Дети с нарушением слуха

02.04.2019 0 Автор admin

По каким признакам можно определить потерю слуха у ребенка?

Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно как можно раньше ее обнаружить. Ученые доказали, что речевые навыки слабослышащего ребенка, если он был протезирован слуховыми аппаратами до шести месяцев, аналогичны навыкам ребенка с нормальным слухом.

Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:

  • Даже не вздрагивает при резких громких звуках.
  • Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.

  • Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.

  • Не лепечет или издает звуки очень высоких частот в шесть-восемь месяцев и позже.

  • Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.

  • Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.

Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.

Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

Помните, что легкие или односторонние нарушения слуха сложно обнаружить без специального исследования. Но даже легкие нарушения слуха неизбежно отражаются на полноценном развитии речи и способностей ребенка.

Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как с физиологическими причинами (инфекционные заболевания, отравления и т.д.), так и с генетическими – некоторые наследственные программы, в том числе провоцирующие полную или частичную потерю слуха, «запускаются» в возрасте 3-5 лет.

Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.

Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)

  • Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях

  • Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного

  • Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме

  • При семейном просмотре телевизора сидит близко к экрану/динамикам, когда установлен нормальный для остальных уровень громкости. Когда смотрит/слушает программу сам — слишком сильно увеличивает громкость телевизора или музыкального проигрывателя

  • При телефонном звонке не реагирует на голос в трубке или непрерывно перекладывает трубку от одного к другому уху

Дети с легкой и средней степенью нарушения слуха чаще других испытывают трудности в школе –усвоение новой информации, концентрация внимания, общение с одноклассниками требуют гораздо больше усилий. Повышенная утомляемость, проблемы с поведением и успеваемостью могут сигнализировать о том, что ребенка нужно показать специалисту и проверить его слух.

Очень часто у детей с нарушениями слуха этот недостаток компенсирован большей, чем у нормально слышащих людей, чувствительностью и внимательностью к изменениям других факторов окружающей среды. Например, ребенок может реагировать не на звук открываемой двери, а на малейшее изменение освещенности или даже колебания воздуха, а родителям может показаться, что это реакция на звук. Именно поэтому без специального исследования подтвердить или опровергнуть версию о нарушении слуха у ребенка достаточно сложно .

Современная аппаратура позволяет легко и безболезненно определить нарушения слуха у детей практически сразу после рождения. Тем не менее, способность воспринимать и интерпретировать звуковую информацию формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы поведения, речевого и языкового развития. Поэтому важно регулярно проверять слух ребенка, а также – с самых ранних лет приучать его соблюдать простейшие правила профилактики нарушений слуха.

Слух ребенка – очень сложная и хрупкая система. Даже небольшие нарушения в ее работе могут привести к необратимым изменениям или глухоте. Поэтому родителям очень важно внимательно отслеживать все факторы риска, как биологические – инфекционные болезни, наследственные заболевания, так и в окружающей среде – громкие и резкие звуки, повышенный шумовой фон (в помещениях и в транспорте, слишком громко работающий телевизор и т.д.). При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.

Оглавление
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 2 УРОВНЯ 3
1.1 Характеристика звукопроизносительной системы речи и ее компонентов 3
1.2 Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста 9
1.3 Дидактическая игра как средство коррекции звукопроизношения 18
Вывод по главе 1 24
Список литературы 26

Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 2 УРОВНЯ
1.1 Характеристика звукопроизносительной системы речи и ее компонентов
Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение). Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы .
Трудности в правильном произношении во многом зависят от несформированности речевого аппарата. Причин может быть много, это очень сложный механизм организма и подходить к проблеме нужно индивидуально. Тренировать подвижность речевого аппарата необходимо начать раньше, чем вам поставили логопедический диагноз.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге, который посылает нервные импульсы к исполнительному отделу (переферическому). Переферический речевой аппарат посредством синхронной работы приводит в движение речевые органы, состоит из трёх отделов :
— дыхательный
— голосовой
— артикуляционный ( звукопроизносящий).
Дыхательный отдел.
Процесс дыхания – важнейший физиологический процесс, происходит автоматически, рефлекторно, осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Мы говорим на выдохе, воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Голосовой отдел.
Голос обладает силой, высотой и тембром. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха.

Признаки нарушения слуха

Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, регулируется силой выдоха.
Высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения.
Тембр – окраска звука, т.е. звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные разными голосами, определяется формой вибратора .
Артикуляционный отдел.
Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно они поддаются тренировке, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык.
Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Скачать реферат "Характеристика звукопроизносительной системы речи и ее компонентов"DOC

Стр. 194

Особенности речи слабослышащих детей

Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет. у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста

Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;

3) условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;

4) физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка — у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.

Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.

Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.). смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать карандаш: раскладушка лежать; обложка тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.

Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).

Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).

Анатомо-физиологические основы речевой деятельности.

Центральный речевой аппарат включает кору головного мозга (преимущественно ведущего левого полушария у правшей), подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола, нервы, идущие к мышцам периферического речевого аппарата. Зонами коры, приоритетными в образовании речи, являются лобная, височная, теменная и затылочная.

Речеслуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ речевых звучаний. В его состав входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (доминатного полушария) – зона Вернике. Функции: выделение и дифференциация значимых акустических при­знаков звучащей речи. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющих напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

Особенности развития детей с нарушением слуха: характеристика и диагностика заболевания

Расположен в задней трети нижней лобной извилины (доминантного полушария) – центр Брока. Функции: осуществлениепроцесса артикулирования; моторная организация речевого акта; регуляция сложной координированной работы мышц всего речевого аппарата. Речедвигательный анализатор состоит из кинестетического аппарата (расположение: вторичные отделы постцентральной области; функции: осуществление ана­лиза кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата) и кинетического аппарата (расположение: ниж­ние отделы левой премоторной области; функции: организация моторных программ речевого акта, созда-ние серий нервных импульсов /кинетических моделей/, обеспечивающих возможность плавного перехода от одного движения к другому).

Рис. 8. Локализация основных функций в коре головного мозга:

1– двигательный центр, 2– чувствительный центр, 3– центр зрения, 4– центр слуха, 5– моторный центр речи, 6– слуховой центр речи.

Рис. Расположение зоны Вернике и центра Брока на коре головного мозга.

Связь между центральным и периферическими органами осуществляется посредством проводящих путей: эфферентных – восходящих (идущих к головному мозгу) – чувствительных; афферентных – нисходящих (идущих от головного мозга) – двигательных.

Все органы периферического речевого аппарата иннервируются следующими черепно-мозговыми нервами: тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба (кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий нерв иннервирует мышцы органов дыхания и сердца); добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами. Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому (Чевелева Н.А., 1989)

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 2976;

Глухота у детей и новорожденных

Потеря слуха, или глухота – состояние, при котором младенец не в состоянии слышать звуки в одном или обоих ушах. Младенцы могут потерять слух полностью или частично обрести тугоухость.

Альтернативные названия: глухота у младенцев; нарушение слуха у младенцев; проводящая потеря слуха у младенцев; центральная потеря слуха у младенцев; нейросенсорная тугоухость у младенцев.

Причины и факторы риска глухоты у новорожденных

Некоторые младенцы могут иметь некоторую потерю слуха еще при рождении. Потеря слуха также может развиваться у детей, которые имели нормальный слух в младенчестве.

Потери слуха могут иметь место в одном или в обоих ушах. Они могут быть разной  степени — легкой, средней, тяжелой или глубокой. Глубокая потеря слуха — это то, что большинство людей называет «глухотой».

Иногда потеря слуха становится сильнее, ухудшается с течением времени. В других случаях она остается стабильной.

Факторы риска у детской с тугоухостью

— семейная история потери слуха;
— низкий вес при рождении.
Потеря слуха может возникнуть и развиться, когда у ребенка есть проблемы в наружном или среднем ухе. Эти проблемы могут замедлить или предотвратить звуковые волны, проходящие через ухо (уши). Они включают:
— врожденные дефекты, которые вызывают изменения в структуре слухового прохода или среднего уха;
— скопление ушной серы;
— скопление жидкости за барабанной перепонкой:
— повреждение или разрыв барабанной перепонки;
— предметы, которые могли застрять в ушном канале;
— шрам или повреждение на барабанной перепонке от различных инфекций.

Другой тип потери слуха происходит из-за проблемы с внутренним ухом. Это может произойти, когда крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые двигают звук через ухо, повреждены. Этот тип потери слуха может быть вызван:

— воздействием некоторых токсичных химических веществ или лекарств — в то время, как младенец в утробе матери и вскоре после рождения младенца;
— генетическими нарушениями;
— инфекциями от матери, которые она передает своему ребенку еще в своей утробе (например, токсоплазмоз, корь или герпес, опоясывающий лишай волосистой части головы, или стригущий лишай волосистой части головы, или опоясывающий герпес);
— инфекции, которые могут повредить мозг после рождения – такие, как менингит.

Проблемы структуры внутреннего уха

Опухоли. Центральная потеря слуха возникает от повреждения самого слухового нерва или путей головного мозга, которые приводят к нерву. Это бывает редко у младенцев и детей.

Симптомы глухоты у младенцев

Признаки потери слуха у младенцев различаются по возрасту. Например:

— новорожденный ребенок с потерей слуха может не услышать громкий шум неподалеку;
— младенцы, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не проявлять реакцию на чей-то голос.

Дети должны использовать (произносить) отдельные слова в возрасте 15 месяцев и простые предложения из двух-трех слов в возрасте 2 лет. Если они не достигают этого в указанных возрастных вехах, то причиной этого может быть потеря слуха.

Некоторым детям не может быть диагностирована потеря слуха, пока они не учатся в школе. Это верно, даже если они уже родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в учебе могут быть признаками недиагностированной потери слуха у ребенка.

Диагностика глухоты у ребенка

Потеря слуха не дает ребенку слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом услышит звуки ниже этого уровня.

Врач должен будет изучить больного ушами ребенка. Обследование может показать проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут привести к потере слуха у ребенка.

Врач обычно использует инструмент под названием «отоскоп» (отоскопия — осмотр наружного с применением специальных инструментов слухового прохода, барабанной перепонки, а при разрушении барабанной перепонки — барабанной полости. Под контролем отоскопии производят осмотр и чистку уха, удаление инородных тел, полипов и грануляций, а также разного рода операции — тимпанопункцию, парацентез), чтобы видеть ушной канал ребенка. Это позволяет врачу увидеть барабанную перепонку и найти проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих для всех теста используются для скрининга новорожденных на потерю слуха:

— слуховой тест на ответ ствола мозга;
— тест «отоакустическая эмиссия». Микрофоны, помещенные в ушах ребенка, могут обнаружить поблизости звуки. Эти звуки должны повториться в ушном канале. Если нет эха, то это верный признак потери слуха.
Младенцы и маленькие дети могут быть обучены через игру правильной реакции на звуки. Эти тесты, известные как «аудиометрия визуального отклика», и игры, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

 Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);
— обучение языку жестов;
— кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация — слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;
— средства, воздействующие на инфекции;
— ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;
— хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Прогноз

Очень часто можно лечить потерю слуха, которая обусловлена проблемами в среднем ухе, лекарствами или хирургическим вмешательством. Однако нет никакого лечения потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или слуховых нервов.
Насколько хорошо ребенок слышит, зависит от причины и тяжести потери им слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также в области речевой терапии, позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха при правильной комбинации лечения могут слышать довольно хорошо.
Если у ребенка имеется какое-либо заболевание, которое затрагивает также и слух, перспективы зависят от того, есть ли у ребенка также другие симптомы и проблемы.
Необходимо обратиться к врачу, если ребенок, особенно маленький, выражает признаки потери слуха: не реагирует на громкие звуки, не имитирует звуки, услышанные от окружающих, или не говорит в возрасте, в котором он уже должен начать говорить.
Если ребенку вставлен в ухо кохлеарный имплантат, настоятельно рекомендуем обратиться к врачу сразу же, если у ребенка поднялась высокая температура тела, а также возникли ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция. Возможно, имплантат еще не прижился, и его нужно поправить, что должен сделать только опытный врач – возможно, даже хирург.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.

Беременные женщины должны проконсультироваться со своим врачом, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Если женщина беременна, ей следует избегать действий, которые могут подвергнуть ее ребенка опасным инфекциям – таким, например, как токсоплазмоз. Это паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами Toxoplasma gondii. Источник заражения — различные виды диких и домашних млекопитающих. Заражение человека происходит при употреблении яиц и мясных продуктов, не прошедших нормальную термическую обработку.

Особенности детей с нарушением слуха

Также  заражение возможно при попадании возбудителя на поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки, внутриутробное заражение и т.д. Факторы, способствующие появлению в организме паразита и повышающие риск возникновения токсоплазмоза: контакт с зараженными этим паразитом животными, использование в быту не мытых после уборки кошачьего туалета или любого другого контакта рук с кошачьими экскрементами, употребление в пищу сырого или не полностью приготовленного мяса, особенно свинины, ягнятины или оленины, пересадка органов или переливание крови,  контакт с сырым или непрожаренным и непроваренным мясом, наличие токсоплазмоза у родителей. Токсоплазмоз среди инфекционных заболеваний, вызываемых простейшими микроорганизмами, — один из самых распространенных и наиболее опасных для будущих матерей. Он может протекать незаметно и вызывать неприятные осложнения во время беременности, а также тяжелые нарушения зрения или судорожные припадки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.