Чем закончилась бригада?

15.12.2019 0 Автор admin

paulo1982

«На серпантине было страшнее!»
Лев Пирогов
Перерыв, покрытый капельками росы
Интродукция. Несколько важных слов хотелось бы мне сказать в сторону. Про замечательный сериал «Бригада», который ты, о читатель, наверняка смотрел. И должен помнить, что был там такой трагический герой – Макс.
Сначала трагический герой Макс был телохранителем Саши Белого (кстати, помните ли вы, что именно так – Александр Белов – звали рецидивиста из «Джентельменов удачи», которого играл Евгений Леонов?.. ну настоящего того). Потом он долгое время был телохранителем его бабы и проявил на этой стадии чудеса героизма – когда один с двумя автоматами на коленях сидел в дверях районной больницы, не впуская туда озверелые орды этого… вора в законе, как его звали? Эпиктет? Трифон? В общем, орды озверелые не впускал. Ну и потом еще кучу раз служил верой и правдой.
А в самом конце вдруг – херак, всех убил, всех предал, всех зарезал и написал на стенке «жри тварь». И даже мешок боксерский потыкал как-то совершенно неуравновешенно ножиком. Будто и не сидел, как человек-гранит, равнодушно шевеля желваками, в осаждаемых ордами дверях районной больнички.
Главная непонятка вот в чём.
Впервые Макс появляется в фильме в конце одной из ранних серий – как раз когда Сашу Белого берёт в «разработку» вездесущее КГБ. И выглядит его появление вот как. Будущий Макс (а пока просто некий мужик) сосредоточенно пидарасит тряпочкой ножик. Другой мужик подтянуто-военного вида спрашивает: «Ну чё, ссышь?». Будущий Макс загадочно отвечает: «На серпантине страшнее было». Очень так отвечает, знаете… с достоинством таким… как в фильме «Офицеры», я бы сказал. И что за серпантин такой?.. Горная дорога в Афгане? Полоса препятствий с реальным контактом на тренировке спезназа ГРУ?.. Что-то очевидно зловещее.
А уже в следуещем эпизоде будущий Макс оказывается быковатым бандюком, пришедшим проситься к Саше Белому, как это говорится на криминальном языке… под эгиду. Что это, спрашиваю я вас, такое? А это внедрение, вот это что. Макс – внедрённый агент, вроде Штирлица. Понятно даже Бавильскому. Именно в качестве внедрённого агента он совершает все свои подвиги, заслуживая авторитет в банде и поднимаясь по бандитской служебной лестнице… И вдруг…
И вдруг в должности уже штандартерфюрера, когда самое начинать «работать» по-крупному, Макс вдруг принимается испытывать необъяснимую (и никак в фильме не мотивированную) ненависть к патрону и вульгарно «предаёт» его чуть ли на за 30 сребреников (их ему, если заметили, приносит отрицатиельный Мент Володя, когда Макс, уже потыкав ножиком боксерский мешок, в своей конспиративной конурке переживает лежит).
Нелогично!!!
Логично было бы, если бы Макс (а так ведь и было) зарезал подонков Космоса и Пчёлу (а так же туповатого Валеру Филатова с его мымрой-женой) по заданию Специальных Служб, которые таким образом спровоцировали Сашу Белого на беспредел и не допустили «во власть» (это уже другой вопрос, почему он им там не нужен). И тогда бы у меня, патриотически настроенного зрителя, осталось бы чувство глубокого потрясения: есть, есть правда на земле! Есть Последняя Сила… Пусть нет государства, но есть хотя бы ещё Тайный Орден, который Всё Разруливает, и последнее слово всегда за ним…

Но авторы фильма (либо тот, кто под пытками их заставил) лишили меня такой сладостной возможности. Они пустили конфликт по наезженой мелкобуржуазной колее «предательства, страстей и неконтролируемых эмоций». Дескать, всё само сабой получилось, «как при рынке».
А вот хуй вам, как при рынке! Вот хуй вам само собой! Нет, там была воля конкретно-исторической, решающей личности! Макс не предатель – он герой-разведчик, несгибаемый железобетонный чекист, образ которого заплевали слюнями и опорочили!
Все на митинг!!!!

Кто убил Сашу Белого?

Телесериал «Бригада», согласно мониторингу «Gallup Media», посмотрело 22% телеаудитории — а это очень много. Столько не собирают даже самые народные шоу вроде концертов Петросяна и Баскова. При этом максимальной отметки рейтинг сериала достиг именно к последней серии, открытый финал которой и оставил зрителей в недоумении: погиб главный герой или все-таки нет? Чтобы избавиться от неопределенности, «МК-Бульвар» обратился напрямик к режиссеру Алексею СИДОРОВУ. Уж он-то точно все знает.
— Алексей, при всем нашем немного даже восторженном отношении к фильму финал многим не понравился, можно даже сказать, его не поняли. В конце концов был в финале выстрел или нет?
— Выстрел был. То, что его не услышали, это беда канала: плохое телевизионное качество звука. Но, может, это и хорошо. Кто услышал, тот услышал, а кто нет — пусть додумывает. По поводу открытости финала… Что у нас происходило в классической картине Серджио Леоне? Там финал был тоже, мягко говоря, невнятным. Сам Леоне не знает, что случилось с персонажем Де Ниро, и никто не знает. Все остается открытым. Почему? Да потому, что эти истории принципиально нельзя чем-то развязать. Как только ты ставишь точку, смажется все предыдущее.
Что могло произойти с человеком, после того как он потерял все в своей жизни: любовь, дружбу, все, чем он жил. Человеком, который взял на себя грех, убив шестерых голыми руками. (Мы не говорим о мотиве, мы говорим о факте.) Его уже не существует, по идее, он должен был раствориться. И у меня была такая мысль, но это бы смотрелось уже пошловато. Поэтому главная, принципиальная задача была оставить все в подвешенном состоянии. Я понимал, что меня будут за это ругать, но другого финала быть не могло. Поверьте, что продумывалась масса вариантов: и уход в горы, и обращение к церкви, и возвращение в Чечню наемником. Может, такой вариант был бы более обоснован.
— Говорят, в первом варианте сценария они должны были все четверо погибнуть.
— Нет, такого не было никогда.
— А если бы он просто уехал в Америку. Вам не кажется, что по художественному воздействию это было бы менее сильно, но более правдоподобно?
— Я не думаю. Мы его делали все-таки персонажем особенным, человеком если не чести, то, по крайней мере, справедливости. Можно очень много говорить о том, что он убийца, я это признаю, и он наказан за это жесточайшим образом. И если бы этот человек справедливости после того, что с ним случилось, все рухнуло, поехал бы зализывать раны куда-то на Багамы или в Нью-Йорк, я бы его перестал уважать. Для этого нужно время. Это может произойти через два года, через три, но он должен это пережить, найти в себе новую основу жить, у него же ничего не осталось. Нам кто-то написал, что он из Белого превратился в призрачно-серого. Так оно и есть. Эта нечеловеческая драма, которая во всем этом читается, потому и работает. Даже если все говорят: финал провален, финал непонятен, я вас уверяю, если бы мы поставили точки над «i», не было бы такого. Неудовлетворение, которое остается, оно и хорошо.
— А многие, посмотрев, подумали: конечно, будет «Бригада-2».
— Первое, что я сказал, когда смонтировал фильм: «Бригада-2». И когда начался шквал писем и звонков, я стал, грешным делом, на полном серьезе думать об этом. Но «Бригады-2» не будет по многим причинам…
— Ну, видимо, потому, что бригады, собственно, не осталось.
— Это, во-первых. С другой стороны, можно сделать не то чтобы приквел, но какую-то параллельную линию. Ведь какие-то года пропускаются, и можно рассказать отдельную историю, что происходило. Но если мы снимем «Бригаду-2», мы испортим картину, общее впечатление. Но главное, мы считаем, что это будет уже спекуляция. А мы этого не хотим, потому что это слишком кровавая, животрепещущая, злободневная тема, чтобы на ней делать деньги.
— Наверное, второй по значению эпизод — с Максом. Многие не поняли. То есть потом становится ясно, что он всегда был связан со спецслужбами.
— Да, есть некоторое недопонимание у людей. Я думаю, мы сейчас, в повторном показе, некоторую ясность внесем. Я рассчитывал, когда мы убрали эти объясняющие сцены из контекста, что все поймется. Люди посмотрят и потом, когда уже задним числом будут вдумываться, осознают.
— В повторном показе вы вставите эти вырезанные сцены обратно?
— Мы подумаем, возможно, кинем эту информацию на нашем сайте и посмотрим, как фэны отреагируют. История Макса — это история человека, который полюбил тех людей, которых должен убить. Машина для убийства. Его в свое время «опер» завербовал — там эта история в картине довольно четко показана — и к Саше внедрил. Саша его проверил, он дал ему Бека убить. Макс это сделал: ну все, значит, свой человек, кровью повязан. Макс начал ездить с Олей, спас их один раз. Все, вопросов нет, полное доверие. А потом ему сказали: убей. И Максу не хватило силы воли отказаться, и себя он убить не смог. Потому у него эта истерика, потому он воет и ненавидит все и всех.
Потом я опять же намеренно оставлял подвешенными некоторые вопросы. Почему? Когда мы приступили к работе, мы понимали, в конкуренцию с какими именами мы вступаем: Серджио Леоне и Фрэнсис Форд Коппола. Нам нужно было понять, чем мы собираемся отличаться. Единственная «фишка» — попытаться рассказать не про мафиозные дела, не про их понятия, а раскрыть в них человеческое. Показать, что и бандит боится, когда идет на «стрелку». Поэтому я специально некоторые вещи уводил за кадр. Ведь самое обидное, самое нечеловеческое предательство, когда оно исходит от близких, а ты сам не можешь понять, почему. И вот этот момент непонимания, что произошло, почему все развалилось к чертовой матери, потому так и работает, потому что зритель полностью идентифицирует себя с Сашей и так же, как он, понять ничего не может. И мое глубокое убеждение — что в основе своей это было сделано правильно.
— Помимо восторженных откликов, есть и крайне негативные…
— Люди привыкли, что, если ты им показываешь взрывающийся «Мерседес», значит, и все должно идти в том же ключе. А мы сразу после экшна показываем совершенно живые сцены, люди разговаривают, общаются друг с другом. Нет такой ярко выраженной голливудщины. А человек не готов к этому, ему хочется, чтобы ему показывали американский блокбастер типа — я понимаю, что все это туфта, но я смотрю за спецэффектами. А здесь он не может понять, и некоторым это очень не нравится, они не могут у себя в голове совместить эти два компонента. По поводу сцены, когда Белов убивает всю эту компанию на стройке, люди говорят: это же штамп тупой, это Голливуд. Ребята, а как вы хотите? Я 15 серий тянул конфликт, а вы хотите, чтобы я его развязал «пшик-пшик» и все? Я должен сделать из этого сцену.
— Да не только в этом дело. Многие, посмотрев, ругают за героизацию преступности, за создание мифа о красивой бандитской жизни.
— Мафия существует с тех пор, как появилось римское право. Когда появилось государство, появилась и конкурирующая, не считающаяся с ним организованная структура. Она существует вне зависимости от того, будем мы снимать фильм о ней или не будем. Почему в Америке произошел расцвет преступности во времена «великой депрессии»? Это связано далеко не только с «великой депрессией». Это связано с тем, что Бенито Муссолини, придя к власти, практически уничтожил мафию как понятие, как активную политическую силу. Ровно с этого момента началась активизация итальянской мафии в Америке, после которой мы имеем и «Крестного отца», и «Однажды в Америке», и т. д. Это связано не с фильмами, это связано с политикой государства. Пока государство будет слабым, безжизненным и коррумпированным, мафия будет. Это факт. (Я ни в коем случае не говорю, что фашизм это хорошо.) «Бригада» именно об этом говорит. Я лично сам и все авторы «Бригады» не бандиты, не имели отношения к криминалитету. Мы никого не хотим оправдывать, мы хотели показать этап жизни людей, зацепить, заставить вспомнить, подумать и пережить это. И если мы этого добились, это очень хорошо.
— Но дети в школах уже играют в «Бригаду», и многим это не нравится.
— Подросток, который ринется в преступность, ринется не потому, что ему «Бригаду» показали. А потому что он маленький, у него нет кружка, где бы он мог самолетики собирать, потому что в теннис играть денег стоит, потому что по «ящику» ему в течение 10 лет русских мультфильмов вообще не показывали, а показывали какую-то лабуду. И целых два поколения детишек потеряно. Нынешнее поколение уже потихонечку начинает выбираться, потому что люди начинают думать. Мы не хотели расставлять четких моральных акцентов, потому что тогда бы началась пропаганда либо в ту, либо в другую сторону. Мы хотели, чтобы история говорила сама за себя.
На самом деле, положа руку на сердце, никто не понимает того, что сейчас происходит вокруг фильма. Мы понимали, что делаем достойное кино, что нам нечего стыдиться и т.д. Но, в конечном счете, мы всегда думали, что это просто многосерийный художественный фильм. И вдруг возникает такая ситуация… Никто не ожидал такого успеха. Радостно, что люди все-таки не разучились отделять зерна от плевел за то время, когда смотрели барахло, которое им показывали.
— Вам теперь нельзя снять какое-нибудь фуфло.
— Да я и не сниму. Почему вы решили, что я сниму фуфло? Я лучше сниму.
— Уверены?
— На сто процентов. Я набрался опыта, я знаю, на что способен. Просто чисто творчески я сейчас снимать не хочу. Эта картина в меня проросла, я ее от себя отрываю, а она не хочет. Но потом оторву и пойду дальше. Мы сейчас делаем на «Аватар-студии» сериал «Звездочет» о шпионах, спецслужбах. Очень авантюрная история. Я там руководитель сценарной группы и исполнительный продюсер. А моя следующая картина будет «Бой с тенью». Я сейчас пишу сценарий, и весной уже хочу снимать. Это любовная история. Я так объелся бандитами, что хочу рассказать про детишек, цветочки, голубое небо и желтые подсолнухи.

Анатолий Сивушов: Белого мы хотели убить

Хорошо, что я в «Москвиче», а не в простреленном «мерседесе»

ПРОДЮСЕР СИВУШОВ: умело управлял процессом

На канале «Россия» вновь идет сериал «Бригада». Беспрецедентный случай: в повторный показ картину запустили буквально через день после завершения премьеры. В результате «Бригаду» в России не посмотрели разве что слепоглухонемые. По рейтингам сериал установил рекорд, сравнимый лишь с новогодними поздравлениями президента. В то же время ни одна программа или фильм, шедшие на отечественном ТВ, не вызывала такого шквала полярных мнений. «Это аморально — романтизировать бандитов», — говорят одни. «Прекрасный сериал, — возражают другие. — Какая жизнь, такое и кино…» — «Достоверно», — сдержанно замечают представители спецслужб. «Это про нас», — гордится братва.

Кто же прав? Что хотели сказать своим фильмом его создатели? За ответом мы обратились к продюсеру сериала «Бригада» Анатолию СИВУШОВУ.

РОМАНТИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ: Белый, Фил, Пчела, Космос

— Зрители, критикующие «Бригаду», отмечают, что по качеству фильм великолепный, актерская игра на «пять с плюсом». Но вот с героями вы прокололись! Неужели в нынешней России ими достойны быть только бандиты?

— Так рассуждают люди, не видевшие фильм целиком. С самого начала мы вместе с режиссером Лешей Сидоровым поставили задачу — не расставлять оценок. И снимали серьезный художественный фильм под лозунгом: «Мафия глазами матери и жены». Это драма целого поколения людей, наших соотечественников. Мы хотели показать мир, с которым, увы, приходится соприкасаться каждому из нас через те или иные структуры, будь то власть или криминал. Мы задавали себе вопрос: а каково их матерям, женам, детям? Здесь нет никакой бандитской романтики. Некоторые мои знакомые к концу фильма начинали ненавидеть Белого, говорили, что он — урод. Не знаю, как можно не увидеть этого в фильме! Думаю, многие зрители прекрасно это поняли. На сайт нашей компании сейчас приходят сотни откликов с благодарностью.

— Далеко не всех устроил финал «Бригады». Почему так неожиданно убили друзей Белого?

— На зрительских форумах в Интернете многие так и написали. Мол, подозревали, что бригаду убьют, но не думали, что это случится так быстро. Ждали, что в замедленной съемке будет бить фонтаном кровь, как у Джона Ву? Да нет, ребята! В жизни так не бывает. Просто ножом — чпок! — и все. Уверен, что после этой сцены многие, кто связан с криминалом, задумаются: хорошо ли, чтобы и тебя, как свинью, зарезали? — С другой стороны, многие и позавидуют их упаковке, крутым машинам, особнякам, шикарной палате в роддоме для жены… — Но когда их убивают, мы думаем: как хорошо, что сижу я в «Москвиче», а не в этом простреленном 600-м «мерседесе». — Да, но в финале «крестный папа» Саша Белый остался цел и невредим. Хотя перед конечными титрами отчетливо был слышен выстрел. Так Белый остался жив, или все же погиб? — С самого начала была идея героя убить, но мы решили, что нельзя издеваться над зрителями. Хотелось уйти от плаката. Жена Белого с ребенком улетает на самолете невесть куда, да и он сам обречен… Чем все закончилось? Был ли это выстрел, или всего лишь выхлоп проезжавшего мимо автомобиля? Пусть каждый зритель это додумает сам.

Продолжения «Бригады» не будет

— Открытый финал — явный намек на «Бригаду-2″…

— Продолжения не будет. Мы его и не собирались делать. Алексей Сидоров, Саша Велединский, Игорь Порублев изначально писали законченный сценарий. Мы сказали все, что хотели. Конечно, можно делать по 800 серий «Воровок» и «Разбитых фонарей» и финансово чувствовать себя намного лучше, нежели сделав одну 15-серийную «Бригаду». Но мы предпочитаем делать честные картины и гордиться ими.

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «крестный отец»

— С начала съемок до премьеры прошло два года. Ходили слухи, что фильм не выпускали на экран. Это правда?

— Нам никто не мешал. Напротив, помогали. Мы консультировались и у ФСБ, и у милиции, и у криминальных структур. Съемки продолжались 12 месяцев. Столько же — подготовительный период и монтаж. И все это время шли поиски денег. До последнего дня. В эфир фильм пошел практически с колес. — Говорят, «Бригаду» снимали чуть ли не на бандитские деньги… — Мне часто задают этот вопрос. Скажу честно, за 11 лет работы в кино я искал деньги везде. Даже у бандитов. Но ведь не дают ни фига! У большинства из них руки гребут в основном к себе. «Бандиты пришли, сделали заказ…» Оно им надо? Фильм снимался по заказу телеканала «Россия». Очень многие вещи помог решить генеральный продюсер картины Александр Иншаков, к середине процесса к финансированию подключилось АО «Газпроминвестхолдинг». Все.

ВАЛЕНТИНА ТЕЛИЧКИНА: у матери мафиози все сердце в ранах

— А как отзываются о фильме структуры, у которых вы консультировались?

— Один фээсбэшник сказал нам спасибо. Во-первых, потому что образ Введенского (актер Алексей Кравченко) получился абсолютно точным. Во-вторых, за то, что мы ненавязчиво показали силу этого ведомства. Мы ведь сделали им рекламу. Самой братве фильм тоже нравится, она узнает себя в Белом и его бригаде… — С Безруковым все ясно — талант и знаменитость. Андрей Панин в роли злодея, опера Володеньки, — выше всяких похвал. Но где вы взяли таких замечательных молодых ребят, которыми теперь бредит чуть ли не каждая вторая наша женщина? А пылкие юноши рвутся познакомиться с актрисой Катей Гусевой и мечтают, чтобы и у них была такая же чудесная девушка, как Оля у Саши Белого. — Володя Вдовиченков (Фил), Дмитрий Дюжев (Космос), Павел Майков (Пчела) до «Бригады» снимались в эпизодических ролях. Вдовиченков окончил ВГИК и сейчас приглашен Михаилом Ульяновым на роль Алексея Орлова в спектакле «Царская охота» в Театре имени Вахтангова. Дюжев — в ТЮЗе, Майков — звезда мюзикла «Метро», работает в Театре имени Моссовета. Катя Гусева снималась в кино («Змеиный источник») и до последних трагических событий почти каждый день исполняла главную роль в мюзикле «Норд-Ост». Однако, как показала практика, быть хорошим актером мало.

КАТЯ ГУСЕВА И СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: любовь бандита и скрипачки

— Почему?

— Однажды я включил телевизор, шел какой-то сериал. Вижу актрису, играющую, между прочим, главную роль. Думаю, кто такая, не могли кого поприличнее найти? Потом смотрю — что-то до боли знакомое. И вдруг кто-то говорит: да она у нас в «Бригаде» снималась. Как? Кого? Она настолько плохо играла в этом сериале, что я ее даже не узнал. А потом вспомнил, что у нас она блестяще исполнила небольшую роль. О чем это говорит? Актер — инструмент в руках режиссера, который ставит ему задачи. Если за дело берется талантливый режиссер, у которого в руках драматургический материал, написанный хорошим, живым языком, и когда, уж извините, есть продюсеры, которые в состоянии управлять процессом, получается кино, в котором не отличишь, где игра, а где жизнь.

БРИГАДА СЕРИАЛА: актеры и создатели

Ребята много импровизировали на площадке. И эта легкость воплотилась на экране. А теперь все удивляются, откуда у нас взялось столько хороших актеров? Сережа Безруков до «Бригады» снялся в десятках фильмов. И что, он был знаменитым киноактером? Нет, он хорошо играл, но не давал того максимума, на который он способен и который дал у нас.

— Если продолжения «Бригады» не будет, чем вы порадуете своих поклонников в будущем? — В сентябре наша студия «Аватар фильм» по заказу телеканала «Россия» запустила в производство 12-серийный телефильм «про шпионов» — «Звездочет». Это история о молодом авантюристе, оказавшемся в эпицентре схватки разведок нескольких стран. Выжив в безнадежной ситуации, он попадает в элитную школу разведчиков и становится суперагентом. Готовим также художественный фильм «Бой с тенью». Ну и еще кое-что, о чем пока говорить рановато.

Елена ВАСИЛЬЕВА

Только факты

* О том, что сериал «Бригада» может стать телевизионным шедевром, говорили с самого начала съемок. Бюджет в $3 миллиона (при затратах на одну серию порядка 200 тысяч долларов) позволил авторам безболезненно взорвать в кадре 600-й «мерс», использовать автопарк из сотни машин (в том числе навороченных иномарок), ввести в сюжет 110 ролевых персонажей (износивших почти 900 комплектов костюмов).

* Работа над сериалом шла два года на 350 объектах (помимо «Мосфильма», в Бутырской тюрьме и Доме правительства). * Патронаж Ассоциации каскадеров России обеспечил «Бригаде» наисложнейшие спецэффекты и трюки. Были подобраны отличный актерский состав, режиссура, музыка. Даже то, что съемки велись не на видео-, а на кинопленку, выгодно отличает «Бригаду» от других отечественных многосериек. * Сейчас создатели и актеры 15-серийной саги о романтических бандитах купаются в лучах заслуженной славы. «Бригада» — безусловный рекордсмен по всем рейтингам.

Ссылки по теме:

«Бригадир» Сергей Безруков купил жене бриллианты Сергей Безруков пугает секретарш голосом Табакова

Эхо фильма

«Бригада» во многом сыграла крайне негативную роль в судьбе тех, кто участвовал в создании фильма. Фронтмены многосерийного фильма — Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков и другие об этой работе говорить не любят. Павел Майков в интервью одному из изданий прямо заявил, что совершил преступление, снявшись в «Бригаде». Ни один из актеров первого состава в съемках «Бригады-2» участия не принимал. Безруков, объясняя свой отказ от участия в данном проекте, вскользь поблагодарил судьбу за то, что она дала возможность сняться в том многосерийном фильме, принесшем ему всероссийскую известность, но по поводу продолжения «Бригады» категорически заявил: этот проект ему не интересен. Продюсерских ожиданий проект «Бригада. Наследник» не оправдал — у фильма такой популярности, как у «Бригады», не было.

«Бригадный» резонанс после выхода этого многосерийника оказался серьезным: многие СМИ упоминали о том, что фильм романтизировал бандитизм, и после «Бригады» в России появилось много подростковых группировок, которые начали совершать преступления, «как Пчела, Космос и Белый» (данная тенденция отмечалась и в сводках МВД). Павел Майков подтвердил в интервью «Вечерней Москве», что фильм спровоцировал «желание мальчиков стать бандитами».

Макс Карельский – самый противоречивый персонаж

Есть персонажи, которые навсегда остаются загадкой для зрителей. Именно таким является Макс Карельский. Прошло уже почти 13 лет с тех пор, как вышла «Бригада», а поклонники так и не поняли наверняка, что толкнуло Макса на столь ужасный поступок – убийство друзей Саши Белого. Пусть фильмы 2015 изобилуют разнообразными героями и неоднозначными характерами, им не отвлечь умы зрителей от главной загадки «гангстерской саги».

История Макса

Итак, Карельский пришел к Саше Белому в 1991 году. Он стал не просто членом Бригады, а личным охранником ее лидера, а также его жены и сына. Белов доверял Максу не меньше, чем своим друзьям или даже самому себе, ведь охранник отвечал за самых дорогих ему людей.

Казалось, Макс действительно готов положить собственную жизнь на защиту Белого и его близких (вспомнить хотя бы эпизод с покушением, организованным ворами). До самого конца Карельский не давал в себе усомниться, от этого его поступок и кажется абсолютно не объяснимым.

Попытка оправдать предательство

В книгах, которые вышли уже после сериала, была предпринята попытка объяснить действия Макса, приоткрыть завесу тайны его ужасного преступления. Автор рассказывает, что Владимир Каверин сдал чеченцам друга Карельского – Гарика (того самого, что приходил с ним на первую встречу с Белым). Жестокие «князья гор» не просто убили Гарика: они сняли с него кожу и повесили ее на люстру. Максу довелось увидеть это леденящее кровь зрелище.

И тут же Каверин пригрозил ему, что неповиновение закончится тем, что вчерашний опер сообщит своим кавказским друзьям о сообщнике Гарика. С того момента под страхом мучительной, зверской смерти Макс и начал работать на Каверина. И против Белова. Получив приказ убить Космоса, Пчелу и Фила, Макс, судя по книге, все равно испытал страшные мучения, пусть и моральные. Читая, как тяжело далось ему это, невольно начинаешь сопереживать предателю.

Был ли выбор?

Изложенную версию принять можно. Но настолько ли безвыходным было положение Карельского? Были ли у него мысли рассказать все Саше? Неужели Бригада не смогла бы защитить Макса от Каверина и чеченцев? Эти вопросы еще долго будут волновать поклонников сериала и книги.

А что было бы, если бы Макс отказался выполнять приказ? Наверно, альтернативную концовку «Бригады» мечтает увидеть каждый. Но только она уже не будет такой душераздирающей, что даже у самого черствого человека сжимается сердце.