Что такое гиперактивность

04.03.2019 0 Автор admin

Что такое гиперактивность у детей? Является ли это состояние патологическим, или дефицит внимания не более, чем один из вариантов нормы? На этот счет нет единого мнения — одни доктора скажут вам, что да, гиперактивность это патология, другие назовут ее индивидуальной особенностью взрослеющей личности. Попытаемся и мы разобраться в этом вопросе.

Для начала познакомимся с классическими представлениями о данном состоянии. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство развития психики ребенка, которое носит неврологически-поведенческий характер. Если исходить из того, что это болезнь, то неплохо было бы знать, в чем причины гиперактивности у детей?

Причины гиперактивности у детей

Среди оных называют генетическую предрасположенность, нарушения развития нервной системы зародыша органического характера, родовую травму и неблагоприятные социальные условия. Как видим, две причины (нарушение внутриутробного развития и травма) позволяют нам с определенностью говорить о СДВГ как о патологическом состоянии, а вот наследственная предрасположенность и социальный фактор добавит уверенности сторонникам теории, что детская гиперактивность — это вариант нормы и не более того.

Признаки гиперактивности у детей

Сделаем следующий шаг вперед. Каковы признаки гиперактивности у детей? В первую очередь это высокая двигательная активность, импульсивность и неустойчивое настроение, постоянный дефицит внимания и повышенная возбудимость. Конечно, все эти признаки в той или иной степени встречаются буквально у каждого второго ребенка, если не у четырех из пяти.

Симптомы гиперактивности у ребенка

В каком случае можно говорить о том, что эти особенности характера являются симптомами СДВГ, иными словами, на чем основывается диагностика гиперактивности у детей?

В этом вопросе на помощь приходит школа или дошкольные учреждения. Дабы поставить диагноз нужно подтвердить подобное поведение ребенка в двух различных социальных группах, например, в семье и в детском учреждении, а потому данный диагноз сложно поставить в раннем возрасте, и особенно трудно выявить гиперактивность у детей до года. Ситуация проясняется, когда малыш идет в сад или школу. На какие моменты в поведении ребенка нужно обращать внимание?

Ребенок неспособен фиксировать внимание надолго на конкретном объекте, постоянно допускает мелкие ошибки в заданиях и прочих видах деятельности, «не слышит», когда к нему обращаются с просьбой, охотно и с энтузиазмом берется сразу за несколько занятий, но ни одно из них не доводит до логического завершения, а отличная успеваемость по одному предмету может сочетаться с плохими результатами по иным дисциплинам.

Гиперактивный ребенок слишком разговорчив и даже болтлив, а на вопросы часто отвечает еще до того, как дослушает их до конца. Нередко подобные признаки гиперактивности сопровождаются нарушениями сна — ребенок мало спит, с трудом засыпает, а сон его отличается поверхностностью и беспокойством даже в раннем возрасте, что, кстати, позволяет заподозрить гиперактивность у младенцев.

Не стоит недооценивать и проявления со стороны двигательной активности — ребенок не может долго усидеть на одном месте, постоянно вертится, совершает навязчивые движения конечностями, часто покидает свое место в классе без разрешения преподавателя и вообще пренебрегает правилами и нормами поведения. Фраза «шило в одном месте» как нельзя лучше характеризует поведение гиперактивного ребенка.

Опасен ли синдром гиперактивности у детей? Скорее да, чем нет, и потому есть основания все же относить его к патологическим состояниям, а не к вариантам нормы. Дети с подобными нарушениями психической деятельности склонны к асоциальным поступкам, среди них нередки проявления насилия над сверстниками, они часто попадают в конфликтные ситуации, и конфликты эти могут разгораться как в школе, так и в семье. Страдает и учебный процесс, наблюдается неуспеваемость по ряду предметов, а в дальнейшем это сказывается и на приобретении профессионального образования. Наконец, у подобных детей склонность к суициду выше, чем в остальной популяции.

Как показали исследования, СДВГ зачастую следует за детьми и во взрослую жизнь. Чаще им страдают мальчики, потому и во взрослой популяции сохраняется данная тенденция — мужчины более склонны к проявлению гиперактивности. Гиперактивность у взрослых проявляется неспособностью усваивать необходимые знания и приобретать профессиональные навыки, сказывается это и на повседневной жизни — такие люди не в состоянии организовать свою жизнь, как правило, страдают и гендерные отношения.

Посему при диагнозе гиперактивность у детей: лечение этого состояния должно стать вопросом номер один для всех социально активных родителей. Даже если мы будем рассматривать СДВГ как вариант нормы, ничего хорошего будущему члену общества он не сулит, и полноценным членом этого самого общества такому ребенку стать вряд ли удастся.

Как бороться с гиперактивностью?

Важно понимать, что борьба с этим состоянием требует консолидированных усилий многих людей — родителей, психологов, педагогов и психиатров. Такие дети с трудом переносят обучение в обычной школе, и, возможно, обучать их придется по индивидуальной программе.

Огромную роль играет поведенческая терапия и нейропсихологическая коррекция. Конкретную стратегию  разработает специалист, но в общем она сводится к выработке у ребенка привычки к дисциплине (мягко, ненасильственно), максимальное поощрение успехов и достижений и минимум критики за неизбежные неудачи.

Родители должны проявить максимум терпения и оградить ребенка от конфликтных и стрессовых ситуаций, в семье же возможные споры между родителями в присутствии чада нужно полностью прекратить.

Как лечить гиперактивность у детей, если вышеозначенные меры оказываются неэффективными? В этом случае психиатр может принять решение о необходимости фаркмакокоррекции и назначении психотропных лекарственных препаратов, но эта стратегия уже подверглась критике и на сегодняшний день от нее многие отказались. Вместо этих препаратов детям назначают средства, улучшающие кровообращение и трофику нервной ткани — ноотропы.

Продолжаем повышать нашу грамотность. Сегодня мы расскажем Вам о СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности). Что это за синдром, как он проявляется, каковы его причины и что делать, если Вы заметили признаки?

Что такое СДВГ?

СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности) является одним из наиболее распространенных нейроповеденческих детских расстройств. Обычно впервые его диагностируют в детском возрасте. Зачастую проявления наблюдаются и во взрослой жизни. Дети с СДВГ могут иметь проблемы с концентрацией внимания, контролем импульсивного поведения (действуют, не задумываясь о том, каков будет результат), или быть чрезмерно активными. Эта симптоматика утомляет окружающих, особенно родителей и вызывает трудности в детском саду, школе, дома и даже с друзьями.

Каковы факторы риска возникновения СДВГ?

Точные причины и факторы риска возникновения СДВГ до конца не определены, но уже известно, что наследственность в значительной степени влияет на данное расстройство, и что генетические влияния ответственны за стабильность СДВГ во времени. Помимо генетики, ученые изучают другие возможные причины и факторы риска, в том числе:

— Травмы головного мозга

— Неблагоприятные воздействия окружающей среды (например, свинец) во время беременности или раннем детстве

— Прием алкоголя и табакокурение матери во время беременности

— Преждевременные роды

— Недостаток веса при рождении

Немаловажным является тот факт, что научные исследования не показали связи (вопреки распространенным мнениям) СДВГ с потреблением слишком большого количества сахара, увлечением матери просмотром телевизионных передач, семейными неурядицами или низким уровнем материального достатка.  Конечно, многие вещи, в том числе и вышеперечисленные, могут усугубить симптомы у некоторых людей, но нет доказательств, чтобы сделать вывод о том, что они являются причинами СДВГ.

Правда ли что СДВГ бывает с гиперактивностью и без?

Правда. Различают три типа СДВГ, в зависимости от того, какие симптомы более выражены.

  1. СДВГ с преимущественным нарушением концентрации. Ребенку с этим типом СДВГ сложно организоваться для выполнения задачи или довести до конца начатое дело, вернее дела, потому что он начинает множество задач, и бросает их так же быстро, как и начал. Ему сложно сконцентрироваться, так как внимание рассеивается на миллион разных вещей одновременно, обращать внимание на детали, следовать инструкциям, выслушивать других людей и крайне сложно планировать свои действия. Такой малыш легко отвлекается или теряет игрушки, вещи, забывает записать, а потом и сделать домашнее задание, а если это и удается, то забудет дома тетрадь. И так до бесконечности. Как таковых поведенческих проблем с импульсивностью, гиперактивностью может и не быть при этом типе СДВГ или они смазаны на фоне проблем с обучением и других неурядиц, связанных с отсутствием концентрации внимания.
  2. СДВГ с преобладанием импульсивности и гиперактивности. В этом случае ребенок проявляет крайнюю нетерпеливость, возбужденность и много говорит. Ему трудно усидеть на месте (когда он ест или выполняет задание). Младшие дети могут бегать, прыгать, лазить без устали. Им нереально сложно контролировать возникающие импульсы, они постоянно перебивают других, забирают чьи-то вещи, разговаривают не закрывая рта, не могут ждать своей очереди, слушать указания. Такие дети, к большому сожалению, очень подвержены травматизации, с ними постоянно что-то происходит и за ними порой совершенно невозможно уследить. Поведенческие нарушения выходят на первое место, а вопросы с концентрацией внимания могут не возникать или не так сильно выражаться, как поведенческие отклонения.
  3. Комбинированный или смешанный тип СДВГ. У ребенка присутствуют симптомы двух вышеуказанных типов в одинаковой степени выраженности.

Поскольку симптомы могут меняться со временем, тип СДВГ также может меняться.

Как ставят диагноз СДВГ?

СДВГ не так прост в диагностике, ведь до сих пор нет единого теста, позволявшего бы безошибочно подтвердить или опровергнуть СДВГ. Симптомы этого синдрома характерны и другим расстройствам, таким как тревога, депрессия, проблемы со сном и определенным типам нарушений обучения, а также могут наблюдаться при снижении слуха и зрения, интеллектуальной недостаточности, гормональном дисбалансе и других заболеваниях.  Важная часть обследования включает опросник на основе критериев МКБ-10 пересмотра (Международный классификатор болезней) либо DSM- V пересмотра (американский вариант), опроса родителей, учителей, а иногда и самого ребенка.  При подозрении на СДВГ стоит посетить детских невролога, лора, психиатра, кардиолога и эндокринолога, возможно понадобится осмотр логопеда, консультация психолога и дополнительные обследования ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови на обследование гормонального фона и т.д.

Важно заметить и то, что Согласно МКБ-10 пересмотра диагноз СДВГ ставится не ранее 5-6 – летнего возраста, тогда как по DSM- V пересмотра – не ранее 12 лет. При этом в любом случае, впервые симптомы должны появляться до достижения возраста, когда можно поставить диагноз. Как видите, это процесс не быстрый и требует тщательного исследования, наблюдения и исключения множества других факторов.

По каким симптомам можно заподозрить СДВГ?

Для более быстрой и точной постановки диагноза было бы хорошо, чтобы родитель и врач разговаривали «на одном языке». Поэтому мы использовали критерии СДВГ, взятые из DSM- V пересмотра. Конечно, диагноз ставит только врач, который учитывает тысячи мелочей известных лишь специалистам, получившим соответственное образование.

Гиперактивность у детей — причины, симптомы и лечение

Представленные нами в сокращенном виде основные акценты позволят маме обратить внимание на некоторые особенности ребенка и вовремя записаться на консультацию к специалисту. Каждое проявление должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев и отставать от возрастных норм для ребенка. (Возрастные нормы можно прочесть на нашем сайте). Итак, 2 основных критерия Невнимательность (нарушение концентрации) и Гиперактивность (импульсивность).

Невнимательность (нарушение концентрации)

o Часто не уделяет достаточного внимания деталям или допускает много случайных ошибок в учебе, при выполнении каких-либо задач или других действиях.

o Часто возникают проблемы с тем, чтобы сосредоточится на задаче, уделить ей достаточно внимания, участвовать в ее выполнении.

o Часто создается впечатление, что ребенок не слушает, обращенную в его сторону речь.

o Часто не следует инструкциям и может завершить школьные задания, выполнить обязанности (теряет фокус, отвлекается).

o Часто возникают проблемы с организацией самого себя для выполнения какой-либо задачи.

 o Часто избегает, не любит или не хочет делать то, что требует много умственных усилий в течение длительного периода времени (например, школьная или домашняя работа).

o Часто теряет вещи, необходимые для выполнения задач и действий (например, игрушки, школьные тетради, карандаши, книги или инструменты).

o Часто легко отвлекается.

o Часто забывчив и рассеян в повседневной жизни.

Гиперактивность / Импульсивность

o Часто беспокойно двигает ногами и руками, ерзает на стуле, извивается, когда необходимо сидеть спокойно.

o Часто покидает свое место, когда нужно сидеть (на занятиях, уроках и т.д.).

o Часто начинает бегать, карабкаться куда-то, когда это неуместно (в подростковом и взрослом возрасте это может выражаться беспокойством).

o Часто бывает трудно участвовать в спокойных играх, а в подвижных – чрезвычайно шумен.

o Часто о нем можно сказать, что он постоянно «в движении» или что он как «заводной».

o Часто многословен.

o Часто выкрикивает ответы до того, как вопросы будут завершены.

o Часто возникают проблемы с ожиданием очереди.

o Часто перебивает или вторгается в разговор или игры других.

Кроме того, должны быть выполнены следующие условия:

o Несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома, в школе, с друзьями или родственниками, в других видах деятельности).

o Имеются четкие доказательства того, что симптомы мешают в повседневной жизни, при общении или снижают успеваемость.

o Симптомы нельзя объяснить другим физиологическим или психическим расстройством

Что еще можно сделать самостоятельно?

Если сомнения таки закрадываются, распечатайте список симптомов и попросите отметить совпадения родственников, воспитателей, учителей, тренеров, родителей других детей, в гостях у которых часто бывает Ваш ребенок. Так Вы сможете собрать более полную картину к моменту обращения за консультацией к специалистам нашего Центра Нейропедиатрии.

Будьте внимательны, берегите себя и своих близких!

В следующих наших статьях, мы разберемся с тем, как себя вести, если Вашему ребенку поставили диагноз СДВГ. Как помочь себе и малышу или более взрослому ребенку адаптироваться и улучшить качество жизни.

Главная>>Дети и семья>>Школьники и подростки>>Гиперактивный ребёнок

Причины и признаки детской гиперактивности

  Признаки гиперактивности у детей можно наблюдать у многих мальчиков и девочек. Практически все дети в определённые моменты бывают чересчур подвижны. Но, если, на самом деле, ребёнок гиперактивный, что с ним делать, как на него воздействовать?

Часто можно слышать, неумолкающих родителей: "Стой, куда побежал! Осторожно, там машины ездят! Не надо туда залазить, упадёшь! Не приставай к девочке, отдай ей игрушку! Не лезь к кошке и от машины отойди". Если вы стали свидетелями подобной сцены, то можно с большой вероятностью утверждать, что перед вами мама или папа с гиперактивным ребёнком.

Родители таких детей частенько завидуют родителям медлительных детей. Тех, по крайней мере, не надо так сильно контролировать и волноваться, они не столь активны и в меньшей степени подвергают себя опасности. Гиперактивные дети постоянно в действии и движении и за ними нужен, что называется, глаз да глаз, чтобы не залезли куда-нибудь и не упали с высоты, чтобы не обожглись и не порезались. Но, не всегда удаётся это предотвратить даже внимательным родителям.

Когда подвижный ребёнок идёт в садик, это ещё полбеды. Дошкольный возраст ещё можно пережить с горем пополам. Но подготовить гиперактивного ребёнка к школе, чтобы он научился выполнять все требования школы, практически невозможно. Естественно, из-за своей непоседливости такие дети в школе попадают в разряд "трудных".

Зачастую родители считают излишнюю активность ребёнка плохой чертой характера, многие видят в этом даже проявление капризов или упрямства ребёнка и пытаются с этим бороться наказаниями, угрозами и другими методами. Но откуда, на самом деле, берутся гиперактивные дети?

Причины гиперактивности у детей

Причин появления гиперактивности у ребёнка может быть множество и не все из них ещё известны. Но самыми распространёнными причинами являются:

  • кислородное голодание ребёнка во время внутриутробного развития;
  • токсикоз у женщины во время беременности;
  • инфекционные заболевания, перенесённые женщиной во время беременности, а также, заболевания, связанные с нарушением работы органов выделительной и кроветворных систем;
  • воздействия на организм беременной женщины различных химических веществ (алкоголь, отравление ядами, табачный дым, лакокрасочные вещества, сильнодействующие лекарства);
  • физические воздействия на организм беременной женщины, такие как вибрация, тряска в транспорте и т.п.;
  • различные родовые травмы у ребёнка, стремительные роды, задержка дыхания;
  • Конечно, не всегда в результате вышеперечисленных осложнений ребёнок родится гиперактивным или, наоборот, медлительным. Но, если это произойдёт, родители должны понимать, что его подвижность, или медлительность — это не признак дурного характера, не проявление детской агрессии или детских капризов и упрямства, это его физиологическая особенность, такая же, как спать, питаться и т.д., он такой по природе.

    Что делать с гиперактивным ребёнком?

    Поэтому, нужно воспитывать ребёнка в семье с учётом этой психологической особенности и не надо пытаться искоренять детскую гиперактивность. Вы ведь не пытаетесь изменить цвет глаз ребёнка с серого на голубой просто потому, что голубые глаза вам нравятся больше.
    Найдите такой стиль общения с ребёнком, который оказывается наиболее эффективным по отношению к нему. Ведь никто, кроме вас не знает и не любит его так, как вы.

    Гиперактивные дети доставляют много трудностей и родителям и воспитателям и, тем более, учителям в школе. Их сложно приучить к порядку, они тяжело привыкают к режиму дня и его изменению. Они не могут сидеть спокойно в школе за партой, а правила школьного распорядка это от них требуют. Поэтому, становится понятным, почему такие дети не хотят учиться в школе. Аналогичная ситуация дома, родители не знают, как заставить такого ребёнка делать уроки.

    Гиперактивные дети за любое дело берутся смело и решительно. Они уверены, что у них всё получится. И если их постигает неудача, то они не расстраиваются, а только лишь немного удивляются и очень скоро забывают об этом.

    Эти неудачи никак не сказываются на их дальнейшем поведении. Именно поэтому, эти дети много раз наступают на одни и те же грабли, повторяя одинаковые ошибки. Они очень импульсивны и рвутся выполнять какое-либо задание, не вникнув в него и не дослушав его до конца. И после того, как их постигнет неудача, просто недоумённо пожмут плечами и найдут себе новое занятие.

    Педагоги и психологи советуют приучать к усидчивости таких детей постепенно, предлагая им интересные занятия, требующие терпения. Это могут быть аппликации, конструкторы, книги-раскраски, мозаики и т.п. Хороший эффект дают совместные настольные игры на несколько участников. Если участников много, то это повышает дополнительный интерес у азартного и подвижного ребёнка.

    Сложности в воспитании гиперактивных детей

    Сложность воспитания гиперактивных детей состоит в том, что, во-первых, тяжело заставить подвижного ребёнка заострить внимание на каком-нибудь занятии, а, во-вторых, после первой неудачи ребёнок теряет интерес к своему занятию. И обусловлено это особенностями психического развития гиперактивного ребёнка. И эти особенности определяют тип мышления такого ребёнка в возрасте 6-8 лет — наглядно-действенное. А такой тип мышления характерен, как правило, для детей младшего возраста. Поэтому, для них гораздо проще сделать задание, всё потрогав руками, и подвигав с места на место.

    Гиперактивные дети не могут сориентировать для себя конечную цель, она для них расплывчата.

    Что такое детская гиперактивность

    Поэтому, не видя конечной цели, они не могут выстроить в голове нужную последовательность действий, и ход выполнения задания оказывается хаотичный и беспорядочный. Эти дети просто не способны выполнить задание, результат которого изначально не виден.

    Как заниматься с очень активным ребёнком?

    Излишне активный ребёнок, рвущийся выполнять какое-либо задание, нуждается в помощи взрослого. Необходимо объяснить ему всю последовательность и направление действий, проговорить их вместе с ним. Нужно рассмотреть все промежуточные результаты и сравнить их с конечным. Кроме этого, постоянно нужно постоянно заострять внимание ребёнка на выполнении данного задания иначе он отвлечется от него.

    Возможно, придётся всё растолковать ребёнку, как маленькому, проговаривать всё и делать вместе с ним. Конечно, от родителей это потребует немало терпения, и на долгое время может стать их своеобразной обязанностью в семье. Однако, подобная тактика очень эффективна. Гиперактивный ребёнок постепенно усваивает такие способы действия и начинает переносить их на другие виды деятельности.

    Рекомендуем также посмотреть статьи:

    Гиперактивность у детей: что это такое и как ее вылечить