Что такое китч

31.08.2018 0 Автор admin

КИЧ

этимология слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона начала XX в. Kitsch — по смыслу «халтура»; 2) от нем. verkitschen — удешевлять; 3) от англ. for the kitchen «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления) — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоиск-ва, лишенного худож.-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. К. широко распространен в буржуазном коммерческом иск-ве с его неизменными штампами. Нашел проявление как оформительский элемент журналов с их безвкусными, но красочными обложками, в комиксах и всевозможной литературной бульварщине, в значительной части кино- и телепродукции, в различных формах конвейерного бытового украшения. К.— неотъемлемая часть капиталистической производственной системы со свойственным ей агрессивным экспансионизмом. Он оказывает резко негативное воздействие на национальные культуры различных стран, особенно развивающихся. Практика К. сметает границы эстетических ценностей в иск-ве и др. сферах жизни. Если модернизм часто лишь имитирует приемы подлинного иск-ва, то К. подражает ему чисто внешне, низводя высокие образцы к общедоступным по восприятию и стоимости предметам, а оригинальность — к декоративной тиражированной посредственности. В этом смысле К. содержит в себе своеобразный опознавательный симптом эстетического отчуждения, способствуя включению личности в круг буржуазных ценностей. В качестве одной из самых экстравагантных составных частей массовой культуры К. сводит иск-во к вещи (что олицетворяется, в частности, в поп-ар-те), а отношение человека к иск-ву ограничивает пеевдодуховным потреблением вещей, вдохновленным прагматистской идеологией. Выступая в облике эпигонских поделок, в предельно опошленных и вместе с тем в непроизвольно сатирических формах, К. характеризует совр. фазу эволюции буржуазной культуры, рассчитанной на массовое потребление.

Оцените определение:

Кич

нем. Kitsch — от простонародного verkitschen,  kitschen — удешевлять) Мировоззренческо-стилистический компонент массовой культуры. Термин «К.» возник во второй половине XIX в. Хотя само явление существовало задолго до его определения, подлинное развитие оно получило лишь с появлением средств массовой коммуникации. Еще Гете писал, что техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства, что наглядно продемонстрировал К. Захват им различных областей культуры происходил постепенно. Прежде всего он вторгся в литературу, породив чтение такого рода, которое принято называть бульварным. Сегодня это почти все «дамские романы», творчество Жаклин Сьюзен, Гарольда Роббинса, Анны и Сержа Голон и многих многих других. В кон. XIX в. К. предъявил права на эстраду и прикладное искусство. Утонченные увеселения аристократии сменились грубостью, плоскостью буржуазных зрелищ. Их программы подчинилась вкусу нуворишей (Это, только с поправкой на политику, прекрасно показано в известном американском мюзикле Боба Фосси «Кабаре», 1972). Вкус тех же любителей открыток с амурчиками, порхающими над целующейся парой, с полногрудыми дамами, демонстрирующими глубокое декольте и подвязки с розовыми бантиками, верных поклонников кичевого романа. С появлением кинематографа, телевидения, видео этот вкус распространился и на них. К.

Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры

стал товаром, имеющим постоянный широкий сбыт. Его отличиями стали жизнеподобие в мелочах, мнимая значительность, обманчивая актуальность. В эстетическом же отношении это — нивелировка сюжета, сведение многозначности смысла к тривиальности житейской прописи, замена сложного эмоционального ряда простейшими психофизиологическими актами, эротическим возбуждением, кратковременным нервным шоком, стимуляцией агрессивности. Это и искажение литературной классики в угоду массовому вкусу (фильмы: «Снега Килиманджаро», 1952, «Убийцы», 1964, «Манон-70», «Волшебная гора», 1983 и др.). Сведение биографии великих людей к изложению пикантных подробностей их личной жизни («Генри и Джун», 1990, «Возлюбленный язычник», 1959, «Джексон Поллок: американская сага», 1993 и др.) Увлечение мистикой и ужасами («Изгоняющий дьявола», 1973, «Дракула», 1992, «Хрустальный башмачок и роза», 1976 и др.) А. Моль в книге «Кич, искусство счастья» справедливо утверждал, что К. это не только стиль в литературе и искусстве, но и отношение к нему потребителей. Кичмен жаждет описаний «сладкой» жизни тех, кто не стеснен в средствах: аристократов, дам полусвета, финансовых магнатов, звезд кино, телевидения и эстрады и им подобных, что позволяет давать описания роскошных апартаментов и увеселительных заведений, полный реестр великосветских развлечений, «возвышенные» страсти и диалоги, пристойную дозу эротики или откровенный секс, то есть, все то, чем зачитывалась несчастная Настя из горьковской пьесы «На дне». На иной основе строятся взаимоотношения современного потребителя и неоки-ча. Если старый К. стремился к красоте, какой она представлялась неразвитому вкусу нуворишей, то есть к пошловатой красивости, то К. сегодняшний сознательно ввел моду на безобразное. Потребитель нередко понимает, что вещь некрасива и нефункциональна (например, чайник в форме кошки или дом в виде башмака) и именно поэтому покупает ее, чтобы идти в ногу со временем, не выглядеть отсталым. Столь тесной связи эстетики с престижностью не знал старый К. Нынешний заказчик и потребитель К. принадлежит к тому слою населения, для которого характерны достаточная материальная обеспеченность, довольство собой и жизнью, тяга к постоянному украшательству ее все новыми и новыми вещами и развлечениями. Погружаясь в иллюзорный мир К., его потребитель обнаруживает сходство своих стремлений, своих представлений о морали, нравственности, эталонах успеха со стремлениями и представлениями героев книг, фильмов и телепередач. Для него важно только одно условие: показанное или написанное должно обладать всеми внешними приметами жизнеподобия. К. апеллирует к инстинктам; теоретическое обоснование этого исследователи находят у 3.Фрейда, поскольку К. нередко делает ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью. Манипулирование сознанием реципиентов, точный учет психологии восприятия в сочетании с прогрессом технических возможностей распространения К.-продукции — основы как К., так неокича. Одной из разновидностей неокича является кэмп. По мнению С.Зонтаг суть кэмпа — пристрастие ко всему неестественному, искусственному, чрезмерному. Наиболее волнующим зрелищем объявляются те киноленты, которые входят в ежегодно составляемый критиками список десяти самых плохих фильмов. Новым успехом начинает пользоваться старая итальянская киче-вая серия картин с участием феноменального силача Мациста. Кэмпмен приходит в восторг от наиболее безвкусных кичевых украшений. Постмодернизм нередко иронически обыгрывает кэмп, превращая его в элемент художественного фристайла. Лит.: Карцева Е. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977; Kitsch: The World of Bad Taste. Ed. G.Dorfles. N.Y., 1969; Moles A. Le Kitsch, Lart du bonheur. Paris, 1971; Stemberg J. Le Kitsch. P., 1971. Е.Карцева

Оцените определение:

Китч – это безвкусица, которая становится предметом осознанного выбора человека.

Китч или кич? — Говорим и пишем правильно

Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной стилевой идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения. Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза не сочетаемость цветов и предметов интерьера – его основной отличительной чертой. Китч отличает экстравагантность и треш. Как правило, этот стиль рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае – это стремление эпатировать, таким образом, проявив свою неординарность. Люди, отдающие предпочтение китчу в интерьере, – это довольно-таки экстравагантные личности, которые гонятся скорее за оригинальностью, нежели за уютом и милой домашней атмосферой.

Что касается излюбленной цветовой палитры, которую частенько используют при оформлении китч-интерьера, то она включает в себя достаточно агрессивные, а иногда и кислотные цвета – это насыщенные розовый, фиолетовый, красный, ядовито-зеленый и другие. Аксессуары в большом количестве – это излюбленная тема китча. Их может и должно быть, как можно больше. При этом они обязаны соответствовать дизайнерской концепции и быть такими же яркими, кричащими и вызывающими. Китч представляет собой этакий симбиоз элементов кантри, футуризма, а иногда, и классики. Все элементы декора подобраны так, чтобы легко вступать друг с другом в цветовое противоречие, дабы эпатировать и шокировать окружающих людей.

         Разновидности китча:

  1. Псевдо — роскошный китч
  2. Китч люмпенов
  3. Дизайнерский китч

1. Псевдо – роскошный китч

Как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии «украшающих» такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную «рыцарскую» гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.

   Особенности и материалы:

• плюш вместо бархата

• толстые лепные рамы

• картины – репродукции «базарных» мастеров

• сентиментально-слащавые рюши

• фальшивая позолота

• пластиковая ковка

• рисованные мраморные барельефы и колонны вместо натурального камня

2. Китч люмпенов

Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. Низкий уровень жизни и определенная креативность производят на свет китч люмпенов. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием акцент. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Стиль китч люмпенов обращает на себя внимание анти-эстетикой, подчеркнутым пренебрежением к гармонии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго. Обитатель «бедного» китча – скорее всего, бунтарь по духу и максималист.

   Особенности:

• предметы мебели из разных комплектов

• старые вещи, переделанные на новый лад

• «бабушкин» комод, перекрашенный в радикальный цвет

• самодельные перегородки, мебель

• мебель, найденная на свалке

• голая лампочка

• торшеры с проволочным каркасом вместо абажура

• нарочито изорванные обои

• небрежно покрашенные стены

• полиэтиленовые занавески

• настенная живопись из аэрозольных баллончиков

• бросовые китайские безделушки

3. Дизайнерский китч

Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство» на полном серьезе, есть, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии. Стиль китч можно найти и в работах известных дизайнеров интерьера. В этом случае китч является «искусством ради искусства» – к примеру, интерьер в стиле китч создается для выставки дизайнерских проектов. Китч от именитого дизайнера – как правило, ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного. Дизайнерское решение в этом стиле часто базируется на сверх-популярных образах и предметах. В обработке профессионалов стиль китч становится тонкой насмешкой над самим понятием стиля и провокацией для коллег. Дизайнерские фантазии на тему китча обыгрывают как псевдо-роскошный стиль, так и стиль люмпенов. Кстати, к выбору материалов для китч-интерьера дизайнеры подходят очень просто: роль обоев могут играть виниловые пластинки, обычные картинки их журналов или даже дорожные знаки. Тут допускается использование подделок под натуральный камень или бронзу. Что касается мебели, то она подбирается исходя из общей дизайнерской задумки. Можно вдохнуть вторую жизнь в старые вещи, например, использовать сломанные музыкальные колонки, а в черно-белый телевизор легко сойдет под стол.

   Особенности:

• эклектика

• сочетание «несочетаемого»

• дизайнерская мебель и аксессуары

• современные отделочные материалы

*Статья создана на основе материалов из открытых источников

Изменено 17.02.2014 20:40

Слово кич

Слово кич английскими буквами(транслитом) — kich

Слово кич состоит из 3 букв: и к ч

Значения слова кич. Что такое кич?

Кич

КИЧ — (этимология слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона начала XX в. Kitsch — по смыслу «халтура»; 2) от нем. verkitschen — удешевлять; 3) от англ. for the kitchen «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса…

Эстетика: Словарь. — 1989

Кич (нем. – халтура) – это те предметы, явления, картины, фильмы и вообще все, что выполнено в плохом вкусе, недостойное лучшего употребления, чем «для кухни».

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Кич — (от немецкого Kitsch, буквально

www.artdic.ru

Кич (нем. Kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять) Мировоззренческо-стилистический компонент массовой культуры. Термин «К.» возник во второй половине XIX в. Хотя само явление существовало задолго до его определения…

Энциклопедия культурологии

Кич — продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. Обычно кич характеризуется поверхностностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта. греч.Kitsch — безвкусица

glossary.ru

КИЧ (КИТЧ) — англ. kitch; нем. Kitsch. Продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. К., как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта.

Большой словарь по социологии

КИЧ (от польск. Сус — поделка).

Термин, имевший хождение в 1960 — 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм.

Энциклопедия культурологии

Кич (нем.) — дешевка, сентиментальщина, безвкусная продукция, рассчитанная на внешний, зачастую шокирующий эффект. Понятие возникло в немецком языке и первоначально означало «дешевый предмет», а именно перекрашенную старую мебель…

Энциклопедия моды и одежды

Киче

Киче́ (исп. Quiché) — коренная народность Америки, жившая в горах Гватемалы, одна из представителей этнической группы майя. Синонимы: кече, кечелах (самоназвание, «Люди лесной страны»).

ru.wikipedia.org

Киче, индейский народ в Гватемале. Численность около 580 тыс. человек (1967, оценка). В департаментах Тотоникапан, Киче, Сучитепекес К. составляют свыше 90% населения.

БСЭ. — 1969—1978

Кичи

Кичи — река в России, протекает в Кемеровской области. Устье реки находится в 11 км по левому берегу реки Пызас. Длина реки составляет 17 км. В 4 км от устья, по левому берегу реки впадает река Пурла.

ru.wikipedia.org

Кича Лариса Васильевна

КИЧА Лариса Васильевна, 1890—1966 (возможно в Ленинграде) — арт. оперы (меццо-сопрано), концерт. певица и вокальный педагог. Жена О. С. Чишко. Пению обучалась в 1909—14 в Петерб. конс.

Отечественные певцы. — 2008

Кича, Лариса Васильевна (1890 — 1962) — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог. Жена О. Чишко. Пению обучалась в 1909—14 в Петерб. конс. (кл. Е. Цванцигер, затем А. Жеребцовой-Андреевой) на стипендию А.

Большая биографическая энциклопедия. — 2009

Китч

КИТЧ ( КИЧ ) — слово восходит к следующимм наиболее вероятным первоос новам: нем.-халтура, удешевлять, англ.-для кухни. Специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

Евразийская мудрость от А до Я

Китч, кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.

ru.wikipedia.org

Китч (кич) — (от нем. Kitsch — халтура, дурной вкус) — произведения массовой литературы, рассчитанные на невзыскательный вкус. К. характеризуется подчеркнутым эклектизмом, нарочитостью. Может быть непреднамеренным и намеренным…

Словарь литературоведческих терминов. — 2005

Русский язык

Кич, -а и китч, -а.

Словарь ударений. — 2000

Примеры употребления слова кич

Что еще раз подчеркивает то, что в стиле панк очень легко скатиться в безвкусицу и кич.

Китч в искусстве (иногда также кич, от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, дешёвка) – направление, которое характеризуется использованием образов из массовой культуры, ориентацией на предпочтения потребителя и стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержания.

Исторически, термин китч впервые стали употреблять в 60-х годах XIX века в Германии. Так называли многочисленные безделушки, которыми торговали на художественном базаре Мюнхена и которые в основном покупали нувориши, стремившиеся стать частью элиты общества, но не имевшие каких-либо знаний о высоком искусстве и средств для покупки дорогих картин. Очень быстро термин распространился по всей Европе и стал употребляться не только по отношению к различного рода безделушкам, но и применительно к т.н. «салонной живописи», фотографии (особенно эротического характера) и всему, что доставляло удовольствие непритязательному среднему классу и потому активно им скупалось.

С тех пор и по сей день слово «китч» чаще всего употребляется в негативном смысле и является синонимом «дурного вкуса», «псевдоискусства», которое создается с целью заработка или рекламы, а в качестве метода собственной популяризации чаще всего использует паразитирование на популярных образах (знаменитостях, идеях, «кошечках и собачках» ит.д.) и создание скандальных ситуаций, вызывающих обсуждение китча в обществе. При этом зачастую важен сам факт реакции публики, а не позитивные или негативные оценки потребителя.

Попытки рассмотреть китч как своеобразный культурный феномен начались уже в XX века. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на статью Клемента Гринберга «Авангард и китч», которая была написана в 1939 году.

В данной статье Гринберг не только определяет китч как «рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.п.», но и пытается найти истоки данного феномена, объясняя его популярность урбанизацией и повышением уровня грамотности населения: «Крестьяне, переселившиеся в большие города и ставшие пролетариями или мелкой буржуазией, во имя повышения собственной эффективности научились читать и писать, но не обрели досуга и комфорта, необходимых для наслаждения традиционной городской культурой. Теряя, тем не менее, вкус к народной культуре, почвой которой была сельская местность и сельская жизнь, и в то же самое время сталкиваясь с новым социальным переживанием – скукой, новые городские массы стали оказывать давление на общество, требуя, чтобы их обеспечили пригодной для потребления культурой. Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар – эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода».

Во второй половине XX века китч окончательно вышел за рамки массовой продукции продаваемой на рынках и начал получать воплощение в искусстве. Вопрос о том, что считать китчем, а что относить к т.н. «высокому искусству», которое лишь работает с образами из массовой культуры всегда был спорным, но с ростом популярности концептуализма споры эти разгорелись с новой силой. В 1969 году Сол Левитт опубликовал свои «Параграфы о концептуальном искусстве», где было провозглашено, что сама идея важнее, чем её воплощение и «сложно испортить хорошую идею плохим выполнением». Еще незадолго до этого широкую популярность получил поп-арт, представители которого активно использовали образы из массовой культуры, «элементы» общества потребления, но при этом создавали работы, которые сложно упрекнуть в отсутствии «внутреннего содержания». Скорее здесь речь шла о попытке анализа, изучения потребителя и всего общества потребления, а не о паразитировании на массовом вкусе, что характерно для китча.

Относительно современного искусства слово китч продолжает использоваться скорее в негативном значении. Так характеризуют работы, про которые хотят сказать, что художник пытается просто создать эпатажный образ без какой-либо скрытой идеи, что цель того или иного произведения искусства вызвать скандал ради скандала или шокировать публику вульгарностью и пошлостью формы. При этом чаще всего имеется ввиду, что кроме внешней оболочки в китче ничего и нет.

Надо отметить, что художники, чье творчество относят к китчу редко соглошаются с подобной оценкой. Так, например, Джефф Кунс, которого окрестили «королем китча», сам себя так никогда не называл. Впрочем, его фирменный стиль – одноцветные яркие скульптуры по форме напоминающие надувные игрушки и пустые внутри – может быть интерпретирован как иллюстрация на тему китча и вкусов общества потребления вообще, что придает его творчеству некую осмысленность, несвойственную китчу как таковому. С другой стороны, являясь одним из самых богатых художников мира, Кунс явно подстраивается под вкусы потребителя и шокирует зачастую именно банальностью и вульгарностью своих работ, а среди образов, которые он использует встречаются и кошечки, и собачки, и порнографические сцены и все, что так или иначе может быть отнесено к трендам современного общества.

В Великобритании термин китч часто применяется по отношению к творчеству группы Молодые Британские Художники и в особенности к работам одной из представительниц этой группы — Трэйси Эмин, которая получила широкую известность после появления в пьяном виде на национальном телевидении, а позднее была номинирована на премию Тернера как автор инсталляции «Моя кровать» (Работа представляла собой кровать художницы с желтыми пятнами на простынях, презервативами, пустыми пачками сигарет и трусами с менструальными пятнами).

Китч:

Добавить комментарий:

© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров