Дворец в останкино

18.03.2019 0 Автор admin

Здание(я):

    Здание Останкинского театра-дворца — одного из немногих сохранившихся в России летних увеселительных дворцов — является поистине первоклассным образцом архитектуры классицизма конца XVIII века. Замысел Н.П.Шереметева не имел в России аналогов. В Останкинском дворце была реализована характерная для века Просвещения идея "Пантеона искусств". Примыкавшие к театру парадные помещения играли роль фойе и одновременно были оформлены как галереи живописи, графики, скульптуры.
    Уникальность и значение Останкинских интерьеров — в их подлинности. Почти все помещения дворца сохранили свой первоначальный облик. Деревянный резной декор, лепнина, роспись плафонов, наборные паркеты — все это отличается высоким уровнем исполнения. Интерьеры дворца сохранили свой первоначальный обстановочный комплекс: собрания западноевропейской живописи, графики, скульптуры, фарфора восходят к периоду создания дворца.
    Останкинский театр был создан по последнему слову европейской театральной техники конца XVIII века. Исключительной особенностью театра была его способность быстро трансформироваться в бальный зал "воксал", в виде которого он и дошел до нас. Сцена Останкинского театра одна из самых глубоких в России того времени. Машинерия, располагавшаяся в верхнем и нижнем машинном отделениях, обеспечивала быструю смену декораций и создание разнообразных эффектов.
    В наши дни Останкинский дворец является единственным в России и одним из немногих имеющихся в Европе театральным зданием конца XVIII века, сохранившим сцену, зрительный зал, интерьеры фойе, помещения гримерных, оборудование верхнего машинного отделения.
    Неотъемлемой частью усадьбы является "Увеселительный сад" в Останкине, отразивший планировочные особенности паркостроения рубежа XVIII-XIX веков и совместивший на небольшой территории различные элементы регулярного и пейзажного парков.
    Созданное в период усадебного строительства Останкино стало одним из самых совершенных архитектурно-парковых ансамблей Подмосковья. Его неоднократно посещали представители царской фамилии: император Павел I (1797), Александр I (1801 и 1817), Александр II (1856 и 1858).
    Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров. Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона.

Прекрасное Кусково

Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.
    Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв.

Меценат, основатель Странноприимного дома в Москве, граф, сенатор, обер-камергер двора.

Происхождение и служба.

Будущий покровитель искусств родился в знатной семье графа Петра Борисовича Шереметева и Варвары Алексеевны, урожденной княгини Черкасской. Он младенцем был записан в Преображенский полк и в чине поручика в 1768 году перешел на придворную службу камер-юнкером. Получил блестящее домашнее образование и продолжил его четырехлетним заграничным путешествием: в 1771- 1772 году путешествовал и посещал театры Англии, Голландии, Швейцарии, учился в Лейденском университете в Голландии, во Франции обучался игре на виолончели. В царствование императрицы Екатерины II десять лет был директором Московского Дворянского банка. А в 1784 году был избран предводителем Московского уездного дворянства. Получил чин сенатора в 1786 году. 28 июня 1794 г. граф Шереметев награжден орденом Св. Александра Невского. Взошедший на престол Павел I делает графа Николая Шереметева командором мальтийского ордена в 1797 г. и обер-камергера в 1798 г. и назначает директором над театральными зрелищами.

Отставка и свадьба.

В 1800 г. граф Николай Петрович Шереметев выходит в отставку и 6 ноября 1801 года венчается в церкви Симеона Столпника на Поварской, на своей бывшей крепостной Прасковье Ивановне Ковалевой (театральный псевдоним Жемчугова), ведущей актрисе его театра. Юная Прасковья Ковалева (20 июня 1768 года, Кусково, Россия – 23 февраля 1803 года, Санкт-Петербург, Россия), дочка деревенского кузнеца, с 8 лет жила в графском доме, где получила музыкальное и актерское образование, выучила французский и итальянский языки. Ее дебют состоялся в опере Гретри «Опыт дружбы» и тогда же для нее граф выбрал театральный псевдоним — Жемчугова. Она получила вольную в 1798 году. Через 3 года все ее родственники были также отпущены на волю, а отец записан в московские купцы третьей гильдии. У супругов родился сын Дмитрий 3 февраля 1803 года — его мать скончалась от туберкулеза через 3 недели после родов.

Благотворительность.

После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также начал строительство в Москве Странноприимного дома, открытого уже по смерти его основателя, в 1810 году. В 1923 г.

Усадьба Останкино (закрыто на реставрацию)

Странноприимный дом стал Институтом скорой помощи им. Склифосовского, позднее научно-исследовательским центром «Медицинский музей».

Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве», и, кроме того, пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.

Кроме того, на средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.

Граф Николай Петрович Шереметев скончался 2 января 1809 года и похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге.

Литература

  • Рогов А. Шереметев и Жемчугова. Вагриус, 2007.
  • Douglas Smith The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia (New Haven, Yale University Press 2008).
  • Волков С.В. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С.745.

Статью разместил(а)

Путятин Владимир Сергеевич

кандидат исторических наук

Среди этих торжеств его домашние театральные представления уже занимали такое место, что о них сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» за февраль 1765 года: «Первого числа сего месяца Ее Императорское Величество изволила удостоить господина генерала, аншефа, обер-камергера, сенатора, российских орденов Белого Орла и святой Анны кавалера, графа Петра Борисовича Шереметева высочайшим своим присутствием в его доме, где приглашены были его сиятельством дамы и кавалеры первых классов и чужестранные министры.


Анна Петровна Шереметева
(дочь Петра Борисовича и Варвары Алексеевны)
в костюме Беллоны. Художник И. Лигоцкий, 1760-е годы.

По прибытии ее величества в дом его сиятельства представлена была из знатных персон на нарочно сделанном театре французская комедия «Женившийся философ, или Стыдливый муж», сочиненная стихами г. Нерико Детуш, при которой выбраны были: директором – граф Иван Григорьевич Чернышев, указательницею мест – графиня Анна Александровна Истленьева, супруга графа Чернышева, собиратель билетов – граф Захар Григорьевич Чернышев, директор оркестра – князь Трубецкой».

Роли исполняли князья Хованский, Щербатов и Белосельский, графини Дарья и Наталья Чернышевы, графы Строганов и Сольмс. «По окончании оной комедии была представлена другая, малая «Нравы веков» в одном действии, сделанная прозою . . .». А после состоялся «ужин на сто двадцать кувертов в разных комнатах, который продолжался до полуночи. По окончании ужина, ее императорское величество, оказав монаршее свое удовольствие Гостеприимцу, изволила в свои чертоги возвратиться. Сие театральное представление столь понравилось ее императорскому величеству, что пятого числа сего месяца величайшим своим присутствием удостоить изволила паки оное». Среди актеров «из знатных персон» находились отпрыски самого «гостеприимца»: старшая дочь Анна Петровна, исполнявшая роль Мелиты, и младшие – Варвара и Николай.


Шереметева Варвара Петровна,
младшая дочь Петра Борисовича и Варвары Алексеевны.
Автор картины художник Ротари, 1760 год. Государственный Русский музей.

С раннего возраста Петр Борисович окружил своих детей всевозможными учителями. Их обучали игре на нескольких музыкальных инструментах, танцам (Анна и младшие Шереметевы участвовали в придворных любительских балетах), все они умели рисовать.

Музей-усадьба Останкино

Анна Петровна своей внешностью и воспитанием покорила сердце «взыскательного кавалера» Никиты Ивановича Панина – одного из достойнейших и передовых людей своего времени, и Шереметеву льстил этот предстоящий брак.

Но счастливая звезда Петра Борисовича померкла: он кряду похоронил и любимую жену и красавицу дочь, а еще раньше умер сын Борис. Граф оставил роскошный дом на берегу Невы и переселился «доживать свой век» в подмосковное Кусково.

Однако век его еще не был сочтен. Младшие дети подрастали, и Шереметев вскоре оправился. Молодежь перенесла из Петербурга свои театральные затеи в Москву, в «Китайский» (находящийся в Китай-городе) дом на Никольской улице, а летом – в Кусково. Из прекрасно слаженной капеллы выдвигаются певцы-артисты, к ним подбираются мальчики и девочки из дворовых семей, и начинается жизнь многообещающего домашнего шереметевского театра. Немалую роль в нем сыграл крепостной графа – библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, обучаясь в Славяно-греко-латинской академии: участвовал в «школьных» спектаклях вместе с будущими знаменитостями русской науки, такими, как Поповский. А когда Николаю Шереметеву исполнилось восемнадцать, то Вороблевского отправили сопровождать его в заграничном путешествии.

Более трех лет жили они в Западной Европе. Николай Петрович слушал лекции в Лейденском университете, осматривал разные города. Больше всего ему понравился Париж: здесь он брал уроки у первого виолончелиста «Гранд-Опера» Ивара, просиживал вечера в лучших театрах, а днем обходил антикварные и книжные лавки, где высматривал и покупал картины, скульптуру, эстампы и книги, большую часть среди которых составляли пьесы, партитуры опер, сочинения о театре и теоретические трактаты Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и других.


Домашний театр Шереметева в усадьбе Кусково

Вернувшись в Россию, молодой граф с жаром взялся за преобразование отцовского театра. Ближайшим и самым усердным помощником Николая Петровича становится, конечно же, Василий Вороблевский – на его долю выпадает присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Зимой спектакли опробовались в Москве, но особенно расцветало театральное дело, когда семья переезжала на лето в Кусково, ставшее к этому времени замечательнейшим местом Подмосковья.

Петр Борисович неожиданно обрел вторую молодость. Около него появилась юная подруга Анна Николаевна – пригожая калмычка с глазами «таракашками». Она была привезена в Россию среди детей знатных калмыков в первые годы царствования Елизаветы Петровны, взята в дом княжной Черкасской (еще до замужества) и воспитана ею. Анна Николаевна «за ласковость» стала любимицей всего семейства Шереметевых; графиню она называла «бабушка», а графа – «дедушка». И, несмотря на такую разницу в возрасте, через несколько лет после смерти Варвары Алексеевны между Анной Николаевной и Петром Борисовичем возникает близость. Вскоре шестидесятилетнего графа окружали трое малышей Реметевых (у незаконнорожденных детей обычно от фамилии отца отбрасывали первый слог), придававших ему новые силы. Он с особым рвением занялся строительством и украшением Кускова, лежащего всего в семи верстах к востоку от Москвы.

Петр Борисович Шереметев был неразрывно связан с елизаветинским временем – тем временем, когда яркая праздничность стала нормой жизни верхушки русских дворян. Всеобщее увлечение театром сказалось в театрализации окружающей обстановки и даже быта, что прежде всего отразилось на архитектурной планировке усадеб, особенно загородных.

Далее → Усадьба Кусково в Подмосковье

Главная → Мода и история театра


Граф Шереметев Петр Борисович.
Автор картины Пьетро Ротари, 1750-е.
Государственный музей керамики
"Усадьба Кусково XVIII века".
Графиня Шереметева Варвара Алексеевна.
Автор картины Пьетро Ротари, 1751 год.
Государственный музей керамики
"Усадьба Кусково XVIII века"

Дворец графов Шереметевых

Шереметевский дворец — известный как Музей музыки, также носит название «Фонтанный дом» по причине месторасположения на территории бывшей усадьбы графов Шереметевых «Фонтанный дом». Петр I подарил кусок земли, расположенный по реке Фонтанке, графу Борису Шереметеву в 1712 году. Строительство двухэтажного каменного дворца, который существует и по сей день, было завершено в 1750 году.

До 1917 г. Шереметевским дворцом и усадьбой владели пять поколений старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

После окончания революции Дворец графов Шереметевых был превращен в музей и до 1931 года был известен как Музей дворянского быта. Главной ценностью его фондов являлось частное собрание Шереметевых, которое формировалось в течение двух столетий. Коллекция включала в себя великолепную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку, собрание церковной утвари и икон.

Более полутора веков  Дворец графов Шереметевых в Санкт-Петербурге считался «родовым гнездом» Шереметевых.

В 1990 году Шереметевский дворец передали в ведение Музея театрального и музыкального искусства с целью организации в Петербурге Музея музыки и размещения в нем государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. В конце 1980-х годов в Шереметевском дворце начали проводить реставрационные работы, результатом которых должно было стать воссоздание парадных и мемориальных интерьеров 19 века.

Коллекция Шереметевского дворца включает в себя более 3 тысяч музыкальных инструментов, по праву входит в пятерку крупнейших в мире и считается лучшей в России.

В течение многих лет в дворцовом флигеле проживала поэтесса Анна Ахматова, сейчас здесь открыт музей её имени.

С 1995 года в музее открыта постоянная экспозиция «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга 18 — начала 20 веков».

Сегодня Шереметевский дворец посещают не только из-за расположенного в нем музея. В Белом зале регулярно устраивают музыкальные вечера и концерты старинной музыки.

Бизнес-отель в Петербурге рекомендует гостям посетить Дворец Графов Шереметевых и по возможности спланировать посещение именно музыкального вечера.

Другие владения Шереметевых

Бизнес-отель «Вертикаль» расположен всего в 10 минутах езды от Шереметевского дворца. Наши администраторы с радостью организуют для вас трансфер от отеля и обратно, а также помогут в приобретении билетов на музыкальный вечер.

Возврат к списку

Усадьба Шереметьева в Останкине — это одна из усадеб Москвы, ныне музей.

Одной из достопримечательностей Москвы является усадьба Шереметьева, которая окружена прекрасным парком с дубовой рощей. Прославилась она в XIX веке тем, что крепостные актеры графа устраивали здесь театрализованные представления, на которые съезжалась вся московская элита.

История усадьбы Останкино

Еще в середине XVI века на месте усадьбы Останкино находилась небольшая деревушка на Останкинском суходоле.

Sorry, something went wrong.

Причем Иван Грозный подарил ее норвежцу Орну, который командовал одним из отрядов опричников. Вот только место это было весьма зловещим. Ходили слухи, что здесь хоронили самоубийц. Поэтому норвежец не очень обрадовался такому подарку. Он старался держаться как можно дальше от Останкино.

Зато дьяк Щелкалов в 1584 году с радостью приобрел эти земли. Ведь зловещие слухи хорошо сбили цену на них. Он сразу же строит здесь небольшой деревянный храм. Возле церквушки был выкопан пруд, на берегах которого высадили саженцы дубов. Причем эти дубы были приобретены в Сибири. Эта кедровая роща существует и сейчас.

В Смутные времена Останкино было разорено поляками. А возрождаться имение начало в 1620 году, когда его владельцем стал князь Черкасский. Он возвел здесь кирпичную церковь. Отметим, что она сохранилась до наших дней в изначальном виде. Достаточно длительное время имение использовалось лишь в сельскохозяйственных целях.

Но в середине XVIII века Останкино досталось Петру Шереметьеву. Он разбивает здесь парк и возводит летний павильон, где регулярно устраивали балы и приемы. Причем в парке имелись даже защищенные от дождя аллеи.

В 1788 году Останкино становится собственностью Николая Шереметьева, который возводит здесь летний дворец. Хоть его и построили из дерева, но фасад дворца был покрыт слоем розовой штукатуркой. Поэтому создавалось впечатление, что это добротный каменный дворец. Но прославился он тем, что именно здесь устраивались самые интересные театрализованные выступления в Москве крепостные актеры графа.

В 2013 году усадьба Останкино была закрыта на реконструкцию. Планируется, что восстановительные работы закончатся в 2020 году. Но помимо дворца в историческом парке Останкино можно посетить сад XVIII века, кедровую рощу, парк скульптур, танцевальную веранду, скейт-парк и всевозможные спортивные площадки и аттракционы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

В состав усадьбы Шереметьево входят следующие объекты:

  • Храм Святой Троицы
  • Дворец
  • Парадный двор
  • Парк

Где находится и как доехать, время работы, сайт

 Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5

 Время работы:пн-пт, 9:00–18:00

 Сайт:ostankino-museum.ru

Усадьба Шереметьева в Останкине на карте

 GPS координаты:55.825007, 37.614684