Чувствует ли ребенок

05.09.2018 0 Автор admin

Период новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм. Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды. Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно. Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.

Задачи этой стадии развития: выживание организма.

Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.

Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное. Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно. Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом.

Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ  (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  • Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
  • Несоответствие показателей психомоторного развития срокам – запаздывание или слишком раннее появление
    соответствующих действий и реакций (см. Таблицу)
  • Трудности засыпания
  • Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
  • Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
  • Срыгивания фонтаном

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.

    Эмоциональная жизнь младенца

    – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

  3. Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на англ.яз.) здесь…

Littleone 2006-2009 > Планирование и беременность > Беременность и роды > Что чувствует ребёнок во время маминой простуды, температуры?

Просмотреть полную версию : Что чувствует ребёнок во время маминой простуды, температуры?

Такой вот вопрос.
Мамочки, перенёсшие простудные заболевания с температурами и прочими "прелестями", скажите, ОРЗ, ОРВИ как-то влияют на ребёнка в пузике? Как себя ведёт гемато-плацентарный барьер в таком случае и вообще, что чувствует ребёнок во время недомогания и температуры у мамы?

Очень переживаю, что ляля там страдает:(

08-09-2007, 18:42

врач мне говорила, что, если температура не очень высокая, то ребенок ничего не чувствует….

Спасибо, надеюсь 37.5 это не очень высокая t.

нечего особенногоесли температура не выше 39

08-09-2007, 20:18

А если просто кашель? ведь при кашле мышцы напрягаются….

плацента создает малышу свой мирок) так что не переживайте- 37 с копейками это не страшно. а большая температура это нагрузка на ваше сердечко- которому и так тяжко сейчас приходится.. а малышик там сидит себе и просто ждет встречи с вами) выздоравливайте скорее!

Неправильная

08-09-2007, 22:10

Что детка чувствует — не знаю. Я вот на Вашем сроке грипп перенесла, температура 38, кашель, насморк. Ника родилась с заложенным носом, нос сам отошел минуты за 3-5 после родов. Сказали, возможно из-за гриппа.

Чувства и эмоции новорожденных

Больше никаких последствий не выявили.

А не подскажете в какой вас роддом отвезли? Не знаю, что делать через пару дней мне в роддом ложиься на кс, а у меня сопли по колено и кашель, правда температуры нет. Что делать не знаю…….

Неправильная

09-09-2007, 00:21

А не подскажете в какой вас роддом отвезли? Не знаю, что делать через пару дней мне в роддом ложиься на кс, а у меня сопли по колено и кашель, правда температуры нет. Что делать не знаю…….
Это вопрос мне? Если мне, то в 16 РД. Но грипп был на 33-34 неделях, родила на 40. К тому времени уже выздоровела.

Не знаю, что делать через пару дней мне в роддом ложиься на кс, а у меня сопли по колено и кашель, правда температуры нет. Что делать не знаю…….
Кашель срочно лечите,после кс не покашляешь:001::010:

Bonny Blue

09-09-2007, 00:27

дык шо дитю сделается, сидит себе, кайф ловит. а у мамки уже пузень на коленях.:073:
16 рд сейчас, кстати, на проветривании

А я надеюсь, что после тех доз антибиотиков, что они колят все пройдет! Вот только думаю как просочиться в тот роддом в котором с врачем договорилась….

А если грипп на 15й неделе?? Температура пока 37 с небольшим, но чувствую что быстро повышается.. И чем лечиться? Парацетамол можно?

09-09-2007, 13:39

А если грипп на 15й неделе?? Температура пока 37 с небольшим, но чувствую что быстро повышается.. И чем лечиться? Парацетамол можно?

Говорят, что парацетомол и вообще антибиотики нельзя! мне врач говорила.

Я вчера заболела, к врачу только завтра, если смогу пойти. Позвонила вчера педиатру старшего ребенка, она сказала можно парацетамол.. Но я тоже сомневаюсь, она все-таки не гинеколог, и в прошлую беременность помню тоже не знала как лечиться. Но там болела на 20й неделе, а тут так рано, волнуюсь..

Bonny Blue

09-09-2007, 13:54

мне врач говорила,что можно парацетамол.
биопарокс точно можно — но это от соплей и горла.
поправляйтесь, девчонки!

я когда спрашивала у врача, — сказала парацетамол можно, это единственное, что можно для того, чтобы температуру сбивать, но только если больше 38-ми, если ниже — сбивать не надо
выздоравливайте!

Спасибо всем поддержавшим\объяснившим!:)

Мне тут ценную ссылочку дали, почитайте, кто заболел, особенно на раннем сроке, поскольку надо быть более разборчивой и осторожной с выбором медикаментов.
http://www.womenmagazine.ru/s.php/2878.htm

Спасибо за ссылку, много полезного!

На ранних сроках это опасно, а сейчас уже не страшно.. Неприятно, конечно :))).
У меня сейчас насморк, доча пошла в дет сад, и есс-но , заболела. Ну, я береглась-береглаь, но нос заложен …. Противно, что не полечиться, лопаю чеснок, пью морсы, и нос аквамарисом промываю. А малыш в пузике вчера целый день был притихший какой-то, но сегодня опять распинался, так что думаю, все идет на лад :)))).

Ой, у меня такой кашель присоединился, ужас, плююсь лёгкими(((
Помню на УЗИ врач просил покашлять, чтобы доча повернулась, так она так крутиться стала после этого и колыхалась вместе с покашливаниями, чтоже теперь будет, такое беспокойство ребёнку.

Неправильная

09-09-2007, 21:59

Клюква хорошо температуру сбивает, во всяком случае мне. Еще можно чеснок есть, биопарокс использовать.

А я считала, что биопарокс — антибиотик , хотя применять его во время беременности точно можно….Кстати, у меня на него оказалась аллергия, реально горло отекло…

Присоединяюсь к вашему отекшему от биопарокса горлу! Только я к тому же от него стала жутко чесаться во всех местах, хорошо, что сыпью не покрылась! Вот сижу и боюсь теперь зарожать в такой ситуации, а то у меня уже 39 неделя и с врачем я договорилась уже, в другое место не хочу! Да и кесарево с насморком и кашлем страшно представить!

А ранний срок это до скольки? Мне все кажется что он у меня ранний и потому нервничаю. Еще боюсь старшего заразить, но он похоже тоже уже сопли пустил.. И сестра в соседней комнате кашляет, лазарет одним словом..

Ну как, до 16 недель уж точно лучше не болеть. Но если такое и случается, то лечиться только народными средствами (натуральными всякими штуками) и под бдительным конролем врача!:ded:

Сергеевна

10-09-2007, 12:52

Ну как, до 16 недель уж точно лучше не болеть. Но если такое и случается, то лечиться только народными средствами (натуральными всякими штуками) и под бдительным конролем врача!:ded:

ппкс !!! тока и с народными средствами — аккуратно :ded: Контроль врача — обязательно 😉

Присоединяюсь к вашему отекшему от биопарокса горлу! Только я к тому же от него стала жутко чесаться во всех местах, хорошо, что сыпью не покрылась! Вот сижу и боюсь теперь зарожать в такой ситуации, а то у меня уже 39 неделя и с врачем я договорилась уже, в другое место не хочу! Да и кесарево с насморком и кашлем страшно представить!
@@@ за вас! а то я чихи при полостной операции помню…не очень-то риятно:010:.

mama sofika

11-09-2007, 00:05

Болела на 8 неделе простудой лечилась народными средствами. А в 22 недели фоликулярная ангина. Без антибиотиков никак не обошлось. С дочкой все в порядке. Единственное есть реакция (щеки краснеют ) на некоторые продукты, говорят может из-за ангины, а может и нет. Поправляйтесь все скорее.

Детский психолог — Эмоции

Развить темперамент, переделать холерика в флегматика – невозможно, т.к. это все органика и мы в меньшей степени можем на это влиять. Но есть то, на что мы можем повлиять помогая нашему ребенку адаптироваться в мире взрослых , расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Речь идет о развитии эмоциональной сферы ребенка.

 

  В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, гнев, восторг, удивление, тревогу, доверие, стыд, страх и т.д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной « или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых  — научить малыша понимать свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

 

   Группа американских психологов (А.Хьюстон,Дж.Каган, Дж. Конджер, Р.Массен) таким образом определили последовательность развития психических процессов – «Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает  в годовалого ребенка, способного вспоминать явление, потом в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и , наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует , чем он похож на других людей и чем он от них отличается.»

 

   Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента появления на свет и первое свое проявление она начинает в т.н. «комплексе оживления», реакция малыша на внешние раздражители. Существуют результаты исследований, которые доказывают, что уже четырех месячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола ( в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход мамы они уже отвечают негативными эмоциями.

  В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств – его радость безмерна, обида глубока, страх искренен.

  В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования  личности. Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимение «Я», «Мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (Смирнова, Обухова, Уайт), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого. (фото)

 В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. Уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, иногда готовы поделиться игрушкой, сладостями.

   Каждый возрастной этап в  жизни человека делает акцент на развитии одной, определенной сферы личности. На этапе от 1,5 и вплоть до 4 лет происходит  формирование долговременной эмоциональной памяти. Именно на этом этапе мы можем наблюдать, как девочка 2х лет обхватывает голову руками – точно как мама, малыш старательно хмурит брови – как папа, грозит пальчиком, как дедушка. Малыши учатся выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

  По мнению американских психологов и др. авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши  пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.

Особенно важным становиться период с 2х до 3х лет.

 

 На этом этапе формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Происходит  принятие модели поведения взрослых. (фото) На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два года были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. Начинается  реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие малыши на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 2-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

 

( Важность этого возрастного  периода мне помог понять случай, который произошел со мной, когда после окончания института я начинала работать в псих.

Развитие эмоций у детей первого года жизни

консультации.  Не имея еще достаточно опыта, я, разбирая сложный случай семейного конфликта с женщиной 32х лет,  обратилась за помощью к своему преподавателю, профессору психологии. Вопрос, который он мне задал кардинально изменил мои представления , он спросил – Не знаешь, что с ней происходило в возрасте 2х-3х лет?) (фото)

   В этот же возрастной период происходит закладка навыков социального взаимодействия. Ребенок именно на этом этапе впервые обращает внимание на своих сверстников, как губка впитывает любое эмоциональное проявление своих близких, внимательно слушает сказки, ищет любую возможность удовлетворить свою потребность в развитии эмоциональной сферы. В зависимости оттого насколько  спокойно, а главное , психологически комфортно, ребенок проживет этот период, во многом определит способность ребенка устанавливать конструктивные взаимоотношения, долгосрочные эмоциональные привязанности, способы вхождения в коллектив ( школьный, коллектив офиса) и т.д.

 

  Помочь нашему малышу мы можем, формируя и развивая у него Навыки Конструктивного Взаимодействия. Проще говоря, рассказывая ему «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».  И если кто-то может сказать —  Еще рано, то, как видите, в последствии может быть уже поздно. Преподносить ребенку знания об основах социального взаимодействия лучше всего, разбирая вместе каждую конфликтную ситуацию. Я расскажу, как это происходит в группе детей, а затем, как это применить индивидуально. Самый распространенный конфликт в группе – Малыш принес новую игрушку и никому не хочет ее давать- Мы предлагаем  — Ребята, садитесь, сейчас я вам расскажу сказку — Берутся 2е мягкие игрушки (замечено, что проекцию на людей, и даже на изображения людей дети не принимают) , получается такой импровизированный кукольный театр. История с двумя медвежатами отражает то, что происходило в группе. Важно, что при этом способе дети не получают готовую ситуацию, инструкцию к действию, а сами убеждаются , что  конструктивные решения ведут к положительному финалу. Поэтому вне зависимости не от чего, необходимо проигрывать сказки  в 2х вариантах. Точно также можно и нужно разбирать конфликтные ситуации дома. (Пример конфликта, сказка).  Безусловно, необходимо развивать т.н. «эмоциональный словарь»  ребенка, (рисунки) обращать внимание на изображения лиц в различных эмоциональных состояниях, можно предложить вспомнить, когда ребенок сам был в таком состоянии, как он себя чувствовал, хотел бы он вернуться и т.д.

 

   Общение со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними  детьми  проявление отрицательных эмоций, например гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях, детском саду, более тесное общение и , естественно, дети ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются  и т.д). Это происходит потому , что ребенок раннего возраста в общении с другими детьми всегда ориентируется на собственные желания , без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать  другим людям.  И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего детства могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей .( При этом хорошо использовать «Я» сообщения). Таким образом, общение со сверстниками тоже может дать положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

 

   Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях , а может неожиданно закричать «Ты плохая, уходи!». В таких случаях рекомендуется поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит  малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако, это не значит поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют понимания, но и самого строго к себе отношения.

  Для детей 2х-3х лет, которые входят в период кризиса 3х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки.

Они могут возникнуть и в том случае, если малыш, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не справляется задачей. Например, ребенок пробует поставить кружку в кухонную мойку и не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается прочь, малыш начинает кричать, топать ногами. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого добивался ребенок.

  Хотелось бы обратить Ваше  внимание на значимость собственного имени для ребенка. Дети  с раннего возраста привыкают к звучанию своего имени. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Особый интерес дети проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально. 

 

Детский психолог — Сказкотерапия

 

 Для решения воспитательных, обучающих, развивающих, а также направляющих, корректирующих поведение ребенка, существует метод, который в последнее время имеет  модное название «сказкотерапии».

 

О сказкотерапии, а также других коррекционных методах : игротерапия, арт-терапия, метод театрализации и др. Подробно будет рассказано позже

Воспитание чувствительных детей

Предыдущая страница

Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым (оба нервных процесса — и возбуждение и торможение — у них слабые). Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг и, особенно, — к неблагоприятным воздействиям. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив, радость выражает улыбкой или тихим смехом.

Эмоциональное развитие новорожденного

Если недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, нетребовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Малыша раздражают малейшие неудобства: мокрые пеленки, складка на простыне. Сон их очень чуткий, засыпает ребенок не сразу, перед тем как заснуть, может поплакать.

Не всегда такому ребенку подходит режим, рекомендуемый для других детей его возраста. Если малыш систематически засыпает раньше времени, надо посоветоваться с врачом и несколько изменить режим, удлинив дневной сон.

У ребенка неустойчивый аппетит: то хорошо ест, то отказывается от пищи. Он может не сразу согласиться есть с ложки, когда начнут приучать к этому. Если воспитатель будет терпелив и настойчив, даст возможность малышу привыкнуть есть с ложки и к новой пище постепенно, конфликтов можно избежать.

Дети этого типа овладевают движениями несколько позднее, чем другие. Так, например, у них позднее закрепляется умение поворачиваться на живот, садиться, стоять, ходить. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно, беззащитно в обществе сверстников, переживая обиды (кто-то толкнул малыша, сломал песочный пирожок, взял формочку). Для других детей это может и не иметь значения: толкнули — отошел, сделал другой пирожок, забрал свою формочку, а чувствительный ребенок в силу особенностей его нервной системы огорчается, плачет, старается уединиться. Задача воспитателя — помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие, реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно и проявить максимум внимания в период адаптации.

Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости — нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.

Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.

На прогулке воспитатель может предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.

Внимательно наблюдая за ребенком, изучая его особенности, воспитатель найдет правильный подход к нему, обеспечивающий гармоничное развитие. Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы. Например, ребенок возбудимый вырастет очень подвижным и поэтому непоседливым, ему будет не хватать выдержки, усидчивости. Медлительный ребенок будет способен проявить выдержку и усидчивость, но там, где потребуется быстрота реакции, сноровка, решительность, для него могут возникнуть трудности.

Следующая страница

Автор статьи Каплан Л.И.

По материалам книги "Воспитание и обучение детей раннего возраста"

Ребёнок, так же как и любой взрослый человек, испытывает различные эмоции: радость, гнев, любовь, обиду. Даже родители не всегда могут совладать со своими эмоциями, а малышу это сделать гораздо труднее. Дети чаще всего не контролируют свои поступки и эмоции: «Раз я так сделал, значит, я так хочу». Они не думают о том, к чему могут привести их действия. Поэтому необходимо с раннего возраста объяснять и учить ребёнка правильно выражать свои эмоции и чувства.

Если вовремя не научить ребёнка распознавать и выражать свои эмоции, то в будущем ему будет тяжело адаптироваться в окружающем мире. Конечно, чтение лекций и беседы не дадут ребёнку правильного понятия о чувствах, поэтому кроме нравоучений необходимо понимать своего ребёнка и предвидеть его поведение и настроение.

Несколько простых правил, как научить ребенка выражать свои эмоции:

Ребенок начал капризничать и плакать

Эту ситуацию может спровоцировать очень важная вещь для малыша. Необходимо понять, что могло вызвать такие чувства. Надо уделить ребёнку внимание и прислушаться к его мнению. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить малышу, что эти чувства можно выразить словами, а не истериками и криком также можно отвлечь ребёнка спокойными играми: рисование, конструктор, мозаика. Такие эмоции ребёнок не должен хранить в себе их можно выразить во время творческого процесса.

Ребёнок пытается ударить кого-либо из окружающих

Остановите его и скажите, что так поступать неправильно и тут же направьте его эмоции на неживой объект, например: мягкую игрушку. Когда ребёнок успокоится, надо аккуратно выяснить причину такого поведения и дать разъяснения. Если его переполняют бурные эмоции, с ним можно потанцевать или побегать, чтобы выплеснуть все негативные чувства.

Ребенок ломает игрушки

Если вы заметили, что ваш ребенок преднамеренно бросает, ломает, рвет игрушки, не стоит сразу ругать его и говорить, что это плохо. Когда ребенок поутихнет, спросите, стало ли ему легче. Также обратите его внимание, смотри, что ты сделал с игрушками. Теперь у тебя нет твоей любимой машинки или теперь ты не сможешь поиграть с этим мишкой. Ты сделал еще хуже. Ты разозлился, обиделся, а вместо того, чтобы успокоиться, ты сделал себе еще хуже — поломал игрушку.

Заимствование поведения родителей

Родители являются главным источником поведения ребёнка в обществе. Если дети видят негатив со стороны взрослых: скандалы, драки, то ребёнок может поступить также со своими друзьями.

Развитие эмоций ребенка

Ведь домашнее окружение напрямую связано с его мировосприятием: «Раз так ведут себя, значит, и мне так можно!».

Если кто-то из родителей расстроен, то необходимо объяснить ребёнку, что он в этом не виноват. Дать обоснованную оценку своему поведению, высказать причину своих эмоций.

Чувства и эмоции детей всегда искренние и настоящие, ведь им не свойственен обман. Как только вы заметили, что ребёнок расстроен, поговорите с ним и выясните причину. Общение с родителями и их помощь очень важна для ребёнка в любой ситуации.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее: