если у человека преобладают нервные процессы торможения, то для него характерны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей.

  • Уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения.

  • Подвижность – скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения.

Четыре основных типичных сочетания этих свойств и соответствуют четырем типам темперамента.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

Сангвиники общительны, уверенны в себе (порой чрезмерно), активны, открыты, беззаботны, любят и ценят комфорт и удобства. Они жизнерадостны, часто обладают чувством юмора, склонны к лидерству. В то же время сангвиники бывают поверхностны и не очень разборчивы в общении: едва познакомившись с новым человеком, сангвиник может считать его своим другом, и таких друзей у него не один десяток. Сангвиники редко бывают усидчивы: они быстро переключаются с одного дела на другое, легко оставляют прежние увлечения и далеко не всегда доводят начатое до конца.
Так как сангвиники постоянно находятся в движении и тратят в течение дня много энергии, им нужны продолжительный ночной сон и возможность отдыхать в дневное время. Желательно давать сангвиникам задание на короткий промежуток времени, чтобы они успели закончить, прежде чем отвлечься. Это будет способствовать достижению конкретных результатов.
Следует обращать внимание на круг общения ребенка-сангвиника: вероятность попасть под влияние других людей велика из-за того, что сангвиник слишком контактен и готов хорошо относиться ко всем без разбора.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

Флегматики эмоционально устойчивы, работоспособны, усидчивы. Они сдержанны и неразговорчивы, что может создавать им трудности в общении. Они медленнее включаются в деятельность, зато потом долго могут работать в заданном темпе. Стрессоустойчивы и спокойны.
Следует постепенно и доброжелательно побуждать флегматика к переходу от размышлений к действиям. Пробуйте вместе какие-нибудь новые вещи, делайте открытия, помогайте привыкнуть к общению с другими детьми. Если разбудить у флегматика интерес и любопытство, то под руководством взрослого друга он и сам начнет проявлять инициативу.

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

Холерики активны, инициативны, настойчивы и целеустремленны. Их энергия порой так велика, что холерик без труда преодолевает препятствия на своем пути. Настроение холерика часто переменчиво. Он эмоционален, даже импульсивен. Бывает обидчивым, раздражительным и конфликтным.
С холериками бессмысленно вступать в конфронтацию – они склонны к протестному поведению. Вместо этого лучше их живой темперамент направить по правильному пути. Поощряйте ответственность и самостоятельность холериков, создавайте условия для проявления инициативы – они с удовольствием возьмут ответственность на себя и правильно приложат свои силы, играя ведущую роль.

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный

Меланхолики чувствительны и тревожны. В отношениях с другими людьми чаще занимают пассивную позицию, демонстрируют обидчивость и ранимость. Нередко обладают хорошим художественным вкусом и развитыми умениями, связанными с мелкой моторикой (вязание, вышивание, бисероплетение, выжигание, лепка, рисование). Хорошо работают с большими объемами информации: умеют ее упорядочить, обобщить и проанализировать.
Меланхолик может нуждаться в том, чтобы его «заразили» жизненной энергией, помогли отвлечься от погруженности в свои переживания, обратили его внимание на других людей. При взаимодействии следует учитывать быструю утомляемость меланхоликов, организуя для них щадящий режим занятий с перерывами для отдыха.
В отношении меланхолика недопустимы резкость и грубость. Желательно чаще хвалить такого ребенка за его успехи, решительность и волю, тем самым способствуя закреплению этих качеств.
Очень редко черты темперамента представлены в «чистом» виде; обычно приходится наблюдать смешанные типы, хотя и среди них чаще всего можно выделить преобладающий.
Уже в самом раннем возрасте малыши отличаются по активности и проявлению эмоций. К середине – концу первого года жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере темперамента. Наблюдая за малышом, можно попробовать определить его ведущий тип.

На какие особенности поведения следует обращать внимание?

1. Активность (главным образом двигательную). Является ребенок активным или медлительным?

2. Ритмичность проявления поведенческих реакций (например, проявлений голода, отправления физиологических функций, смену циклов сна и бодрствования и т.д.).

3. Первую реакцию ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее). Эта особенность названа приближение – удаление.

4. Адаптивность – то есть степень легкости, с которой ребенок способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.

5. Интенсивность реакции, то есть энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (высокий или низкий).

6. Порог чувствительности.Это уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.

7. Обращаем внимание на доминирующее настроение ребенка – негативное или позитивное.

8. Отвлекаемость. Определяем, в какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его.

9. Внимание, настойчивость (или усидчивость) – длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам.

В результате исследований были выделены «легкий», «средний» и «тяжелый» (или «трудный») типы темперамента.
Дети с «легким»темпераментом положительно относятся к новым ситуациям, отличаются регулярностью отправления своих биологических функций, быстрым привыканием к изменению распорядка дня и спокойным, ровным настроением.
Дети со «средним»темпераментом порой негативно реагируют на новых людей и ситуации, они медленнее привыкают к изменяющимся условиям.
Синдром«трудного»темперамента характеризуется низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения и реакцией удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохой адаптивностью и высокой интенсивностью реакций.
Означает ли это, что у ребенка с «трудным» генетически заданным темпераментом обязательно сложится «трудный» характер? Ученые считают, что на формирование поведения влияют не только унаследованные черты, но и особенности отношений между детьми и родителями. Например, интенсивность проявления негативных эмоций у детей уменьшается, если в семье хорошие отношения между супругами и матери обладают высокой самооценкой. Также замечено, что способность родителей обсуждать с детьми эмоциональные проблемы улучшает их способности к саморегуляции.
Несмотря на то что кардинально изменить темперамент не удастся, можно повлиять на его проявления.

Для этого следует выбирать такие меры воспитательного воздействия, которые не только препятствовали бы углублению недостатков темперамента, но и развивали его сильные стороны. Психологи призывают не подавлять, а управлять типом темперамента.
Определив тип темперамента ребенка и используя рекомендации по индивидуальному подходу, родители могут помочь ребенку справиться с проявлениями «трудного» темперамента.
Узнать темперамент ребенка можно не только путем наблюдения, но и с помощью психологических тестов.

Тест «Определяем темперамент своего ребенка»

Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.

1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А.

Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?

А.

Его мгновенно охватывает азарт.

Дети флегматического темперамента

Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?

А.

Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?

А.

Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Результаты теста

Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если Г, томеланхолик.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…

…очень медлительный?

Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.

Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.

Причины детской медлительности

  • Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик).

  • Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых.

Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла.

Как общаться с медлительным ребенком

  • Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам.

  • Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени.

  • Поощряйте детские увлечения.

  • Заранее предупреждайте о смене деятельности.

  • Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.

  • В любом случае выражайте положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем внимании.

…гиперактивный?

Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он пере

бивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.

Что является причиной гиперактивности?

  • Наследственность;

  • особенности строения и функционирования головного мозга;

  • последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний;

  • неполноценное питание.

Гипер (hyper)

– превышение нормы; activus – активный, деятельный.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.

Помните:

настоящий диагноз ставит только врач.

Признаки гиперактивности

Нарушения внимания:

ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.

Двигательная расторможенность:

ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.

Импульсивность:

начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.

Советы родителям гиперактивных детей

  • Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.

  • Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.

  • Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.

  • Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.

  • Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.

  • Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами.

  • Оставайтесь терпеливыми и спокойными.

  • Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.

*

Темперамент – врожденные особенности человека, такие, как степень уравновешенности и эмоциональности. Его нельзя изменить, но можно научиться контролировать.

Темперамент ребенка: общаемся правильно

Холерик и школа

Холерик — очень подвижный ребенок, он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.

Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента

✏ Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.

Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.

Как помочь холерику?

Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.

Меланхолик и школа

Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.

Меланхолик инертен, робок, стес­нителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.

Рекомендации для родителей меланхолика

У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.

Флегматик и школа

Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.

Рекомендации для родителей флегматика

Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка — флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».

Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.

Сангвиник и школа

Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.

Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания.

Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.

✏ Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испы­тание, требующее максимальной концентрации душевных сил.

Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.

Похожие статьи:

Как справиться с излишней жестикуляцией ребенка?

Тест на определение темперамента ребенка

Ваша дочь – школьника. Адаптация к школе

Как определить темперамент ребёнка

Сансевиерия поможет вашим детям хорошо учиться и очистит дом от злых мыслей

Теги: школа, холерик, флегматик, темперамент, сангвиник, меланхолик

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Индивидуальные особенности детей

Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей. В составлении характеристики, отра­жающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, родитель сможет на основе наблюдений за особенностями ребенка.

При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в пер­вые три года жизни индивидуальные особенности ребенка про­являются наиболее ярко. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные осо­бенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в ран­нем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспи­тания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?

2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?

3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?

4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реаги­рует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?

5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?

6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоцио­нальным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое от­ношение к близким?

7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Ча­сто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)

8.Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?

9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо по­ручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение  какого времени ребенок может заниматься одним делом, не­смотря на отвлекающие факторы?

10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы
вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Анализируя ответы, родители могут сделать вывод об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настрое­нии. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, кото­рые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выра­зительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются весе­лыми и бодрыми.

Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пуга­ют: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень не­значительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если ра­бота однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.

При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.

В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидера­ми, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ло­жатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает бес­покойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движе­ния резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при­выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.

Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанав­ливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.

Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха­рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравно­вешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут ис­пытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительно­сти такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают. Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными. Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание де­тей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо.

Ребенок и его темперамент! Приспособиться или попытаться сломать…

Навыки формируются долго, но они устой­чивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в дея­тельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требую­щую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, по­стоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными спо­собами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявля­ют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодуши­ем, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитатель­ных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассив­ность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. На­строение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (из­менившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздейст­вие взрослого вызывает у них или состояние запредельного тор­можения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внеш­них обстоятельств. В привычной обстановке они долго, нетороп­ливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети про­являют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к ме­лочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних об­стоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает пра­вильно и тщательно.

В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих воз­можностей. К детскому саду привыкают долго.

У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.

При неправильных воспитательных воздействиях высокая впе­чатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Время прочтения:

Ребенок-меланхолик – тот типаж, которого практически никогда не слышно и не видно. Если родители заняты какими-то важными делами, то малыш сам себе найдет занятие и будет при деле столько времени, столько потребуется взрослому. Замкнутость, сдержанность, настороженность, тихая речь, спокойствие, ранимость и высокая чувствительность – характерные черты типичного меланхолика.

Такого ребенка можно обидеть одним словом, даже не нужно повышать на него голос или ругать за что-то. Они очень впечатлительны и нередко можно увидеть маленькие глазки, наполненные слезами.

При этом малыши с раннего детства обладают сопереживанием, им не чуждо пожалеть другого чем-то расстроенного ребенка, покормить и приласкать бездомную собачку или кошечку. Не удивляйтесь, если на ваше предложение купить крохе новую игрушку, он откажется и вместо нее попросит булочку или кусочек хлеба, чтобы покормить птичек на улице.

Ребенок-меланхолик чувствует себя белой вороной в любом коллективе, независимо от того сверстники или старшие/младшие дети его окружают. По этой причине предпочитают уединение и одиночество. Им очень сложно заводить новые знакомства и дружить с другими детками, так как в силу своей эмоциональной восприимчивости сложно сходятся с кем-либо. Обычно у маленького представителя данного типажа бывает один единственный друг – чаще всего эта роль отводится маме, с которой крошка чувствует себя уверенно и защищено, он может поведать ей все свои секреты и переживания.

Психологи отмечают невероятно глубокий внутренний мир меланхолика. Они порой настолько рассудительны, что создается впечатление будто бы общение идет с ребенком, а со взрослым человеком. На таких часто говорят «маленький взрослый» человечек. Им свойственная внимательность к собеседнику, самоанализ, дисциплина. Допустив в чем-то ошибку, пусть даже малюсенькую и совершенно незначительную, ребенок-меланхолик очень долго переживает в себе эту «неудачу».

С радостью играют в различные игры, ориентированные на развитие памяти, концентрации внимания, логического мышления. В будущем могут стать знаменитыми музыкантами, кулинарами, путешественниками, дизайнерами, фотографами и даже отличными психологами или психоаналитиками.

В воспитании с ребенком-меланхоликом необходимо быть максимально сдержанным и контролировать свое настроение и эмоции. На него нельзя кричать – малыш просто пугается и начинает замыкать в себе еще сильнее. Если вы заметили увлечение чем-то, то необходимо поощрять такой интерес.

Типы темперамента ребенка

Похвалы, искренняя заинтересованность, поддержка, какая-то совместная деятельность придаст крошке уверенности в себе и еще сильнее подтолкнет его к начатому делу. Правильно сформированная в детстве самооценка позволяет в будущем добиться неплохих высот и даже хорошо взлететь по карьерной лестнице. Важно привить в раннем детстве понимание того, что ошибается в жизни каждый человек, в этом нет ничего страшно и предосудительного, ведь любую ошибку при желании можно исправить.

Очень тяжело проходит период привыкания и адаптации ко всему новому. Например, первое знакомство с детским садом необходимо начинать задолго до того момента, как планируете начинать посещать дошкольное заведение. Ребенка можно приводить туда на площадку, гулять на территории, рассказывать о том, как там хорошо и интересно. Можно несколько раз прийти в то время, как дети играют на улице, чтобы малыш увидел, что там весело. Первые дни посещения не должны быть больше 1-2 часов, в противном случае, вы рискуете, наоборот, развить у малыша заведомо негативное отношение к детскому саду.

Индивидуальные особенности поведения детей

Родители воспитывают своего ребенка как умеют и почти не задумываются почему в различных ситуация они действуют именно так, а иначе. Но даже у любой мамы бывает такая ситуация, когда она поведение своего ребенка не может объяснить. Здесь нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален и еще от рождения уже имеет свои достоинства и недостатки. Нет идеально хороших детей, точно также и нет совсем плохих и испорченных детей. В разных ситуациях одно и то же свойство характера воспринимается или как достоинство, или как недостаток.

К примеру, такое качество как застенчивость можно расценить как проявление скромности и вежливости. Черты характера, как нерешительность, стеснительность, тревожность можно охарактеризовать одним общим качеством – сдержанность, что свойственно для низкой самооценки. Дети такого склада характера могут отступить или расстроиться, когда встретят незнакомые для них ситуации, могут быть напуганы незнакомыми людьми и искать укрытия у мамы. Родители должны очень осторожно и деликатно отнестись к воспитанию стеснительного ребенка и дать ему возможность почувствовать себя более уверенно.

Дети, которые стесняются, на самом деле обладают большим потенциалом: у них могут наблюдаться творческие наклонности, они могут быть более наблюдательны, исполнительны и более ответственны. Задача родителей застенчивого ребенка – помочь раскрыть его способности. И не надо ставить в пример более активного ребенка – у его родителей тоже есть свои проблемы с воспитанием. Родители очень активных детей, в свою очередь, частенько обращаются за врачебной помощью когда ребенок чересчур деятелен и подвижен. Обычно такое состояние в медицинской терминологии называют гиперактивностью. Состояние гиперактивности может возникнуть как и из-за разных заболеваний нервной системы, так и вследствие недостаточного воспитания со стороны родителей.

Здесь можно типы воспитания поделить на три условные группы: чересчур строгое воспитание, чрезмерное опекание и забота, бесконтрольность и отсутствие общих требований, которые должны выполнять все члены семьи. Ребенок с гиперактивностью не может и минуты спокойно посидеть – гоняет как ураган по всей квартире, оставляя после себя полный хаос, вечно что-то ломает и крушит. Как правило, он первым затевает драки и ссоры. Одежда на нем в неопрятном виде – что-то постоянно разорвано или испачкано. Игрушки разбросаны по всей квартире или свалены в беспорядочную кучу. Такого ребенка очень сложно успокоить.

Гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив, сильно отвлекается на различные внешние факторы. Упреки и замечания, которые взрослые постоянно ему высказывают, только формируют у него комплекс неполноценности. И его поведение является своеобразным щитом от нападок взрослых. Отсюда и порча игрушек и некоторая агрессивность и непослушание. У родителей медлительных детей совсем иного плана проблемы. Такой ребенок по утрам очень медленно одевается и к завтраку его нужно звать несколько раз, вечером время за ужином затягивает, его трудно уложить спать. Медлительность – это качество, присущее особенности их психического развития. Их никак нельзя ускорить, как бы этого не хотели взрослые. Родители должны понять это и проявлять терпение, чтобы помочь ребенку справиться с его комплексами.

Такие дети имеют некоторые особенности и в нервной системе. Они более медленно говорят и пишут. В работу они включаются не сразу, а спустя некоторое время и им дается сложнее переход от одного занятия к другому. В некоторых случаях медлительность не связана с психическим особенностями ребенка. Это можно наблюдать в ситуации, когда ребенок быстро и легко занимался уроками без напоминаний, вдруг начинает любыми способами избегать и уходить от выполнения домашнего задания. Внимательные родители не должны игнорировать этот тревожный сигнал и выяснить причины, почему ребенок так делает. Часто дети могут сознательно затягивать время, например, если предстоит поход к стоматологу. Но если есть билеты в цирк или на премьеру нового мультфильма, то здесь они собираются очень быстро и еще успевают поторапливать остальных. И как же бороться с такой избирательной медлительностью? Обычно все воспитательные меры по этому поводу должного эффекта не достигают – ребенок обижается, а родители раздражаются.

А что делать с капризами ребенка? Здесь необходимо придерживаться правильной тактики поведения при проявлении первых признаков капризного поведения ребенка. Как только малыш почувствует свою победу над взрослыми при помощи капризов, то к такому способу он будет прибегать постоянно, чтобы добиться своего. Родители неправильно реагируют на капризы своего чада и сами дают повод для их частого повторения. Бывает малыш начинает капризничать потому, что он получает мало внимания со стороны взрослых. И даже если родители не отходят от ребенка и уделяют ему много времени, ребенок может почувствовать, что родителям это в тягость или они устали, и стает раздражительным и капризным.

Конфликтный ребенок

Наиболее вероятно, что конфликтность встречается у эгоистичного ребенка. Если он в семье в центре внимания, все стремятся ему угодить, то ребенок ожидает что также и другие дети должны к нему относится.

Дети флегматики

А когда не получает желаемого, то любыми путями хочет добиться своего и затевает конфликты.

В другом случае, ребенок наоборот обделен вниманием и заботой со стороны родителей, он обижается и таит обиду в себе, а потом в ссорах и конфликтах дает выход накопившимся негативным эмоциям. Когда ребенок видит часто ссорящихся родителей, то начинает перенимать их поведение.

Если ребенок конфликтный – это признак того, что в семье не все ладится. Родители должны в таком случае трезво оценить свое поведение и отношения в семье, чтобы исключить такое влияние на ребенка.

Замкнутый ребенок

Замкнутый ребенок совершенно не тяготеет к общению в отличие от застенчивых детей, которые были бы и не прочь пообщаться с другими детьми, но стесняются. Такие детки, еще будучи младенцами, были беспокойны и плаксивы, имели плохой аппетит и плохо спали как только чувствовали малейшие перемены в привычном укладе. Позднее они начинают бояться незнакомцев, у них долго не проходит чувство беспокойства и скованности, если они попадают в непривычную для них ситуацию. Такие дети испытывают глубокую привязанность к маме и очень болезненно реагируют на ее даже очень короткое отсутствие. Даже если родители и проявляют все усилия, чтобы «расшевелить» ребенка, а результата нет и ребенок по прежнему находится в состояния замкнутости и отстраненности, то следует обратиться к детскому психологу, который профессионально подойдет к решению проблемы.

Несамостоятельный и зависимый

Бывает так, что родители жалуются что ребенок несамостоятельный и не может ничего сам сделать, постоянно держится около мамы. Они ошибаются в том, что думают, что их ребенок до определенного возраста будет послушным и исполнительным, а потом, становясь старше, станет самостоятельно и правильно принимать решения. Если родители хотят видеть ребенка самостоятельным, то его нужно не только учить каким-то бытовым вещам, но ставить перед собой цели и задачи и самостоятельно находить пути их решения, нести полную ответственность за их принятие. Нельзя все решения принимать за ребенка, тем самым лишая его права на опыт ошибок. Так он никогда не станет самостоятельным и будет ждать, пока кто-то за него примет решение.

Видео: как родителям влиять на характер ребенка.

Автор: IvanKostin

Дата публикации: 22.11.2015