Девочка 11 лет
Содержание
- Показатели физического развития
- Влияние биологических факторов на развитие физических способностей
- Физическое развитие
- 16 лет. Всё о возрасте 16 лет. Психология, физиология в 16 лет.
- Психология возраста
- Физиология возраста
- Статистика возраста
- Вы родились в 2001 или 2002
- Тест. Теоретико-методическое задание по предмету «физическая культура»
- Вам 16 лет. Всё о возрасте 16 лет. Психология, физиология в 16 лет.?
- Участковый врач вызван на дом к 5-летнему мальчику.Ребенок рос и развивался в соответствии с возрастом.промок под дождем
- Физическое развитие детей и подростков и его значение в оценке здоровья
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
— соматометрические;
— физиометрические;
— соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся:
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить «масса тела».
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы.
Показатели физического развития
В частности, в практике широко используют индекс Брока, согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
— для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
— для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
— для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
вес в кг. = | рост (см) х объём грудной клетки (см) |
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.
К физиометрическим показателям относятся:
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
— у мужчин 3500- 4200 мл,
— у женщин 2500-3000 мл,
— у спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига:
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кг.
Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.
У правшей средние значения силы правой кисти:
— для мужчин 35-50 кг;
— для женщин 25-33 кг.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
— у мужчин 60-70% массы тела;
— у женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся:
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения: астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
![]() |
Для определения типа телосложения достаточно измерить окружность запястья рабочей руки: — у астеников: < 14,5 см (ж) <16,0 см (м) — у нормостеников: 14,5-16,5 см (ж) 16,0-18,0 см (м) — у гиперстеников: >16,5 см (ж) >18,0 см (м) |
Рис. 2. Типы телосложения: а – астенический б – нормостенический в — гиперстенический |
· Форма грудной клетки
Различают следующие формы грудной клетки: коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).
Рис 3. Формы грудной клетки:
а — коническая;
б — цилиндрическая;
в — уплощенная;
α — надчревный угол
Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.
Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.
Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.
Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.
· Форма спины
Различают следующие формы спины: нормальную, круглую, плоскую.
Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.
В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.
![]() |
Нормальная фор-ма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении в поясничной и грудной частях (в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси). |
Рис. 4. Формы спины: а – нормальная б – круглая в – плоская |
Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.
· Форма ног
Различают следующие формы ног: нормальную, Х-образную, О-образную.
Х-образная и О-образная форма ног могут быть результатами перенесённых заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени | ![]() |
Рис 5. Формы ног: 1 – нормальная 2 – Х-образная 3 – О-образная |
развития костей и мышц нижних конечностей.
· Форма стопы
Различают следующие формы ступней: полую, нормальную, уплощённую, плоскую.
![]() |
Рис. 6. Формы ступней:
а – полая
б – нормальная
в – уплощённая
г – плоская
Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
· Форма живота
Различают следующие формы живота: нормальную, отвислую, втянутую.
Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).
Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.
· Жироотложение
Различают: нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.
производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 9695 | Нарушение авторского права страницы
Нормальный рост мальчиков: от 140 см.
Влияние биологических факторов на развитие физических способностей
до 159,5 см. среднее значение 149,2 см.
Нормальный рост девочек: от 142,2 см. до 159,2 см., среднее значение 150,4 см.
Данные роста мальчиков по месяцам от 2-х до 5-ти лет |
Месяц | Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
24 | 78.0 | 81.0 | 84.1 | 87.1 | 90.2 | 93.2 | 96.3 |
25 | 78.6 | 81.7 | 84.9 | 88.0 | 91.1 | 94.2 | 97.3 |
26 | 79.3 | 82.5 | 85.6 | 88.8 | 92.0 | 95.2 | 98.3 |
27 | 79.9 | 83.1 | 86.4 | 89.6 | 92.9 | 96.1 | 99.3 |
28 | 80.5 | 83.8 | 87.1 | 90.4 | 93.7 | 97.0 | 100.3 |
29 | 81.1 | 84.5 | 87.8 | 91.2 | 94.5 | 97.9 | 101.2 |
30 | 81.7 | 85.1 | 88.5 | 91.9 | 95.3 | 98.7 | 102.1 |
31 | 82.3 | 85.7 | 89.2 | 92.7 | 96.1 | 99.6 | 103.0 |
32 | 82.8 | 86.4 | 89.9 | 93.4 | 96.9 | 100.4 | 103.9 |
33 | 83.4 | 86.9 | 90.5 | 94.1 | 97.6 | 101.2 | 104.8 |
34 | 83.9 | 87.5 | 91.1 | 94.8 | 98.4 | 102.0 | 105.6 |
35 | 84.4 | 88.1 | 91.8 | 95.4 | 99.1 | 102.7 | 106.4 |
36 | 85.0 | 88.7 | 92.4 | 96.1 | 99.8 | 103.5 | 107.2 |
37 | 85.5 | 89.2 | 93.0 | 96.7 | 100.5 | 104.2 | 108.0 |
38 | 86.0 | 89.8 | 93.6 | 97.4 | 101.2 | 105.0 | 108.8 |
39 | 86.5 | 90.3 | 94.2 | 98.0 | 101.8 | 105.7 | 109.5 |
40 | 87.0 | 90.9 | 94.7 | 98.6 | 102.5 | 106.4 | 110.3 |
41 | 87.5 | 91.4 | 95.3 | 99.2 | 103.2 | 107.1 | 111.0 |
42 | 88.0 | 91.9 | 95.9 | 99.9 | 103.8 | 107.8 | 111.7 |
43 | 88.4 | 92.4 | 96.4 | 100.4 | 104.5 | 108.5 | 112.5 |
44 | 88.9 | 93.0 | 97.0 | 101.0 | 105.1 | 109.1 | 113.2 |
45 | 89.4 | 93.5 | 97.5 | 101.6 | 105.7 | 109.8 | 113.9 |
46 | 89.8 | 94.0 | 98.1 | 102.2 | 106.3 | 110.4 | 114.6 |
47 | 90.3 | 94.4 | 98.6 | 102.8 | 106.9 | 111.1 | 115.2 |
48 | 90.7 | 94.9 | 99.1 | 103.3 | 107.5 | 111.7 | 115.9 |
49 | 91.2 | 95.4 | 99.7 | 103.9 | 108.1 | 112.4 | 116.6 |
50 | 91.6 | 95.9 | 100.2 | 104.4 | 108.7 | 113.0 | 117.3 |
51 | 92.1 | 96.4 | 100.7 | 105.0 | 109.3 | 113.6 | 117.9 |
52 | 92.5 | 96.9 | 101.2 | 105.6 | 109.9 | 114.2 | 118.6 |
53 | 93.0 | 97.4 | 101.7 | 106.1 | 110.5 | 114.9 | 119.2 |
54 | 93.4 | 97.8 | 102.3 | 106.7 | 111.1 | 115.5 | 119.9 |
55 | 93.9 | 98.3 | 102.8 | 107.2 | 111.7 | 116.1 | 120.6 |
56 | 94.3 | 98.8 | 103.3 | 107.8 | 112.3 | 116.7 | 121.2 |
57 | 94.7 | 99.3 | 103.8 | 108.3 | 112.8 | 117.4 | 121.9 |
58 | 95.2 | 99.7 | 104.3 | 108.9 | 113.4 | 118.0 | 122.6 |
59 | 95.6 | 100.2 | 104.8 | 109.4 | 114.0 | 118.6 | 123.2 |
60 | 96.1 | 100.7 | 105.3 | 110.0 | 114.6 | 119.2 | 123.9 |
Данные роста девочек по месяцам от 2-х до 5-ти лет
Физическое развитие
16 лет. Всё о возрасте 16 лет. Психология, физиология в 16 лет.
ПсихологияФизиологияСтатистикаИсторияОбсуждения
Психология возраста
Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых. Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными.
У молодого человека в 16летнем возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он расширяет диапазон добра и зла до предельных границ, испытывает свой ум и душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.
Именно в этом возрасте по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.
Физиология возраста
Продолжается рост скелета. Формируются органы зрения и слуха. Кости продолжают расти, тело вытягивается. Растут кровеносные сосуды, сердце приняло свое окончательное положение, свойственное взрослым.
В возрасте 16 лет прекращается рост скелета у девочек. Мышечная сила у них практически сформирована. Рост организма постепенно останавливается. Фигура приобретает мягкие линии, силуэт становится более гармоничным.
Мальчики в возрасте 16 лет обзаводятся растительностью на подбородке, начинают расти волосы на теле, на лобке волосы начинают расти по мужскому типу (оволосение распространяется на внутреннюю поверхность бедер и в направлении живота, к пупку). Завершается формирование сперматозоидов.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей– 5651 тыс. человек, девушек– 5437 тыс. человек.
Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%
Вы родились в 2001 или 2002
2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.
11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.
2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.
Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.
23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.
2003 — 20 марта. Начались военные действия в Ираке.
27 сентября. Произведен запуск автоматической станции «Смарт-1» для исследования Луны.
2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.
1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.
Июнь. Создана самая крупная в мире социальная сеть – Facebook.
2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.
2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.
24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.
2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.
2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово.
8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии.
4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.
2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.
2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.
10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).
Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.
2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.
2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».
7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.
31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.
1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.
15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.
13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.
2014 — 7-23 февраля.
Тест. Теоретико-методическое задание по предмету «физическая культура»
В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.
18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.
26 октября. Введено постоянное зимнее время
2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.
Вам 16 лет. Всё о возрасте 16 лет. Психология, физиология в 16 лет.?
Поделитесь мыслями с нашим проектом.
Участковый врач вызван на дом к 5-летнему мальчику.Ребенок рос и развивался в соответствии с возрастом.промок под дождем
1. Острый гломерулонефрит, период начальных проявлений. Форма заболевания и характер осложнений (острая почечная недостаточность?) нуждаются в уточнении.
Острое начало заболевания через 10-14 дней после острой респираторной вирусной инфекции и охлаждения, олигурия, бледность кожи, отеки, гипертензия, брадикардия, интоксикация (вялость, снижение аппетита, повышение температуры, головная боль).
3. Общий анализ мочи, количественное определение форменных элементов в моче каким-либо способом (по Нечипоренко, Амбурже или по Каковскому-Аддису), подсчет суточной потери белка, измерение диуреза, клинический анализ крови, биохимические анализы крови: общий белок, белковые фракции, креатинин, мочевина, холестерин.Определение клубочковой фильтрации (КЭК), проба по Зимницкому.
4. Госпитализация больного необходима.
5. Активность патологического процесса при гломерулонефрите определяется выраженностью клинических синдромов, обменными нарушениями и изменениями функционального состояния почек.
6. Долженствующая ЧСС в 5-летнем возрасте 104-108 ударов в минуту; ЧСС 80 в минуту должна быть расценена как брадикардия.
Долженствующие показатели АД для данного возраста: 90/50 мм рт.ст. (по формуле Молчанова: САД=80+возраст*2; ДАД=1/2 или 2/3 от САД). У данного ребенка артериальная гипертензия.
7. Согласно класификации, выделяют острый гломерулонефрит:
— с острым нефритическим синдромом;
— с нефротическим синдромом;
— с изолированным мочевым синдлромом;
— с нефротическим синдромом, гипертензией и гематурией.
Хроническим считается гломерулонефрит, протекающий более 1 года.
8. Осложнения гломерулонефрита: острая почечная недостаточность, острая сердечно-сосудистая недостаточность, эклампсия.
Основные направления купирования эклампсии:
а) устранение отека мозга,
б) противосудорожная терапия,
в) купирование артериальной гипертензии.
Наиболее эффективны при купировании гипертензии капотен, коринфар, пентамин.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ЗАДАЧЕ 36
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 320 | Нарушение авторских прав
Физическое развитие детей и подростков и его значение в оценке здоровья
Степень физического развития детей и подростков один из важнейших показателей здоровья. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые указывают на запас его физических сил и являются критерием нормальности его роста и формирования организма соответственно его возрасту и полу.
Рассмотрим развитие детей школьного возраста в разрезе их гигиенических особенностей.
Школьный возраст (7-17 лет) делят на 3 периода:
1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс);
2) средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс);
3) старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс).
1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс). У девочек наступает на 2 года раньше, чем у мальчиков. В этот период резко меняется образ жизни ребенка. Он становится школьником: надо соблюдать режим школьных занятий, надо сидеть на уроках и дома, чтобы учить уроки, – это ограничивает двигательную активность и утомляет ребенка.
Особенности этого возраста:
1) недостаточно развита ЦНС, в результате чего они не могут концентрировать внимание, сосредотачиваться, мотивировать свое поведение;
2) растут в длину мало, но вес идет более заметно – 2,5 кг в год;
3) продолжается окостенение скелета и при неправильной посадке за партой или ношение тяжелого портфеля в руке могут вызвать искривление позвоночника – сутулость, а слабый брюшной пресс вызывает выпячивание живота;
4) кисти рук еще окостеневают – по мере этого улучшается координация движений и растет мышечная сила;
5) число сердечных сокращений больше, чем у взрослых –85-90 уд/мин, кровь быстрей обращается по телу;
6) слабо развиты дыхательные мышцы, дыхание поверхностное, 20 — 24 уд/мин;
7) ребенок отдает больше тепла, чем взрослый, и обмен веществ у него более высок, т.к. ребенок растет, в связи с чем питание его должно быть больше (на кг веса), чем у подростков;
8) вместе с тем, недоразвитая ЦНС недостаточно четко определяет как переохлаждение организма, так и его перегревание, в связи с чем возможны как переохлаждения организмы и простуды, так и перегревания.
2) средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс). Наступает у девочек с 10-11 лет, мальчиков – с 11-12 лет, проходит за три года и заканчивается юностью. Он характеризуется:
а) бурным неудержимым ростом;
б) развитием физических и умственных способностей, формированием воли, сознания – совести, характера, мировоззрения.
3) старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс).
Иногда в него объединяют подростковый и юношеский возраста. Это период полового созревания, который заканчивается у мальчиков – в 18-19 лет, у девочек – в 16-17 лет. За этот период:
а) полностью формируются пропорции тела;
б) завершается окостенение скелета и рост;
в) развиваются к 13-14 годам нервная и эндокринная системы;
г) усиленно растает скелетная мускулатура, особенно при занятии спортом. Сила кисти возрастает у мальчиков – с 16 кг (10 лет) до 35 (15 лет), у девочек – соответственно с 12,5 до 28 кг. К 15 годам у девочек мышечная сила достигает максимума, проходит угловатость, неуклюжесть;
д) увеличивается на 35% сила дыхательных мышц, что способствует глубокому дыханию, увеличивается ширина и объем грудной клетки. .Сидение за партой приводит к росту тела больше в длину, чем в ширину, появляется «узкогрудость»;
е) меняется сердечно-сосудистая система (ССС), особенно у подростков: быстро растет сердце. Но у быстро развивающихся сердце в 15 лет работает как у взрослых, а у отстающих в росте – как у младших детей. У акселерантов сердечно-сосудистая система не поспевает за быстро растущим организмом. Такие подростки жалуются на слабость, быструю утомляемость, особенно при физических нагрузках, у них могут быть обмороки. Поэтому медики и родители не должны быть обмануты внешним здоровым видом и развитой мускулатурой: сердце у них часто отстает от роста тела.
У подростков отмечаются четыре особенности ССС:
а) при нынешней гиподинамии мышцы остаются дряблыми, сердце не тренеруется и создается «порочный круг»: организм не переносит даже умеренных нагрузок и формируется «капельное сердце», которое без спорта не растет;
б) таких детей нельзя отлучать от физкультуры, физических нагрузок, трудовой деятельности – это единственное лекарство, которое приведет в соответствие систему кровоснабжения и потребности организма;
в) в связи с перестройкой нервной и эндокринной систем имеет место частое нарушение нервной регуляции, от чего на недолго меняется частота сердцебиений и отмечается расстройство ритма. Это чаще бывает у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями, фарингитом, кариесом;
г) сидячий образ жизни и большая умственная нагрузка приводят к нарушению тонуса кровеносных сосудов – к гипо- или гипертонии (при норме у юношей – 120/65, у девушек – 115/60 мм рт. ст.).
Профилактика отмеченных нарушений заключается в соблюдении рационального режима школьного труда, достаточности активного отдыха на свежем воздухе отдыха, систематическом занятии оздоровительной физкультурой и спортом.
Из отмеченных нами анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста медицинские работники санитарного и лечебно-профилактического профиля, делают следующие выводы для воспитания у них потребности в выполнении требований ЗОЖ:
1) возможности организма школьников неодинаковы в различные возрастные периоды;
2) на возможности организма, кроме возрастных особенностей, накладываются половые и индивидуальные различия;
3) здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики;
4) в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься спортом для развития мышц, укрепления скелета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 274;