Башня из кубиков
Содержание
Занятия детей со строительным материалом
Детям второго года жизни доступно сооружение несложных построек из кубиков и кирпичиков. Занятия со строительным материалом обладают большой педагогической ценностью. Прежде всего они активно обогащают сенсорный опыт детей. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. При разумном словесном руководстве со стороны взрослого на этих занятиях обогащается и речь. Обучая детей возведению построек, им дают понять, что их сооружения могут изображать какие-то знакомые предметы. Это подводит детей к отобразительной деятельности, развивает воображение.
На занятии со строительным материалом дети получают самые простые конструктивно-строительные умения. С постройкой, изображающей предмет, можно поиграть: за загородку посадить кошку или собачку, по лесенке водить куколку и т.п. Тем самым обогащается содержание детской игры, дается толчок ее дальнейшему совершенствованию как игры не только предметной, но и отобразительно-сюжетной.
Во время таких занятий дети приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослому, воспроизводя образцы построек. Исподволь развиваются элементы произвольного внимания и способность к подражанию.
Если взрослый не ограничивается наглядным показом, а сопровождает свои действия пояснением, то постепенно для детей становится возможным действовать при возведении уже знакомых ему построек по одному словесному предложению.
Детей приучают к аккуратному пользованию материалом и его хранению (не бросать, не стучать кубиками, складывать их на место после занятия), к тщательному выполнению построек (построить ровно, красиво).
Таким образом, игры и занятия со строительным материалом имеют большое воспитательное значение.
Занятия проводятся с детьми начиная с 1 года 4 месяцев. Сначала занятия проводятся индивидуально, но вскоре с небольшой группой. На занятиях с детьми до полутора лет такая группа может состоять вначале из 2 — 3 человек, постепенно она увеличивается до 4 и даже 6 человек. После полутора лет, когда дети быстрее схватывают объяснения и более самостоятельны в игре, количество детей в группе может быть увеличено до 8 — 10. Объединение такого довольно значительного количества детей возможно потому, что, действуя рядом, каждый занят своим, но таким же, как и у других, делом, поэтому никто не мешает друг другу и не отвлекается деятельностью соседей.
Исследования показали, что групповая форма работы на этих занятиях имеет некоторые преимущества перед индивидуальной. Оказывается, для детей очень важна возможность подражать действиям сверстника. Кроме показа и объяснения взрослого, отдельным детям важно посмотреть, как выполняет постройку другой ребенок. Обычно эти дети более робкие, застенчивые; они охотно следуют примеру более умелого сверстника, который оживленно играет со своей постройкой и полученной в дополнение игрушкой. Учитывая пользу этого взаимоподражания, надо продуманно подбирать группы и следить за деятельностью детей, как тех, которые охотно подражают другим, так и тех, кому склонны подражать остальные.
Постройки из некрупного строительного материала (кубики размером примерно 4х4 см, кирпичики — 4×8 см) возводятся на столе. Однако исследование показало, что для некоторых построек гораздо целесообразнее брать детали в полтора-два раза крупнее указанных. При более крупных размерах строительного материала образ предмета вырисовывается отчетливее, и играть с такими постройками легче и интереснее. Например, дорожка из больших деревянных или пластмассовых кирпичей получается длинной, и по ней удобно катать маленький автомобиль; на большом стуле или диване устойчиво сидит кукла. Крупные постройки возводятся на полу или на столах. Для постройки загородки достаточны и некрупные кирпичики. Ниже, при описании каждой постройки, будет указано, какой размер кубиков и кирпичиков в данном случае удобнее использовать.
Для игры с постройками дети получают дополнительно небольшие сюжетные игрушки: куколки, посуду, зверюшек, автомобили или тележки и др. Важно, чтобы эти игрушки по своим размерам соответствовали постройкам и были бы устойчивы. Куколки могут быть с подставкой, как у оловянных солдатиков. Важно, чтобы в игрушке не было отвлекающих деталей. Так, сборная матрешка настраивает на то, чтобы ее открывать и закрывать, вместо того чтобы водить по дорожке. Слишком нарядно одетые куклы также обычно отвлекают ребенка от постройки.
Игрушку ребенок получает тогда, когда он уже сделал постройку. Это побуждает его добиться результата и не отвлекает от процесса стройки.
С первого раза ребенок очень редко усваивает приемы возведения новой постройки. Поэтому занятия с одним и тем же содержанием следует повторять. Такое повторение, упражнение осуществляется на каждом занятии — дети несколько раз строят один и тот же предмет. Повторные занятия проводятся или так же, как и предыдущее занятие, или в несколько измененном виде: тот же строительный материал, но детали его другого цвета или размера, вводится новая, дополнительная игрушка. Это делает повторение более интересным и приучает ребенка действовать в измененных условиях, что важно для выработки прочности навыка.
При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать указанную ниже последовательность, так как она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач, которые ставятся перед ребенком. Поэтому, если большинство детей плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее лишний раз повторить. Если же не справляются некоторые дети, с ними надо заняться индивидуально. Это же относится к тем, кто пропустил по болезни ряд занятий. После занятий надо дать возможность детям использовать полученные умения в свободных играх. Это обогатит самостоятельную деятельность детей, даст им возможность лишний раз закрепить полученные умения.
В начале занятия воспитательница показывает, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть. Свои действия она поясняет словами. Если по ходу занятия видно, что малыши плохо поняли задачи, то надо повторить показ и объяснение всем или отдельным детям. Следует избегать очень дробных и подсказывающих объяснений и показа, например «Поставь кубик вот так (ребенок ставит). А теперь еще кубик вот так (ребенок ставит), еще кубик, и получилась лесенка». При таком способе указаний дети могут возводить очень сложные постройки, но это механическая деятельность под диктовку, и она не обеспечивает активного усвоения нужных умений, навыков. Результаты оказываются непрочными и самостоятельно ребенок потом действовать не может, а главное, он приучается к постоянной помощи взрослого и не способен уже без нее обойтись.
Песок — один из древнейших строительных материалов для развития реьёнка. Фото: Brandi Jordan
Уже в этом возрасте детей нужно приучать к самостоятельности, активности. Когда воспитатель не дает дробных, подсказывающих объяснений, а более целостно преподносит весь процесс стройки, дети постепенно привыкают внимательно смотреть, что делает воспитатель, слушать его, запоминать и потом самостоятельно строить. Только надо при этом помнить, что объем внимания у детей незначительный, поэтому дидактические задачи должны быть очень простыми, содержать небольшое количество действий.
Однако дробные объяснения, подсказывающие приемы, действия совместно с ребенком совсем не исключаются. В отдельных случаях они необходимы. Есть дети очень застенчивые, неуверенные в своих силах, обидчивые. Они боятся, что у них ничего не получится, не решаются действовать и очень огорчаются, не достигая результата. Им нужны и помощь, и подсказка. Через некоторое время они осмелеют и будут действовать самостоятельно. В помощи нуждаются и новички.
После занятий надо приучать детей убирать кубики и игрушки на место.
Занятия с детьми в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Постройка автомобиля (машины)
Цель занятия: научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».
Воспитательница предлагает 2 — 3 детям сесть за стол, говорит: «Вот какие у нас хорошие кубики, это кубик, это кирпичик. Что мы будем строить из кубиков? Построим машину». (Предполагается, что дети знают, что это такое, играли с автомобилями.) Воспитательница ставит кубик на удлиненный кирпичик, достает устойчивую фигурку, ставит на кирпичик сзади кубика: «Катя поедет на машине! Би-би! Поехала!» (см. табл. V).
Затем каждый ребенок получает кирпичик и кубик.
После того как ребенок построит машину, он сразу получает куколку для игры. Воспитательница приговаривает «би-би», побуждая детей к подражанию.
Занятие повторяется. Во время самостоятельных игр детям напоминают о возможности построить из кубиков автомобиль и поиграть с ним.
Постройка дорожки
Цель занятия: научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ».
Воспитательница показывает детям небольшую куколку: «Это Вова. Вова хочет бегать по дорожке. Сделаем для Вовы дорожку. Это кирпичик. Из кирпичиков сделаем для Вовы дорожку, он будет бегать по дорожке». Из 4 — 5 кирпичиков строит дорожку, приговаривает: «Ровненькую дорожку сделаем». Ставит куклу и водит ее по дорожке: «Топ-топ, Вова, топ-топ!»
Детям дают 4 — 5 кирпичиков и предлагают строить дорожку (см. табл. V). Воспитательница следит, чтобы дети прикладывали кирпичики плотно друг к другу. Тому, кто построил, дает для игры куколку; побуждает детей к приговариванию «топ-топ».
Воспитательница должна следить, чтобы дети строили дорожку, так как они нередко начинают громоздить кирпичик на кирпичик в виде башни.
Опыт прежних способов действия сильно довлеет над детьми этого возраста, новое приобретается ими не сразу. Поэтому надо упражнять детей в новых способах стройки. Это может быть осуществлено путем повторения постройки во время первого занятия и на последующих. После того как каждый ребенок поиграет со своей дорожкой и куколкой, можно предложить детям построить еще раз дорожку, направив ее к соседу. «Вова пойдет в гости к Танечке». Воспитательница показывает, как две куклы встречаются на дорожке и здороваются. На последующих занятиях можно по дорожкам покатать автомобили. В этом случае лучше строить на полу из крупных деревянных, пластмассовых кирпичей. При постройке из крупных кирпичей дорожки получаются длиннее, по ним удобнее водить и катать игрушки. К тому же такие постройки дети потом охотно применяют в самостоятельных играх.
Если нет под руками мелких игрушек, можно «потопать» по дорожке пальцами. Такой прием тоже нравится детям. Но действия с игрушками разнообразнее и длительнее.
Сооружение загородки из кирпичиков.
Первый вариант. Цель занятия: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.
Воспитательница показывает детям мелких игрушечных животных — собаку, кошку, курочку и др. «Построим для собачки загородку, чтобы не убежала наша собачка. Собачка хочет гулять. «Ав-ав-ав!» Собачка прыгает за загородкой. Затем воспитательница дает детям по 4 — 5 небольших кирпичиков, следит, чтобы они плотно приставляли друг к другу кирпичики («Чтобы собачка не убежала»). Животных для игры дети получают после завершения ими постройки (см. табл. V).
При повторении занятия можно словесно без показа предложить: «Будем строить загородки для собачек и кур».
Второй вариант. Постройка возводится из кирпичиков, поставленных вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро (см. табл. V).
Занятие проводится примерно так же. Каждый ребенок получает 5 — 6 небольших кирпичиков.
Постройка стола
Цель занятия: учить детей накладыванию кирпичика плашмя на кубик; играть с постройкой, закрепить понимание слова «стол».
Воспитательница показывает детям куколку и игрушечную чашку и говорит: «Ляля хочет чай пить, сделаем ей стол, поставим на стол чашечку, Ляля будет чай пить». Строит столик, ставит чашечку. Дети получают по кубику и кирпичику.
Иногда дети строят стол как бы в перевернутом виде, ставят кубик на кирпичик. Тогда воспитательница еще раз повторяет показ и говорит: «Поставлю кубик, сверху на кубик положу кирпичик, вот и хороший стол получился» (см.
Конспект занятия по конструированию «Строим дом»
табл. VI). Эти слова можно произносить и при первоначальном показе постройки. Можно также указать на правильную постройку другого ребенка.
Затем детям дают кукол и чашки для игры. Можно предложить, чтобы куклы ходили друг к другу в гости.
Постройка стула
Цель занятия: научить детей новой постройке из кубика и кирпичика (см. табл. VI), понимать слово «стул», играть с постройкой.
Это занятие проводится после речевого, на котором дети рассматривали игрушечный стул и видели, что кукле удобно прислониться к спинке стула.
Воспитательница показывает знакомую детям куколку и предлагает построить для нее стул. Строит сама, приговаривая: «Возьмем кубик и рядом поставим кирпичик, вот так. Посадим куклу (называет ее имя), ей удобно сидеть, она не упадет». Воспитательница плотно придвигает куклу к спинке стула. Слово «спинка» (стула) не следует употреблять, так как в этом возрасте у детей может возникнуть путаница: они «спинку» прежде всего воспринимают как часть тела. Поэтому о спинке стула дается лишь наглядное представление. Детям дают по одному крупному кирпичику и кубу и предлагают самим сделать стул; для игры они получают кукол. Куклы ходят друг к другу в гости. Если ребенок быстро выполнит постройку, ему можно дать материал для постройки еще одного стула.
Занятия с детьми от полутора до двух лет
Постройка стола и стула
Цель занятия: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции.
Воспитательница строит стол и стул, сажает куклу на стул, а на стол ставит чашку. Кукла сидя пьет чай. Затем каждый ребенок получает по два крупных куба и по два кирпичика. Некоторые дети, построив один предмет, например стул, забывают о другом и строят второй наподобие первого, т.е. делают два стула или два стола. В таком случае уместно спросить ребенка: «Стол ты сделал, а где же кукла сидеть будет?» Или: «Куда же чашечку для куклы поставим?» После завершения постройки обоих предметов дети получают кукол, посуду и играют (куклы ходят друг к другу в гости).
Постройка диванчика
Постройка делается из двух крупных кирпичиков. Один кладут на стол плашмя, другой ставят на длинное ребро и придвигают вплотную к первому. Методика проведения занятия такая же, как при постройке стула.
Постройка кроватки
Постройка делается из трех крупных кирпичиков — один кладут плашмя, два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде спинок (см. табл. VII).
Постройка скамейки
Цель занятия: научить детей делать перекрытие на устойчивой основе, закрепить усвоенное в быту слово «скамейка».
Воспитательница показывает детям небольшую детскую скамеечку, спрашивает, что это такое. К 1 году 8 месяцам многие дети уже обладают значительным словарем. Если же слово незнакомо им, воспитательница сама называет предмет. Затем она говорит, что куклам нужны скамейки, и предлагает их построить. Строит скамейку сама из двух крупных кубов и кирпичика, сажает на скамейку куклу, а под скамейку игрушечную кошку или собаку.
Затем предлагает детям строить. Некоторые ставят ножки скамейки вплотную друг к другу, а не на расстоянии. Воспитательница обращает на это внимание, спрашивает: «Где же у тебя кошечка сядет, ей хочется под скамейку забраться». Дети играют с постройкой.
Постройка ворот
Цель занятия: научить детей делать перекрытие, произносить слова «машина», «ворота», играть с постройкой, не разрушая ее.
Воспитательница из трех крупных кирпичей строит ворота: два кирпича ставит на меньшее ребро, сверху осторожно покрывает третьим (см. табл. VI). Воспитательница старательно подравнивает кирпичи, затем несколько раз осторожно прокатывает через ворота небольшой автомобиль, который должен свободно проходить в ворота. Дети получают для постройки кирпичики. Им обычно трудно поставить оба кирпичика параллельно и на таком расстоянии, чтобы их можно "было накрыть третьим, Не надо спешить с помощью, указаниями. После нескольких проб дети обычно ставят кирпичики на надлежащем расстоянии и подравнивают постройку. Тем, кто затрудняется, воспитательница помогает — придвигает или раздвигает кирпичики. Прежде чем дать автомобили, она смотрит, правильно и ровно ли сделана постройка. Надо пробудить у детей желание строить ровно, красиво. Во время игры воспитательница обращает их внимание на то, чтобы они осторожно провозили машины, не разрушали ворот.
Постройка лесенок из кубиков или кирпичиков
Воспитательница строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик — вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят дети. На последующих занятиях вместо кубиков берутся крупные кирпичики (см. табл. VI).
Если дети хорошо справляются с постройкой лесенок из трех кубов, можно показать им, как строить лесенку из шести кубов — три ступеньки.
Постройка домика
Цель занятия: упражнение детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента — треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша», «дверь».
Даются два варианта постройки: первый дом с окошком, второй — с окном и дверью.
Воспитательница предлагает детям построить домики для матрешек или для животных, показывает, как строить: два кирпичика располагает вертикально, сверху крыша из трехгранной призмы и еще один кирпичик соединяет стены, образуя окошко (см. табл. VII). В домик вводят матрешку (куколку, собачку), она смотрит в окошко. Во втором варианте к постройке прибавляется еще один кирпичик, изображающий дверку.
Дети играют с постройками, выводят и вводят игрушки, водят их в гости друг к другу.
После занятий надо обеспечить детям условия для сооружения построек во время самостоятельных игр, побуждать к ним детей, напоминая о показанных на занятиях постройках и игре с ними.
Во время самостоятельной игры дети часто не точно копируют выполненные ими на занятиях постройки, а несколько их видоизменяют. Это показатель формирующейся самостоятельности и зародыш будущих творческих проявлений.
На повторных занятиях с детьми конца второго — начала третьего года жизни не всегда нужен наглядно-действенный показ, следует чаще прибегать к словесным указаниям, например: «Сегодня построим лесенку. Мы уже умеем ее строить, и куклы будут ходить по лесенке. Возьмите кубики и стройте».
Ваша заветная мечта — стать архитектором? Строить современные высотки в своём городе? Начните с малого! Запустите флеш-игры про башни и попробуйте свои силы в этом нелёгком деле. Играть у нас можно бесплатно (без регистрации и смс). Просто запускаете любой сборник в браузере и наслаждаетесь!
Главная цель такой флеш-игры — строить башни. Чем выше, тем лучше. Разумеется, они должны быть ровными и красивыми. Ведь это тоже является одной из важных задач мини-игры «Башни». К тому же за это вас щедро наградят. Так что рекомендуем постараться и продемонстрировать все свои навыки, и тогда всё у вас точно получится.
Во что поиграть?
Для начала обратите внимание на лучшие флеш-игры «Башни». Например, для новичков отлично подойдёт «Башнебург». Главная цель этой flash-игры — постройка башни по приказу короля. Чем выше и устойчивее она будет, тем больше золота вы получите.
Хотите что-нибудь более современное? Тогда выбирайте популярные флеш-игры «Башни». Например, вам наверняка понравится бесплатная онлайн-игра «Подъёмный кран обезьяны». Ведь это довольно весёлая и увлекательная flash игра.
Отличительная особенность этой игры «Башни» — модная обезьянка в стильных солнечных очках. Она сбрасывает на землю ящики с бананами, ананасами, апельсинами и другими фруктами. А вам нужно построить из них настолько высокую башню, насколько это возможно.
Слишком легко? Как бы не так! Ведь вас ждут «враги» в виде птиц. Они летают высоко в небе и мешают строительству. Заденете птицу — ящик упадёт и разобьётся. А они не бесконечные.
Как играть в конструктор с ребенком 2-3 лет
Так что вам придётся проявить определённую сноровку и помочь обезьяне сложить все ящики с фруктами. Получится — станете её лучшим другом. А в случае неудачи у вас всегда есть возможность попробовать ещё раз и исправить свои ошибки.
Понравилось строить? Возможно вам понравятся игры стратегии с элементами строительства, в них ваш талант архитектора проявится в полной мере.
Вместе веселее
Несмотря на то что браузерные мини-игры «Башни» рассчитаны только на одного игрока, никто не запрещает играть вместе с друзьями. По очереди. Заходите на сайт, выбираете новые бесплатные игры «Башни» — и вперёд! Сначала вы, затем — ваши друзья. Поскольку флеш-игры работают в режиме онлайн, они запоминают все достижения. Благодаря этому вы с лёгкостью сможете отследить, кто справился с заданием лучше всего.
Разбираться с управлением не придётся. Ведь в этом случае вам понадобится только левая кнопка мыши. Просто ждёте, пока кран будет в выгодном положении, после чего сбрасываете блоки, ящики или другие предметы.
Кстати, играть можно не только онлайн, но и на своём компьютере. Для этого вам нужно бесплатно (и без регистрации) скачать любую игру с нашего сайта. Далее, останется лишь установить её, после чего можно будет играть, не заходя на наш сайт.
Не знаете, что скачать? Выбирайте что угодно и пробуйте, ведь это совершенно бесплатно! Вам наверняка понравятся:
- «Злые птички (Angry Birds): Пиратское приключение»;
- «Обезьяний баланс»;
- «Порталы»;
- «Марио-строитель».
Также рекомендуем обратить внимание на игры с наибольшим количеством сердечек и звёздочек. Они пользуются наибольшей популярностью среди наших пользователей, поэтому, скорее всего, понравятся и вам.
Постройка башенки из кубиков
Цель занятия: научить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик, понимать слова «сделай», «башня».
Ребенку даются четыре кубика одинаковой величины (размер сторон 8 — 10 см).
Воспитательница занимается с 1 — 2 детьми. Она сама строит башню, старательно ее подравнивая. Затем предлагает: «Таня, построй башню» и т.д. Если постройки малышей неустойчивы, то на первом занятии воспитательница сама исправляет их, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно, «чтобы башня не упала». Воспитательница может, взяв руку ребенка, провести его ладонью по поверхности башни, чтобы он почувствовал, ровная ли она. Это занятие проводится с детьми, уже немного привыкшими заниматься, поэтому при повторении можно сразу предложить им: «Построим башню из кубиков».
Занятие с втулочками
Цель занятия: развивать у детей координацию движений пальцев — научить вставлять в отверстия и вынимать из отверстий втулочки.
Занятие проводится с 1 — 2 детьми.
Участникам дается небольшой столик квадратной или круглой формы и к нему втулочки одного или нескольких цветов. На первых занятиях каждый получает 5 втулочек, а затем 8 — 10. Воспитатель сначала показывает, а затем предлагает детям вставлять и вынимать «грибочки» (втулочки). (См.
Дома будущего строят из «кубиков»
табл. II).
Занятие с открывающимися коробками, бочонками
Цель занятия: научить открывать и закрывать коробки (развитие координации движений кисти руки, пальцев).
Воспитательница занимается с 2 — 3 детьми в возрасте около 1 года 3 месяцев. Малышам даются цилиндрические коробки или бочонки такого размера, чтобы можно было легко охватить кистью верхнюю часть (примерно 5 см в диаметре) с вложенными в них мелкими игрушками (шарики или грибочки, куколка, цыпленок и т.п.). Воспитательница трясет коробку: «Что это там стучит?» Открывает и показывает ее содержимое, закрывает. Раздает детям коробки и предлагает открыть их. Дети открывают, играют игрушками, кладут их обратно и закрывают. Воспитательница меняет содержимое коробок. Затем игрушки раздаются для самостоятельной игры. В группе надо иметь несколько коробок, бочонков с различными мелкими игрушками. Коробки хранятся в шкафу и выставляются на стол в часы игр. Необходимо следить за правильным пользованием этими игрушками.
ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ
Игра «Шароброс»
(проводится с детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)
Цель игры: учить детей различать форму шара, круга и размеры — большой и маленький, знать названия «большой» и «маленький».
Для игры детям дают ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размеров. С одной стороны ящик открыт. Дети получают шары двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шары не могли пройти через меньшие отверстия.
Воспитатель показывает, как пользоваться игрушкой, приговаривая: «Вот большой шар (дает детям подержать его), а это маленький шарик (дает подержать). Сюда положим большой шар, это большое окошко, сюда положим маленький шарик, вот они покатились!» Потом предлагает малышам опускать в отверстия то большой, то маленький шар. Некоторые дети сами называют размеры.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.