Чтение по методике зайцева

31.05.2018 0 Автор admin

Резервы обучения чтению
В.Н. Зайцев.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до150 слов в минуту.
Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

По оценкам психологов на успеваемость влияет 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно. Это скорость чтения.

1. Зачем необходимо оптимальное чтение?

Аспект обучения. При обследовании выявили
ученика 8-го класса Васю Б.
со скоростью чтения 38 слов
в минуту.

А в IX классе дом. Задание составляет примерно 8 страниц учебника или 6500 слов.
6500:38=170 минут или 3 часа. Васе необходимо, чтобы прочитать один раз тексты домашних заданий.
Но за один раз Вася не поймет, что написано в учебнике. Ему необходимо трижды прочитать тексты, а это уже 9 ч. + 6 ч., которые Вася провел в школе = 15 часовой рабочий день. А еще нужно выполнить письменные работы. Становится ясно, что 24 ч. В сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася обречен на неуспеваемость.
Никто не сможет помочь Васе, пока его не научат читать.

Аспект развития. Быстро читать те ученики,
которые читают много.
У них совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.
Развивать мышление можно только опираясь на навыки.

ЭУ ЭН СУ

Навык является составной частью сложных умений.

Аспект воспитания. Воспитательная работа зависит
от отзывчивости учеников.
После исследований ученых, как меняется отзывчивость по годам обучения, оказалось, что к VII классу она резко падает вниз.
Когда проанкетировали, протестировали, собрали данные об успеваемости, оказалось, что на отзывчивость наиболее сильное влияние оказывает обязательность. К VII классу обязательность сильно падает вниз.
Обязательность и отзывчивость тесно связаны. Изменение обязательности приводит к изменению отзывчивости.
Успеваемость тесно связана с обязательностью.
Резкое падение успеваемости происходит в 5 классе с 60-70% процентов хорошистов падает до 30-40%.
Если в IV классе ученики плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Большинство учеников учится на «3». В классе преобладает психология троечника. Это пагубная психология, она приводит к явлению психологии заражения, подчиняя все больше кол-во учащихся.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

К IX классу растет кол-во трудных детей, и совершаются правонарушения.
Несовершеннолетние правонарушители имели, как правило, слабую начальную подготовку. Они в 1,5 раза медленнее читали, в 1,7 раз медленнее считали, по уровню инициативности отличались в 2,5 раза.

Экономический аспект.
Ежегодно рабочие подают 120-130 рацпредложений, т.е. в среднем 20 рацпредложений каждый рабочий. Другого такого предприятия не ни в одной стране мира.
Экономический эффект от этих рацпредл. Составляет 250 млн. долларов в год, более половины доходов концерна.
Объясняется достижение таких результатов просто: рабочие этого концерна имеют высокий уровень образованности. Не менее 90% рабочих имеют образование не ниже среднего западноевропейского. Более половины имеют высшее образование, за которое платили из своего кармана. В Японии 38% населения имеют высшее образование.
Для японца образование – средство выжить. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Идейно – политический аспект.
40 тысяч слов – объем газеты «Правда». 80 слов в минуту – скорость чтения многих 9-кл, идущих в ПТУ.
40 тысяч:80 = 500 минут или восьмичасовой рабочий день надо будущему рабочему, чтобы прочитать эту газету.
А Васе со скоростью 38 слов в минуту 2 рабочих дня.

2. Что делать?
Система просвещения находится в состоянии кризиса.

Самое слабое звено – нач. классы. Наибольшие потери наблюдаются в нач. классах. Приходя в 5 класс, увеличиваются у уч-ся объем информации. Низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

С какой же скоростью чтения должны читать ученики нач. классов?
Существуют три точки зрения:

Министерство просвещения
80-90 слов в минуту.
2) Доценту МГПИ им. Ленина
Лошкарёвой – 120 слов в минуту.
В.А. Сухомлинскому 150-300 слов в минуту.

Кто же прав? А прав потребитель.
В одной из школ ученые попросили журналы VI-VIII классов. Выписали фамилии хорошистов и отличников. Взяли журнал III класса – этих же уч-ся. Оказалось, кто стал отличников имели скорость чтения 130-170 слов в минуту, хорошисты от 100 до 140 слов в минуту. Троечники – 80-90 слов в минуту.

«5» — 150
«4» — 120
«3» — 90

Нас бы утроило, чтобы большая часть учеников занимались бы на «4».
Поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце нач. обучения большая часть учеников имели бы скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Большинство наших детей являются холериками и сангвиниками.
150-180 сл. в мин 120-150 сл. в мин

Поэтому им доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

А как же выйти на этот уровень?

Поговорим на следующем собрании.

Как добиться оптимальной скорости чтения?
Эксперимент.

Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.
Жужжащее чтение (школа В.А. Сухомлинского)
Ученики читают каждый в своем темпе не менее 5 минут. Одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
Идет увеличение тренажа в 10 раз.
Ежеурочные пятиминутные чтения (школы Монголии, обучение рус. языку)
У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок начинается с пятиминутки в режиме жужжащего чтения.
5 минут * 4 * 6 = 120 минут в неделю.
III. 3-и эффективных упражнения (Федоренко-Пальченко)
Многократное чтение.
1)Начало текста читает учитель
2)Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают карандашом сколько прочитали.
3)Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.
2. Чтение в темпе скороговорки.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению

30 сек (По Федоренко-Пальченко)
4) Предназначено для развития артикуляционного аппарата
Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.
Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.
Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
Прием стимулирования.
Самозамер скорости чтения.
1 мин. дети читают вполголоса текст каждый в своем темпе. Замечают слово, до которого дочитали, пересчитывают слова и записывают в дневник.
Сравнить через неделю.

П

Ч

В

У

ОБ.ББ

ОТЗ

ТР

ПН

15

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Картотека игр по методике Н.А. Зайцева

«Кубики»

Количество игроков любое. 1 из игроков кидает 2 игральных кубика. Количество точек на первом кубике обозначает, сколько десятков в числе. Количество точек на втором – сколько единиц. Дети должны найти это число на числовой ленте и назвать его.

Будь умным!

Можно играть по очереди.

Закрепление понятий «до», «после», «перед».

Задание: найти на числовой ленте числа находящиеся между, например, 23 и 27. Назовите число, находящееся перед 46, стоящие после 12, до 10.

«Будь внимателен!»

Назовите число, где количество десятков такое же, сколько окон в нашей группе, а количество единиц, сколько столов.

Найдите число, где количество десятков такое же сколько девочек с косичками, а количество единиц сколько мальчиков в синих футболках.

«Танцуем все!»

Дети двигаются и танцуют под весёлую музыку. Музыка останавливается, воспитатель показывает числовую карточку (например 3), дети должны собраться в нужное количество в соответствии с числовой карточкой.

Варианты:

Собраться в круг, в поезд, или собрать нужное количество игрушек.

«Страничка в книге»

Задание: найти страничку в книге в соответствии с числовой карточкой.

Задание: найти на числовой ленте число, которая соответствует показанной старание в книге.

«Построй Дом»

Дети строят дом используя палочки Кюизенера ( или кубики, кирпичики, любой строительный материал). Воспитатель показывает числовую карточку, и проговаривает задание:

— Возьмите (показ числовой 4 ), желтых палочки, и разложите так что бы получился квадрат.

— Возьмите (показ числовой карточки 3 ), синих палочки положите над квадратом, чтобы получился треугольник.

— Что у вас получилось (дом с крышей). Чего не хватает в нашем домике?

— Сколько сторон у квадрата, углов покажите на числовой ленте, а у треугольника.

Так продолжаем строить дом: труба, дверь, окошко, лестница.

«Найди цифру»

На полу лежат карточки с цифрами (числовые карточки), под музыку дети танцуют, когда музыка останавливается, воспитатель показывает на числовой ленте любое число, дети должны найти соответствующую карточку с цифрой или числовую карточку.

Закрепление понятий «вчера» «сегодня», «завтра», дни недели.

— Какой сегодня день недели, а по счёту он какой? Найдите на числовой ленте соответствующее число .

— Какой был вчера день недели, покажите на числовой ленте, а завтра?

— Покажите соседей 4 дня недели справа, слева, назовите.

«Найди первый»

 

Каждый вытаскивает карточку с числом и пытается найти его на числовой ленте. Когда нашел надо позвонить в колокольчик.

«Чьё число больше?»

 

Каждый вытаскивает карточку с числом и пытается найти его на числовой ленте. Все вместе пытаемся определить, чье число больше с помощью числовой ленты. На сколько больше? На сколько меньше?

«Угадай число по описанию»

 

Загадывается число и говорится его описание: 2 десятка, 3 единицы; 1 десяток 6 единиц и так далее. Ребёнок пытается найти это число на ленте и сказать словами (двадцать три, шестнадцать).

«Назови число, у которых есть 0»

 

Просто перечисляем все десятки. Обучение счету подсказывает, что запомнить их название самое сложное для ребенка.

Использование ленты при счёте в сюжетно-ролевых играх.

На поезде едет 5 пассажиров, потом село еще 3 . Сколько сейчас пассажиров? Вы играете и иногда подходите к ленте, считаете то что нужно и возвращаетесь опять к игре. Кроме того, использовать ленту когда считаете свои очки в настольных играх.

«Собирание сокровищ»

Материал: Корзина.

Ход игры: Воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камушки, стручки, веточки, листочки и т. д.), и складывают их в корзину. Выясняют какие «Сокровища» вызывают у детей наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем их считаем, сопоставляем количество с цифрой, показываем на числовой ленте.

«Ловись, рыбка»

Материал: Картонная коробка, металлические пробки от бутылок (рыбки), магнит, палочка с веревкой (удочка).

Ход игры: В картонную коробку помещают несколько металлических пробок, желательного разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому – магнит. Воспитатель показывает, как выуживать «рыбок», притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то ребенку можно предложить вытянуть, например, красную рыбку. После того как будут извлечены все «рыбки» вместе с детьми считаем «рыбок» соотносим количество с цифрой, выкладываем такое же количество кружочков сколько «рыбок» и показываем их на числовой ленте.

«Соотнеси цифру с количеством предметов»

Цель: учить соотносить цифру и количество предметов в пределах 5 – и, определять количество путем пересчета, соотносить с числовой лентой, находить нужную цифру на числовой ленте.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, сосчитать количество одинаковых предметов и подобрать к ним цифры, соотнести их на числовую ленту.

«Кораблик и паровозик»

Цель: развить умение определять фигуры (круг, квадрат), развивать зрительное восприятие, умение работать с числовой лентой.

Ход игры: раскладываются картинки (кораблик и паровозик). У кораблика круглые окошки у паровозика квадратные. Подул сильный ветер и сдул все фигуры, но они не могут дальше двигаться пока все фигуры не будут положены на свои места и посчитаны. Детям раздают квадраты, и кружочки им предлагается закрыть окна у кораблика и паровозика соответствующей фигурой, при этом посчитать их и соотнести с числовой лентой.

В. Н. Зайцев

РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Книга для учителя

Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991

В книге рассматриваются вопросы совершенствования навы­ков чтения в начальных классах общеобразовательной школы. Предлагаемые рекомендации обеспечивают высокую результатив­ность обучения чтению в классах с большой наполняемостью. Могут быть полезны для студентов педагогических специальнос­тей, учащихся педучилищ и родителей.

ОТ АВТОРА

Эта брошюра подготовлена лабораторией педагогиче­ской диагностики Донецкого государственного университета по многочисленным просьбам учителей начальных клас­сов дать описание «метода Зайцева».

Приемы развития оптимального чтения учащихся

На самом деле та­кого метода не существует, но есть система рекомен­даций по использованию технологичных приемов обуче­ния чтению, позволяющая добиться высоких результатов обучения даже в классах с высокой наполняемостью.

Накопленная по разным каналам информация нужда­лась в анализе, в проверке на пригодность для условий переполненных классов окраинных школ города. С этой целью в октябре 1986 года была создана творческая груп­па учителей начальных классов и начата эксперименталь­ная проверка предложений. Результаты не замедлили сказаться, и уже в январе 1987 года началось стихийное паломничество учителей. За пять месяцев у нас побывало 1300 учителей Донецка, области и других областей —эго было неформальное признание правильности курса на по­вышение технологичности обучения чтению.

В отборе приемов обучения чтению, в эксперименталь­ной проверке их эффективности принимали участие учите­ля начальных классов средней школы № 1 и восьмилетней школы № 23 города Донецка, лучшие учителя других школ города, творческая группа при лаборатории педагогической диагностики, работники Донецкого гороно В.

А. Лактионов и Е. Н. Днепровская, заведующая кабинетом начального обучения Донецкого областного института усовершенствования учителей Г. А. Ярош. Автор приносит благодарность всем, кто участвовал в эксперименте. Особо хочется отме­тить вклад одного из учеников профессора И. Т. Федоренко, учителя из города Старобельска Луганской области И. Г. Пальченко.

Предыдущая статья:ИВАН ЯКОВЛЕВ. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЧУВАШСКОМУ НАРОДУ Следующая статья:ЧТО ТАКОЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

«Просвещение»

Таблица Зайцева

Если ваше чадо не приемлет сидячий, скучный образ обучения, тогда методика Зайцева – это то, что вам нужно. С ее помощью обучить письму и чтению можно даже самых маленьких непосед. Как правило, специализированные занятия проводят в школах раннего развития, однако, постичь первые азы можно и дома.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В.Н.ЗАЙЦЕВА

Для этого родителям следует приобрести пособие Зайцева, которое состоит из кубиков и слоговых таблиц для чтения.

Учитывая возрастные особенности развития самых маленьких учеников, Николай Александрович предложил начать обучение со знакомства с элементарной речевой единицей, то есть со складом. Именно пары из согласной и гласной букв изображены на кубиках и слоговых таблицах Зайцева. Кубики отличаются по размеру, весу, цвету и звучанию, такое разнообразие позволяет ребенку получить полное представление об окружающих его звуках. Одновременно с кубиками применяются таблицы Зайцева по чтению, на которых размещены все те же слоги (склады). По ним ребенок учится составлять слова и пропевать их.

Рекомендации по использованию слоговых таблиц для чтения Зайцева

На первый взгляд может показаться, что таблицы не так важны, как кубики. Но, как утверждает сам Зайцев Н.А., только комплексное использование таблицы со слогами (складами) и самих кубиков, даст быстрый и положительный результат. К примеру, малыши 4-6 лет учатся читать уже после 3-4 занятий. Если обучение проводят в группах, то таблицы вешают высоко, дабы избежать нарушений осанки и зрения. В домашних условиях для одного или двоих детей их лучше размещать в месте, где малыши проводят максимальное количество времени.

В таблицах размещены слоги по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», а также знаки препинания, математических действий и цифры. Таким образом, методика подразумевает обучение не только письму и чтению, но и счету, дает представление о составе числа, операциях сложения и вычитания.