Дети с СДВГ

18.09.2018 0 Автор admin

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра «Педагогики и психологии»

РЕФЕРАТ

Тема: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Выполнил (а) Прокопенко Е.

«Особенности работы с гиперактивными детьми»

Л.

Педагог – психолог

г. Знаменск ДОУ № 6

Проверил (а)

г. Знаменск

20008г.

1. Введение

2. Понятие гиперактивности —

3. Работа с родителями гиперактивного ребенка —

4. Коррекционная работа с гиперактивными детьми —

5. Особенности проведения занятий с гиперактивными детьми —

6. Игры и упражнения с гиперактивными детьми —

7. Работа с педагогами по проблеме с гиперактивными детьми —

8. Используемая литература

1.Введение

Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, то
наверняка (и справедливо!) встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как
правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая
закономерность их развития.

Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими
увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны,
прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам.
Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию
окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все
посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь.
Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с
подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?
Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от
индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все
же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не
знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их
руки, что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело
поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то
язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не
единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны.
Это про них говорят — «стихийное бедствие». Это они выводят из себя даже
самых спокойных и терпеливых взрослых. Это их постоянно одергивают,
стыдят и ругают. Это они не могут спокойно ходить, тихо сидеть, молча чем-
то заниматься. Они все время бегают, прыгают, шумят, болтают, начинают
что-то делать и очень быстро бросают начатое, теряют вещи, проказничают —
в общем, они очень и очень неудобны. Им характерна чрезмерная
подвижность, сочетающаяся с неусидчивостью, повышенной

отвлекаемостью, нарушением концентрации внимания. Такие дети иногда
бывают негативистами, подчас агрессивными. И все бы было ничего, только
бы нам — взрослым — добавить побольше сил и терпения, если бы сами
гиперактивные дети не испытывали столько трудностей самого разного рода
и в общении, и в учебе. Пик проявления гиперактивности приходится на 5-7
лет. Именно в этом возрасте, когда у взрослых появляется ощущение
неуправляемости ребенка, чаще всего обращаются к врачу или психологу.
И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности
(СДВГ)

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России
таких детей 4-18 %, в США — 4 — 20 %, Великобритании — 1 — 3 %, Италии —
3 — 10 %, В Китае — 1 — 13 %, в Австралии — 7 — 10 %. Мальчиков среди них в 9
раз больше, чем девочек.

2. Понятие гиперактивности.

«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. « Гипер» — от греческого « Нурег » — над, сверху — указывает на превышение нормы.
«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального,
соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью,
отвлекаемостью. импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический
словарь, 1997, с. 72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого
развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000).

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления
гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная
двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как
правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.
Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых,
имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности (по: Заваденко Н. П., 2000).

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая
дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных
проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С, 199.7,
Кэмпбелл Р., 1997. Заваденко Н. Н., 2000). Несмотря на то, что этой проблемой
занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи.
психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист, При этом диагноз ставится только после проведении специальной диагностики, а никак, не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н. Н., 2000)

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность,
является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у
взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в
перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его
контроле.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является
цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7
минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок
«выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и
не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно
постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности — вертеть
головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у
такого ребенка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А.Л.,2003)

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна
физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он
справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если
он созрел лнчностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные
функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая
патология.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы
полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные
действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при
излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то
гиперактивность может быть не проявлена. Но, попадая в условия, где
много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь
набор признаков СДВГ.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация,
характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них
характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при
несформированности внутренней речи, контролирующей социальное
поведение.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными
способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий
интеллект,
но развить его в полной мере мешают нарушения развития.

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей
при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами
бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные
способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за
малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не
обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют
ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для
него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и за-
мечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он
такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое,
в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих
случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.
Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную
работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам,
что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные
меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций
не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже
ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий
лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы
специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В
процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.

Вашему ребенку трудно спокойно сидеть или концентрировать внимание? Возможно, вам говорили, что причиной этого может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Эта статья поможет вам понять, что такое СДВГ и как помочь вашему ребенку.

Что такое СДВГ?

Почему СДВГ является проблемой

Ребенку с СДВГ трудно долго оставаться сосредоточенным (дефицит внимания). Кроме того, ему может быть сложно контролировать свои побуждения (гиперактивность). Ребенок, у которого есть одна из этих проблем или обе, ежедневно борется с ними и старается хорошо себя вести. В СДВГ нет ничьей вины. Но если оставить все как есть, СДВГ может понизить его самооценку и ограничить его успехи.

Как вы можете помочь

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым и здоровым. В ваших силах способствовать этому. Работайте вместе с врачом вашего ребенка и другими специалистами. При соответствующей помощи ребенок сможет лучше контролировать себя. (Например, педиатр+детский психолог http://www.indigo-papa.ru/).

Распространенные симптомы

У каждого человека с СДВГ свой набор признаков. В большинстве случаев некоторые характерные симптомы СДВГ возникают раньше 7 лет. Большинство симптомов, связанных с СДВГ, проявляются в разной окружающей обстановке, например, и дома, и в школе.

Что из нижеперечисленного подходит к описанию вашего ребенка?

Ниже приведен неполный список симптомов, характерных для СДВГ. У вашего ребенка могут быть признаки из одной или обеих групп.

Дефицит внимания
— Не может долго оставаться сосредоточенным
— Испытывает трудности в последовательном выполнении заданий
— Легко отвлекается
— С трудом переключается на другие виды деятельности 
— Неорганизован или теряет вещи 
— Забывчив

Гиперактивность/Импульсивность
— Ему трудно контролировать свои побуждения; бывает болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди 
— Легко расстраивается или раздражается
— Постоянно находится в движении (иногда бесцельном)
— Не учится на своих ошибках

Новые особенности, регистрируемые в последние годы

 — "Феномен разбитого зеркала" ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми

— "Феномен соскальзывания взгляда" — потеря строки. Теряется понимание прочитанного.

— Кратковременные выключения внимания. Ребёнок "не здесь". Пробелы в восприятии урока. "Не помню". 

Подробнее об этом здесь: Видеолекция http://www.indigo-papa.ru/node/351 

Помните сильные стороны своего ребенка

Трудно растить детей с СДВГ. Поэтому так легко не заметить их хорошие качества. Что особенного есть в вашем ребенке? Приложите все усилия, чтобы оценить и поддержать его уникальные способности, сильные черты и интересы.

Что происходит в мозгу?

Мозг контролирует тело, мысли и чувства. Он делает это при помощи нейромедиаторов. Эти химические вещества помогают мозгу посылать и получать сигналы. При СДВГ уровень этих веществ часто меняется. Это приводит к тому, что симптомы СДВГ то появляются, то исчезают.

Когда сигналы не получены

При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. Сигналы, которые "говорят" человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.

При низком уровне химических веществ в мозгу сигналы не могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

При нормальном уровне химических веществ в мозгу сигналы могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

Влияние на функции мозга

Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

Окрашенные цветом участки мозга могут находиться под влиянием СДВГ.

Проблемы, сопутствующие СДВГ

Любой ребенок может испытывать депрессию, страхи или учебные трудности. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину.

Депрессия

Ребенок, страдающий депрессией, большую часть времени грустит. У него может быть низкая самооценка, и он может проявлять мало интереса к жизни. Ребенок может есть или спать больше или меньше, чем раньше. Он может отгородиться от всего мира. Как правило, если у ребёнка депрессия, то по одной из линий предков (мамы-папы, бабушки-дедушки, дяди-тёти) имеется или имелась выраженная депрессия. Вот что написано о депрессии в Библии http://www.indigo-papa.ru/depressiya_bible

Страхи 

Это нормально, если ребенок чего-то боится. Но чрезмерный страх может сделать ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. Он может быть неспокоен, слишком активен или замкнут.

Депрессия и страхи ребенка могут быть связаны с СДВГ, а могут быть вызваны другими причинами.

Учебные проблемы

Ребенок с учебными проблемами не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят. Другие — то, что они слышат. Например, даже если учитель дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов.

Как диагнозируют СДВГ?

В диагностике СДВГ используют множество методов. Родители и учителя описывают поведение ребенка. Работники здравоохранения и педагоги могут также наблюдать ребенка. Этот процесс может помочь исключить другие проблемы.

Взрослые описывают ребенка

Если врач подозревает СДВГ, то он попросит вас заполнить опросник. Вас также попросят охарактеризовать внимание и поведение вашего ребенка. Подумайте и о прошлом, и о настоящем вашего ребенка. Другие взрослые, которые хорошо знают вашего ребенка хорошо, могут также поделиться своими наблюдениями.

Специалисты обследуют ребенка

Специалист может проверить внимание вашего ребенка. Он может также наблюдать вашего ребенка в классе. СДВГ, похоже, передается по наследству. Сообщите врачу, если другой член семьи проявляет признаки СДВГ. Врач ознакомится со всей информацией. Если поставлен диагноз СДВГ, возможно, будет назначено лечение.

Лечение зачастую комплексное

Хотя СДВГ не излечивается полностью, его можно корректировать. Цель — помочь ребенку реализовать свой потенциал. В лечении могут сочетаться образовательные, медикаментозные и поведенческие методы. Каждый вид лечения подбирается индивидуально.

Образование

Ваш ребенок и люди, с которыми он проводит время, должны знать об СДВГ. Желательно, чтобы школьное окружение вашего ребенка было приспособлено к нему. Такие меры могут помочь вашему ребенку лучше учиться и совершенствовать свои социальные навыки.

Медикаментозное лечение

Лекарства часто помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу ребенка с СДВГ. Некоторые лекарства помогают такому ребенку оставаться сосредоточенным. В результате ребенку легче учиться. Это также содействует успеху поведенческой коррекции.

Поведенческая коррекция

Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут сформироваться хорошие навыки и улучшится поведение.

Образование — первый шаг

Прежде, чем вы сможете помочь вашему ребенку, вы должны понять, что такое СДВГ. Хотя СДВГ не является образовательной проблемой, он может помешать учебе. С надлежащей помощью вашему ребенку будет легче учиться как в школе, так и дома.

Изучение СДВГ

Один из лучших способов помочь вашему ребенку — изучить тему СДВГ. Вы можете начать с того, что поверите в то, что ваш ребенок не ленив или глуп. Когда вы поймете особые потребности, вызванные СДВГ у вашего ребенка, поделитесь своими знаниями с другими. Некоторые люди могут противиться диагнозу или отрицать проблему. Даже в этом случае сообщите им, как они могут помочь вашему ребенку.

Учеба с СДВГ

За редким исключением, умственные способности ребенка с СДВГ не нарушены. Чтобы облегчить ему учебу, действуйте заодно с его учителем. Помните: федеральный закон подтверждает право вашего ребенка получить помощь, в которой он нуждается.

Что могут сделать родители 

Вот некоторые способы, как вы можете помочь своему ребенку:

  • Будьте информированы. Читайте об СДВГ. Присоединитесь к местной группе поддержки родителей СДВГ-детей.

  • Убедите вашего ребенка в том, что в СДВГ нет его вины.

  • Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка был учитель, который может помочь ему. Поддерживайте с ним связь.

  • Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.

Что может сделать учитель

Вот несколько советов учителю:

  • Посадите ребенка в начале класса, подальше от всего, что может отвлечь его, например, от окон или шумных кондиционеров.

  • Найдите наилучший способ обучения ребенка. Используйте магнитофон, компьютеры или игры, если они способствуют учебе.

  • Поощряйте ребенка заниматься любимыми предметами. Предлагайте ему специальные проекты для повышения его самооценки.

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Говори своим родителям и учителям, когда ты нуждаешься в их помощи.

  • Выдели дома и в школе место для хранения своих учебников, папок и проектов.

  • Составь список своих заданий со сроками из выполнения. Можешь также помечать даты в календаре.

  • Если это помогает, делай короткие перерывы между домашними заданиями. Используй таймер, который будет напоминать тебе, когда закончить перерыв и вернуться к домашней работе.

Как могут помочь лекарства

Во многих случаях лекарственное лечение является частью плана лечения ребенка. Лекарства обеспечивают равномерное снабжение химических веществ, необходимых для передачи и получения сигналов в мозгу.

Передача сигналов

Некоторые стимуляторы воздействуют на определенные участки мозга так, что они посылают более сильные сигналы. При более сильных сигналах ребенок лучше контролирует свое внимание и деятельность. Стимуляторы действуют быстро на протяжении нескольких часов.

Получение сигналов

Некоторые антидепрессанты помогают мозгу лучше получать сигналы. Эти лекарства применяются в лечении депрессии и невнимательности, и их принимают ежедневно.

К вашему сведению

Может потребоваться время, чтобы найти самое лучшее лекарство для вашего ребенка. Доза и время приема также должны быть выверены. В некоторых случаях надо проверить, нет ли у вашего ребенка побочных эффектов. Если лекарство не помогает, подумайте о том, чтобы снова обследовать ребенка.

Что могут сделать родители 

Если вашему ребенку назначат лекарства, вам необходимо:

  • Знать о лекарствах, которые принимает ваш ребенок.

    Спросите, каких результатов следует ожидать и как скоро они могут появиться.

  • Поговорить с врачом о любых побочных эффектах.

  • Получить мнение второго специалиста, если у вас есть вопросы по лечению вашего ребенка.

  • Следовать инструкциям врача по приему лекарств.

  • Наблюдать за положительными изменениями у вашего ребенка дома и в школе. Следить за любыми побочными эффектами. Сказать врачу обо всем, что вы замечаете.

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Что ты чувствуешь после приема лекарства? Расскажи о своих ощущениях родителям и врачу.

  • Твое лекарство — таблетка.

    Если ты не можешь проглотить целую таблетку, спроси у родителей, как облегчить тебе прием лекарства.

  • Знай, когда тебе надо принимать таблетку. Напоминай об этом своим родителям.

  • Если кто-то дразнит тебя за то, что принимаешь лекарство, расскажи родителям или учителю. Они могут помочь тебе в том, что сказать этому человеку.

Изменение поведения

Ребенок с СДВГ часто плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Но вы можете показать вашему ребенку иные способы реакции на происходящее. Этот процесс требует времени и тренировки. Здесь могут помочь занятия с психологом.

Навыки самоконтроля

Что выводит вашего ребенка из равновесия? Возможно, плохое поведение возникает в результате необходимости выполнить домашнюю работу или поделиться игрушкой. Старайтесь работать с вашим ребенком каждый день. Дайте ему несложное задание. Покажите ему, как успешно реагировать на разочарование и злость. Это может помочь ему научиться самоконтролю.

Закрепление успеха

Дети с СДВГ плохо учатся на прошедших событиях. Положительная обратная реакция помогает закрепить позитивное поведение. Похвалите ребенка за хорошо выполненную работу. Это поможет ему надолго запомнить такое поведение. Отмечайте каждый успех наклейкой в таблице вознаграждений.

Что могут сделать родители 

Вот некоторые способы, которыми вы можете помочь:

  • Учите ребенка навыкам самоконтроля после того, как он принял лекарство. В это время обучение, вероятно, будет более успешным.

  • Хвалите ребенка за успехи. Улыбнитесь ему, обнимите его, сделайте позитивное замечание или дайте ему маленькую награду.

  • Установите четкие правила. Объясните, чего ребенок лишится, если не будет следовать этим правилам. Придерживайтесь этой политики до конца.

  • Старайтесь придерживаться заведенного порядка. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.

  • Помогайте ребенку оставаться сосредоточенным. Например, избегайте многолюдных шумных мест, если они выводят ребенка из себя. Кроме того, ограничивайте его выбор.

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Пробуй новые способы реакции на людей и места, которые выводят тебя из себя. Когда ты расстроен, ты можешь говорить, рисовать, писать, бросать мячик или побыть одному какое-то время.

  • Делай так: остановись, подумай, сделай, а затем подумай еще раз, правильно ли ты поступил.

СДВГ — это семейная история

Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Так не должно быть. Каждый член семьи может помочь выстроить прочные взаимоотношения. Таким образом всем будет лучше.

Что вы можете чувствовать

Если у вас есть ребенок с СДВГ, вы можете чувствовать вину, тревогу и усталость. Старайтесь побольше отдыхать и заниматься тем, что доставляет вам удовольствие. Ищите поддержку в семье и у друзей.

Вы и ваш супруг

Легко обвинять друг друга. Возможно, между вами есть разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но пытайтесь ежедневно разговаривать. Это самое время, чтобы выстроить заново ваши отношения.

Воспитание остальных детей

Вы, вероятно, уделяете много времени и внимания ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Приложите все усилия, чтобы проводить время с другими вашими детьми. Возможно, вы увидите, что такие моменты не только не расходуют ваши силы, но и напротив — восполняют их.

Что могут сделать родители 

Попробуйте следующее, чтобы позаботиться о себе и о своей семье:

  • Лично для вас: Расслабляйтесь и восполняйте свои силы. Освободите какое-то время для себя, найдя няньку, понимающую СДВГ. Попросите консультанта или свою группу поддержки порекомендовать людей, которые могли бы присмотреть за вашим ребенком.

  • Для вашего брака: Старайтесь уважать иное мнение. Кроме того, проводите время вдвоем. Беседуйте не только об СДВГ и вашем ребенке, но и на другие темы.

  • Для остальных детей: Занимайтесь с ними. Спрашивайте об их любимых занятиях, желаниях и страхах. Давайте им понять, что вы их любите. Помогите им построить отношения с ребенком с СДВГ.

  • Поощряйте старания каждого действовать как член единого целого — семьи.

  • Профессиональные консультации могут помочь вам управлять своим психологическим состоянием.

    Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду

    Они помогут укрепить ваш брак и решать семейные конфликты.

Есть перспектива в будущем

По мере взросления вашего ребенка симптомы СДВГ у него, вероятно, изменятся. Но со временем и при необходимой помощи ваш ребенок может учиться управлять своими особенностями. Есть много счастливых и преуспевающих взрослых с СДВГ.

По материалам статьи:Understanding ADHD — When a Child Has Attention Deficit Hyperactivity Disorder
Перевод: СДВГ мама

Как записать вашего ребёнка на консультацию доктора медицины, ассоциированного профессора по психологии Пýгача В.Н. и кандидата психологических наук, Кабаевой В.М. (Москва) Заполнить заявку >>

Как помочь гиперактивному ребенку

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие в детском саду), вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Пример

Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. “Рома П., — сказала она, — просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла в классе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитывают Рому, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Рома с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?”

Пример

Диане М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Диана то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни.

Появление Дианы в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая детским садом и воспитатели обратились к психологу ДОУ.

Подобные примеры из практики консультирования знакомы многим из нас. Забегая вперед, отметим, что эффективность работы воспитателя и учителя будет во многом зависеть от выбранной ими стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Более того, и учитель Ромы, и воспитатели Дианы готовы сесть за стол переговоров с родителями, привлечь к работе других специалистов (педагогов, психологов, медиков). Итогом такой совместной работы может стать выработка единой стратегии воспитания каждого ребенка.

В случае с Ромой выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на “неудобного” ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помогла учительница музыки. Она отметила, что у Ромы абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Рому в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Рому, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Рома “раскрылся”, обрел свое “я”, и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.

К Диане был найден другой подход. Оказалось, что дома с поведением девочки проблем не возникало. “Диана послушна и некапризна, — сказала мама, — ведь папа держит ее в “ежовых рукавицах””. Психолог ДОУ провел тренинг для воспитателей на тему “Работа с гиперактивным ребенком”, в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Дианой. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Дианой только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход педагогов был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: “Отойди!”, “Перестань!”. Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот, ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Диане, который оказался приемлемым и для родителей.

Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким “нельзя”, после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: “Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги”. Или: “У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик”.

Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И еще если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

Поведение Дианы, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитателей, постепенно стало изменяться. Она стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовав уверенность в их действиях и одновременно внимание к своим желаниям и стремлениям.

В результате такой целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели в группе поняли, что они нужны ребенку, и применили несколько новых приемов, одним из которых (он оказался очень эффективным) стал тактильный контакт Так, укладывая ребенка спать в тихий час, воспитатель садился рядом с Дианой, поглаживая ее, произнося тихие и ласковые слова Мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность Дианы снижались, иногда она даже засыпала, а, просыпаясь отдохнувшей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.

Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если мы выберем неверную стратегию, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Однако бывает, что, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?

Пример

Денис Д. учится в 3 классе. Он очень много читает, на уроках естествознания и истории любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Денис допускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях. Учитель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему.

В медицинской карте Дениса стоит диагноз “дефицит внимания с синдромом гиперактивности” Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

Как работать логопеду с гиперактивностью и дефицитом внимания у детей?

Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя “хорошо”, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

В случае с Дианой воспитателям удалось найти подход к девочке, используя тактильный контакт. Можно применять этот метод в работе с гиперактивными детьми и в школе. С этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: “Осталось 3 минуты”.

Помимо этого, в группе детского сада или в классе на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные детям.

Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка “озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте.

В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, “Советы самому себе”. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку, что если он “нечаянно” нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка?

В детском саду воспитатели могут узнать, что любят дети, во время бесед с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему “Когда я счастлив”, “Я счастлив, я доволен…”. В школе же легко узнать о предпочтениях ребенка из его сочинений на те же темы. В дальнейшем это поможет педагогу стимулировать действия ребенка.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.



Воспитание ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Особенные дети

  • Комментарии:1
  • Просмотры: 24543 / 498

Если вашему ребёнку поставили диагноз с СДВГ не надо паниковать , что ваш ребёнок будет плохо учиться и отставать от сверстников, нужно приложить все силы чтобы сгладить возбуждение и невнимательность.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок. Однако уже в 3-4 года отчётливо становится видна неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания. Особенно ярко нарушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на занятиях и утренниках в детском саду.
С началом обучения в школе с грустью выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, ходит по классу. Импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в усвоении навыков чтения, счёта, письма. Выясняется вдруг, что по умственному развитию ребенок, демонстрирующий в первый год жизни задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из среды сверстников, а нередко и отстает.
Проблема эта уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами.

Что же делать?

Для начала нужно пропить курс успокоительных препаратов тормозящих возбуждение и нормализующих работу ЦНС, которые пропишет вам невропатолог. Это скорее всего будут витамины группы В, оказывающие благоприятное влияние на процессы в нервной системе, а также ноотропные препараты (гопантеновую кислоту или глицин), плюс к этому можно добавить успокоительные травы, такие как пустырник , мята, валериана, зверобой, лаванда, фенхель. Выбор препаратов и дозы может назначить только врач, не стоит заниматься самолечением. Сами же вы можете записаться на массаж, так как у гиперактивного ребёнка повышенный мышечный тонус. А также отдать ребёнка в бассейн. Вода успокаивает нервную систему и позволяет расходовать излишнюю двигательную активность. Дома можно самим делать ванны с успокоительными травами и солью.

Вторым вашим шагом будет создание наиболее благоприятного климата в семье. Понятно, что мы и так стараемся создать для своего ребёнка наилучшие условия, но хочется обратить внимание на некоторые аспекты, такие как распорядок дня, питание, прогулки, взаимоотношение с членами семьи. О развивающих занятиях и играх поговорим позже.
Распорядок дня очень важен для гиперактивного ребёнка, потому что учит самостоятельности и организованности. Лучше всего его составить и записать на бумаге, которую нужно повесить в комнате ребёнка. Если малыш не умеет писать и читать, то нарисуйте картинки обозначающие подъём, завтрак и т. д. Ничего страшного, если не всё сразу будет совпадать и получаться вовремя , главное ребёнок пытается жить по режиму и сам себя организовывать. Ведь перед вами стоит задача сформировать у гиперактивного ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Можно записывать на подсказки-бумажки дела, которые ребёнок должен сделать за этот день и повесить их на холодильник ( собрать разбросанные игрушки, помыть посуду, перебрать книжки и т. д.).
У гиперактивных детей часто возникают проблемы с желудком. Это вызвано тем, что такие дети плаксивы, беспокойны, капризны, неуравновешенны, легко выходят из себя, у них быстро меняется настроение. В свою очередь это является причиной того, что гиперактивный ребёнок часто пребывает в стрессе, что негативно сказывается на пищеварительном тракте. Поэтому таким детям нужно соблюдать диету (в одно и тоже время принимать пищу, пищевой рацион должен быть сбалансирован). Желательно исключить лимонады и «фастфуд», больше употреблять фруктов и овощей, ежегодно пропивать профилактические курсы препаратов, содержащих живые бифидобактерии.

Все знают, что прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья, а для гиперактивных детей это ещё и способ избавиться от излишней двигательной активности. По возможности, после садика или школы ребёнок с СДВГ должен погулять часик на детской площадке. Там он набегается, напрыгается и эмоционально разгрузиться после дисциплинарного поведения, которое требуется в учебных заведениях. При этом не забывайте, что гиперактивные дети очень быстро устают и перевозбуждаются, при появлении малейших признаков на переутомление дайте ребёнку отдохнуть, присядьте на скамеечку, пройдитесь медленным шагом. Ничего нет лучше катания на велосипеде, роликах, самокате, а в зимнее время ватрушке, коньках, лыжах, а можно просто слепить снеговика или построить крепость и пробросаться снежками. У ребёнка будет хорошее настроение и его легко будет настроить, через какое-то время, после отдыха на учёбу или выполнение поставленных задач. В выходные почаще выбирайтесь за город, на природу.

Организация работы с гиперактивными детьми

Чистый воздух, шум леса благоприятно воздействует на нервную систему гиперактивных детей.

Все члены семьи должны понимать, что ребёнок с СДВГ не в состояние контролировать все свои поступки, не может вовремя успокоиться, это не его вина, а его особенность. Поэтому должна быть выработана единая тактика поведения для всех родственников.
При воспитании гиперактивного ребенка родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной заботы, с одной стороны, и предъявления завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить – с другой. Родители должны выработать определённый ровный стиль общения с ребёнком, так как быстро меняющееся настроение у родителей и разное поведение при похожих ситуациях, негативно воздействует на нервную систему гиперактивного ребенка. Оптимальная линия поведения, которой психологи советуют придерживаться в данном случае, — спокойное терпение и так называемая «ласковая строгость». Вы должны знать, что любые вопросы и просьбы гиперактивному ребенку нужно повторять по несколько раз, старайтесь держать себя в руках и не раздражаться. Вам понадобиться громадное терпение, чтобы воспитать ребёнка с гиперактивностью. Советую обратиться за помощью к психологу ещё до возникновения проблем. Такие специалисты есть в детских садах, школах и поликлиниках. Хороший психолог индивидуально для вас и вашего ребёнка подберёт стиль поведения и возможные выходы из сложившихся трудностей.

Не забывайте хвалить гиперактивного ребенка за любое его достижение, даже если у него не всё получается. Положительная оценка от родителей очень важна для ребёнка, она даёт мотивацию для дальнейших действий. Гордитесь своим ребёнком, рассказывайте друзьям и родственникам какой он молодец (нарисовал картину или сам решил сложную задачу) и вы увидите, как малыш применяет силу воли для решения поставленной ему задачи.
Кричать и физически наказывать таких детей нельзя, так как будет достигаться противоположный эффект, ребёнок не успокоится, а только больше возбудится и полностью потеряет самоконтроль. Перевозбуждённого ребёнка нужно переключить и отвлечь, лучше всего посадить или прижать к себе, взять за руки, погладить медленно по голове, рукам, спине сказать успокаивающим голосом «Тихо-тихо-тихо… Успокойся –успокойся… Медленно, не торопись расскажи ещё раз, что произошло…». …» Повторение одних и тех же слов задает успокаивающий ритм, а прикосновения расслабляют ребенка.

Третьим вашим шагом будет найти любимое занятие для вашего гиперактивного малыша. Рассмотрим всевозможные кружки и занятия. Скажу сразу о преимуществах кружков в целом: ребёнок находится в коллективе, ему нравится этот вид деятельности, он учиться высиживать 40-45 минут, от него требуют выполнение определённого задания, преподаватель поддерживает дисциплину, это своего рода подготовка к школе. Возьмём сначала активные виды деятельности: занятия хореографией, бальными танцами, аэробикой, теннисом, плаванием, борьбой. Они позволяют ребёнку выплеснуть избыток двигательной активности, а также развить координацию, равновесие, моторику, выносливость, в процессе занятий задействуются все виды мышц.
Если ребенок маленький то, он может пойти на занятия где его научат лепить, рисовать, делать аппликации, вырезать ножницами. Такие занятия в первую очередь направлены на развитие мелкой моторики. А как мы знаем несформированность мелкой моторики одна из главных проблем у гиперактивных детей.
Если есть возможность, то гиперактивного ребёнка лучше всего отдать на курсы подготавливающие к школе, как правило они начинаются с четырёх лет. Ребёнка научать считать, писать, обучать основам чтения. Это будет хорошая платформа для дальнейшего обучения в школе.

Занятия музыкой также могут хорошо сказаться на нервной системе гиперактивного малыша.
Особое внимание хочу уделить шахматам. Игра в шахматы развивает логическое и абстрактное мышление. В процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Как мы знаем, всем гиперактивным детям свойственно нарушение внимания, памяти, трудности самоорганизации, неумение сидеть на одном месте, нетерпеливость, отвлекаемость. И на основании этого мы можем сделать вывод, что игра в шахматы просто необходима для гиперактивных детей, так как даёт мощный толчок в интеллектуальном и в личностном развитии. Кроме того у ребенка активно развивается мышление, тренируется способность концентрировать внимание, совершенствуется память у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Для гиперактивных школьников полезными будут командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т. д.. Командные игры предоставляют возможность расходовать излишнюю энергию, учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает гиперактивным детям.

Не пытайтесь отдать ребёнка во все кружки сразу, гиперактивный ребёнок не должен быть перегружен. Если ребёнок будет сильно уставать, то польза будет минимальная, а негативное отношение ребёнка плохо скажется на всём дальнейшем обучении. Выберите те занятия, которые наиболее симпатичны вашему ребёнку и удовлетворяют вас.

Четвёртым вашим шагом будут коррекционные занятия, направленные на тренировку памяти, внимания, развития мелкой моторики, речи, координации движении. Лучше всего разработать индивидуальные коррекционные методики вам помогут специалисты: невропатолог, психолог, логопед.
В конце хочу ещё добавить: читайте ребёнку больше книжек, просите его пересказать прочитанное, предложите ему самому сочинить сказку, давайте ему меньше смотреть телевизор и играть в компьютер, а если уж смотреть, так развивающие мультики и передачи. Умейте слушать своего ребёнка, ведь недопонимание ухудшает отношения, накаляет обстановку в семье и вызывает стресс. А САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ !