Бабка повитуха

16.09.2018 0 Автор admin

Бабичьи дела

По древней традиции на Руси родовспоможением и женскими недугами занимались повитухи (повивальные бабки), которых нельзя причислить к знахарями или колдуньям в силу их профессионализма.

Повивальное искусство во все времена относилось к истинной медицине, свободной от предрассудков и религиозности, потому как во время родов помогал не Всевышний, а женщина, владевшая хирургическими приемами.

Являясь единственной сферой врачевания, где властвовали женщины, в качестве научной дисциплины акушерство обязано мужчинам. Первым представителем сильной половины человечества, обратившим внимание на женские проблемы, был Павел Захарович Кондоиди. По его инициативе в 1757 году в Москве и Петербурге открылись бабичьи школы, где русских «присяжных бабок» обучали иноземные профессора.

Создание системы подготовки акушерок началось только через 3 года после выхода постановления Сената, решившегося наконец «упорядочить бабичьево дело в пользу общества» (1574). Наряду с основными положениями, касавшимися организации обучения, Сенат утвердил своеобразную клятву Гиппократа, обязательную для произношения каждой выпускницей повивальной школы: «Когда востребована буду, днем и ночью немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердие оказывать. Если роды продолжительны будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду ожидать настоящего времени, при том браных слов, клятв, пьянства, непристойных шуток, неучтивых речей и от прочего совершенно удерживаться».

В первоначальном варианте курс родовспоможения предусматривал только теоретическое обучение. Лекции читали преподаватели-иностранцы — один профессор повивальных наук и акушер, не имевший степени доктора медицины. В 1764–1771 годах теория дополнилась практикой в родильных отделениях Московского и Петербургского воспитательных домов. Специально для воспитанниц повивальной школы из Европы было выписано несколько экземпляров руководства по акушерству. В первые годы имелись немалые трудности с набором. Например, в 1757 году в столице учились 11, а в Москве — лишь 4 повитухи. За первые 20 лет Московская бабичья школа выпустила 5 акушерок из «прирожденных россиян» и 30 иностранок.

С приходом в школу Нестора Максимовича Максимовича-Амбодика (1744–1812 годы) преподавание повивального искусства достигло европейского уровня. Новый руководитель обладал степенью доктора медицины и славой первого русского акушера, удостоенного звания профессора. Окончив Петербургскую госпитальную школу в 1770 году, он получил государственную стипендию для продолжения образования на медицинском факультете Страсбургского университета. Во Франции Максимович-Амбодик защитил докторскую диссертацию, представив работу на тему «О печени человека». Акушерство не стало единственным увлечением молодого доктора. Впоследствии его назовут основоположником научной педиатрии и фармакогнозии (от греч. pharmakon — «лекарство» и gnosis — «знание») — науки, изучающей лекарственное сырье и продукты его первичной переработки.

Возвратившись в Россию, Максимович-Амбодик закупил современные акушерские инструменты и учебные пособия. Во время работы в госпитале он первым в России решился применить акушерские щипцы. Читая лекции на русском языке, доктор сопровождал слова показами на муляже и у постели рожениц. Муляж, воспроизводящий размеры и форму женского таза, деревянный младенец, стальные щипцы («клещи») и серебряный катетер заказывались лучшим мастерам по эскизам Максимовича-Амбодика. Изогнутые и прямые, с деревянными рукоятками «клещи» знаменитого акушера использовались медиками многих поколений.

Открытие Н. М. Максимовича-Амбодика: а — акушерские щипцы; б — метод наложения акушерских щипцов

Изображения инструментария с подробным описанием его использования, а также теория акушерства и мысли о его месте в отечественной науке представлены в книге «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Фундаментальный труд стал первым истинно российским руководством по акушерству и педиатрии. По примеру Максимовича-Амбодика многие русские акушеры занялись конструированием «клещей». Широкая практика их применения значительно снизила смертность как рожениц, так и младенцев. В медицинских архивах сохранились зарисовки щипцов харьковского доктора И. П. Лазаревича (1829–1902 годы). Его инструмент отличался небольшой тазовой кривизной, отсутствием перекреста ложек и, по оценке специалистов, был удобен только для создателя.

Во второй половине XVIII века в стране началось быстрое развитие научного родовспоможения. Центрами российского акушерского искусства стали в единой мере Москва и Петербург. В 1797 году столичных женщин принимали в новом родильном госпитале на 20 коек. Здесь же работала Повивальная школа, рассчитанная на 22 воспитанницы. В настоящее время на месте госпиталя располагается Институт акушерства и гинекологии Российской академии медицинских наук (РАМН).

Большим событием в отечественной медицине стало открытие в 1798 году Медико-хирургических академий в Москве и Петербурге. Первым профессором кафедры акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Соответственно в Петербурге в подобном качестве выступил И. Конради. В то время лекции читались на русском языке и русскими преподавателями. Слушатели пользовались лучшими учебниками отечественных и зарубежных авторов.

При высоком уровне теоретической подготовки практическое обучение акушеров довольно долго оставляло желать лучшего. В 1790 году кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил известный клиницист Вильгельм Михайлович Рихтер (1783–1822 годы). Получив образование в Москве, он защищал диссертацию в Баварии, выступая перед профессорами Эрлангенского университета. На родине Рихтер проявил активность как организатор, добившись учреждения Повивального института на 3 койки при Клиническом институте Московского университета. Через 20 лет число коек увеличилось в 2 раза.

Последующие десятилетия отмечены введением наркоза: эфирного в 1846 году и хлороформа в 1847 году. Начало профилактики родильной горячки относится к тому же году. Огромное значение в деле снижения смертности имело повсеместное введение антисептики и асептики. Вместе с достижениями в области физиологии женского организма эти открытия содействовали развитию гинекологии с дальнейшим отделением ее от акушерства.

Основоположником российской гинекологии считается ученик Н. Пирогова, одаренный хирург Александр Александрович Китер (1813–1879 годы). Более 10 лет он занимал должность главы кафедры акушерства Петербургской медико-хирургической академии. Специализируясь в области женских и детских болезней, профессор Китер написал первый в стране учебник по гинекологии. Книга под названием «Руководство к изучению женских болезней» была опубликована в 1858 году, после того как автор произвел успешную операцию по удалению матки у больной раком.

Оперативная гинекология конца XIX века развивалась благодаря практической деятельности акушера Антона Яковлевича Крассовского (1821–1898 годы). Воспитанник знаменитого Китера неоднократно и с успехом производил операции по удалению матки, постоянно улучшая технику. По его предложению в университетах была введена классификация форм узкого таза с четким разделением понятия «анатомически узкий таз» и «клинически узкий таз». Такое разграничение позволило доктору разработать четкие показания для наложения акушерских щипцов, практически отменив их применение при узком тазе. «Курс практического акушерства», созданный Крассовским, в течение многих лет считался лучшим учебником по гинекологии. Его заботами в Петербурге начало действовать акушерско-гинекологическое научное общество и одновременно вышел в свет первый номер «Журнала акушерства и женских болезней» (1887). Достойным преемником Крассовского стал известный в России гинеколог Владимир Фёдорович Снегирёв (1847–1916 годы). По его инициативе гинекология окончательно определилась как независимая наука. С 1884 года преподавание этого предмета велось по руководству Снегирёва, назвавшего свой труд «Маточные кровотечения».

В. Ф. Снегирёв

В 1889 году доктор организовал и возглавил первую в стране гинекологическую клинику, открывшуюся на базе Московского университета. Собственно клиника образовалась позже, а Снегирёв начинал работу в палате на 4 койки, выделенной для экспериментального лечения по протекции Г. А. Захарьина. Принимая самых тяжелых больных, доктор оперировал с неизменным успехом; смертность среди его пациенток была исключением. В 1909 году на торжествах по случаю 35-летия научной деятельности профессора Снегирёва имениннику вручили серебряную медаль с надписью «За труды в гинекологии». Точно такие же медали, но сделанные из бронзы, раздали всем присутствующим в зале.

Вы точно человек?

Владимир Фёдорович Снегирёв стал первым в России руководителем, который отважился доверить должность ординатора своей клиники врачу-женщине! Существенный вклад в развитие российского акушерства внес детский врач Степан Фомич Хотовицкий (1794–1885 годы) — один из основоположников отечественной педиатрии. Его работа на тему болезней детского возраста с 1847 года утвердилась на кафедрах как лучшее в России учебное пособие в данной области.

После Октябрьского переворота в стране происходили события, затмившие такое явление, как культура. Университетское образование, наука, теоретические и эмпирические достижения воспринимались как пережиток прошлого. Однако важность поддержания здоровья осознавали даже в такое трудное для страны время. В 1920–1930 годах большими тиражами выходила печатная продукция медицинского характера. Помимо открыток с изображениями знаменитых медиков Н. Пирогова, И. Павлова, С. Юдина, выходили агитационные плакаты с призывами «Пионер — береги свое здоровье!», «Колхозник, вступай в ряды Общества КК и КП! Этим ты поможешь оздоровить свой труд и быт!», «Поднимем колхозные массы на укрепление санитарной мощи СССР!».

Агитационная открытка.

1929 год В рамках народного общества «Друг детей» издавались агитки (агитационные открытки) с весьма полезными рекомендациями молодым матерям: «Не удаляйте сами попавших в ухо ребенка насекомых, а для удаления их обращайтесь к врачу!», «Сон в общей постели вреден для ребенка!», «Следите, чтобы при купании грудных детей вода не попала в ухо!». Однако самым популярным выпуском были открытки, где изображалась толпа младенцев с плакатами «Мы требуем здоровых родителей!», «Акушерок, а не бабок!», «Чистого воздуха и света! Защиты от мух!». Продукция подобного содержания выпускалась в Москве, но продавалась во всех крупных городах страны.

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику.

История развития повивального дела в России

Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Амбодик-Максимович, Нестор Максимович

Реферат: Нестор Максимович Максимович-Амбодик- автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука о бабичьем деле"

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С КУРСАМИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Нестор Максимович Максимович-Амбодик- автор первого русского оригинального учебника по акушерству «Искусство повивания или наука о бабичьем деле»

                                                          Выполнил:              

                                                          Студент лечебного факультета

                                                          Группы 124

                                                         Сорокин Павел Игоревич

                                                          Проверил:

                                                          к.м.н., ассистент Щербаков Д. В.

Омск 2011

1.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>   

Введение………………………………………………………………  3.

2.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>   

Черты культурной и экономической жизни в России XVIIIвека…  4.

3.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>   

Биография……………………………………………………………. 5 .

4.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>   

Научная деятельность……………………………………………….. 7 .

5.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>   

Заключение…………………………………………………………… 8.

ВВЕДЕНИЕ

     Нестор Максимович Максимович- Амбодик – крупнейший учёный второй половины ХVIIIвека – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположником медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии и медицинской ботаники были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем – Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу – Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоёв населения.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIIIвека

     Развитие феодального общества в России XVIIIвека вступило в новую стадию, характеризующуюся господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного общества.

     Основную роль в преобразовании экономической, государственной и культурной жизни в стране сыграли реформы Петра I. Эти реформы коснулись медицины, в частности, вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, систематизирующие обучение отечественных врачей.

      Однако, подготовка русских врачей шла медленно и неэффективно. Преподаватели-иностранцы видели в отечественных врачах соперников, из-за чего старались всячески помешать их развитию.

     В связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения, Россия испытывала нужду в медицинских кадрах. Особенно велика была материнская и детская смертность из-за отсутствия качественной акушерской помощи. Не происходил и прирост населения. Ломоносов видел в этой проблеме один выход – создание программы мероприятий повышения рождаемости, снижение смертности и заболеваемости детей.

     В середине XVIIIвека по предложению П.З. Кондоиди открываются  бабичьи школы, где стали обучать акушерству повивальных бабок.

БИОГРАФИЯ

Нестор Максимович Максимович-Амбодик родился 7 ноября (27 октября) 1744 года в селе Веприк  (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина)                        в семье священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Получив домашнее образование, будущий ученый поступил в Киевскую духовную академию. В 1768 году оканчивает обучение в академии и через год поступает в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив в 1775 году докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года                      Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

В 1776 году Амбодик возвращается в Петербург, сдает экзамен в Медицинской Коллегии и получает право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу.

НАУКА О БАБИЧЬЕМ ДЕЛЕ

После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург.

В 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Научная деятельность

     Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям.

     Амбодик издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. В «Искусстве повивания» он подробно описывает анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения, высказанные Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли своей актуальности в наши дни.

     «Искусство повивания» Нестора Максимовича также является первым руководством по педиатрии на русском языке. В пятой части этой книги даются определения доношенного  и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, имеются сведения об антропометрических данных ребенка. В «Искусстве повивания» дается классификация детских болезней.

          Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний. Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике. Ему так же принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» — первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка.

Заключение

     Вся жизнь Н.М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и культуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты. Его достижения были признаны только после его смерти.

     Н.М. Максимович-Амбодик, работая в трудных условиях своего времени, внес неоценимый вклад в развитие медицинской науки.

Используемая литература:

Е.И. Данилишина, Е.С. Обысова  «Н.М. Максимович-Амбодик», 1976

Именно такое название напрашивается в связи с новой книгой известного американского политолога Ариэля Коэна «Казахстан: дорога к независимости», у которой есть подзаголовок – «Энергетическая политика и рождение нации». Это поистине фундаментальный труд, охватывающий всю основную проблематику постсоветской истории республики с акцентом на сферу энергетики. Репутация автора общеизвестна: Коэн давно зарекомендовал себя в качестве одного из самых стойких критиков российской политики и поведения других режимов на постсоветском пространстве, включая Центральную Азию. Однако в данном случае мы видим совсем другого Коэна – внимательного и снисходительного наблюдателя.

Любопытно, что еще год назад в Нью-Йорке была выпущена аналогичная работа, но на русском языке (Коэн А. «Дорога независимости. Энергетическая политика Казахстана». – New York: Global Scolarly Publications, 2007). Обычно в (пост-) советологическом мире на Западе происходит наоборот: сначала появляется оригинал, а затем он переводится на русский язык.

Наука о бабичьем деле: кто такая повивальная бабка

В чем отличие двух изданий? Во-первых, в объеме: англоязычный вариант почти в два раза больше. Во-вторых, книга существенно расширена за счет разделов, которых вообще не было в русскоязычной версии и которые посвящены сложным моментам внутриполитической эволюции Казахстана. Здесь автор получил возможность высказать те критические замечания в адрес политик казахстанского руководства, которые он почему-то счел нужным замолчать в первом издании. А в-третьих, английский вариант исследования заметно выигрывает благодаря обширным главам, посвященным внешнеполитическим действиям РК в контексте казахстанской трубопроводной и энергетической политики. Таким образом, англоязычное издание представляет собой законченный и завершенный труд, подробно освещающий стратегию и тактику Казахстана на мировой арене в качестве одного из ведущих игроков в нефтегазовой сфере – или позиционирующего себя таковым.

Основная мысль новой книги Коэна состоит в том, что Казахстан не мог состояться как независимое и успешное государство, не будучи тем, что западная политология называет petro-state (нефте-государство). И если обычно в это название вкладывают негативное значение, то Коэн находит здесь положительный смысл. Автор обращает внимание на такой факт: помимо внутриполитической стратегии (сначала экономика, потом политика) и внешнеполитической доктрины (многовекторность и евразийство) у создателя современного Казахстана имелась и глубоко разработанная энергетическая стратегия. Ее смысл состоял в том, чтобы избегнуть ловушек, в которые попадали в свое время многие нефтедобывающие страны, осуществившие тотальную национализацию нефтяной отрасли в ущерб производству или, напротив, бездумно раздавшие свои природные богатства транснациональным компаниям. Казахстан, по мнению Коэна, сумел найти золотую середину в виде баланса интересов между заинтересованными геополитическими силами, с одной стороны, а с другой – в виде баланса между внешними игроками и национальными интересами страны. Кроме того, был найден баланс между элитами и основной массой населения, получившими свою долю национального богатства.

Трубопроводы из Каспийского региона, вокруг которых было сломано столько копий в ходе большой геополитической игры, Коэн метко называет «трубами независимости». Если для большинства политологов трубопроводы символизируют зависимость от того или иного геополитического актора, сумевшего навязать свой маршрут, то Казахстан сумел превратить их – вне зависимости от направления – поистине в средство обеспечения своей экономической и политической независимости, считает автор. Следует отдать должное ученому – он не замыкается исключительно на нефтяной проблематике, а рассматривает в своей книге другие вопросы энергетики – газовый, угольный и урановый.

Какие выводы делает Коэн, изучив короткую, но столь насыщенную историю независимого Казахстана? Он склонен видеть в нашей стране будущего «евразийского тигра», хотя эту мысль он ставит в качестве заголовка к последней части книги под вопросом. Его выводы адресованы к тем, кто определяет стратегию и политику Запада, и звучат следующим образом: Казахстан представляет собой уникальный феномен в сердце Азии, совмещающий элементы Востока и Запада. Поэтому «слишком важно не позволить ему упасть в руки ностальгических реставраторов империи». Как представляется, намек слишком прозрачен и не нуждается в комментариях.

Другой вывод американского политолога содержит более существенную мысль: Казахстан – гораздо большее, чем источник углеводородов. Это успешная модель развития для всего евразийского пространства, для мусульманского мира и стран с переходными экономиками. Казахстан до сегодняшнего дня успешно балансировал между Севером, Востоком и Западом. И нет оснований менять этот оправдавший себя путь. Запад должен способствовать сохранению сложившейся казахстанской модели как светского, прогрессивного и дружественного ему государства.

После выхода в свет книги Ариэля Коэна ситуация в мире и в самом Казахстане радикально изменилась: начался мировой финансовый кризис, который сделал эту работу во многом исторической по характеру. В истории Казахстана открылась новая глава: страна стоит перед очередными вызовами истории. Тем не менее хотелось бы надеяться, что рекомендации и выводы американского ученого не потеряют своей актуальности на новом этапе наших отношений с внешним миром.

17 August 2009 г. в 02:00

Впервые об этой загадочной старухе я услышала в юности.

Соседка баба Валя учила меня любовному привороту: «Пойду из избы навстречу Христовой бабушке Саломае…» Тогда это имя прозвучало для меня пустым звуком. Что поделаешь, кроме колобка да теремка не знали мы, осовеченные, ничего глубинного в родном фольклоре. И вот я почти полвека на свете прожила, двоих детей на ноги поставила и только на днях, когда в святцах на имя наткнулась, узнала: бабка эта, Саломея-Саломая, — первая женская помощница в родах. Потому что приняла у девы Марии младенца Иисуса.

Поэтому 16 августа (а еще в январе, на второй день после Рождества) русские крестьянки всегда почитали Саломею. И это был день чествования всех повивальных бабок. Женщины несли угощение тем, кто у них принимал роды.

А вот как говорили сами о себе повитухи:

«Родила божья матушка от святого духа, а бабушка Саломея при ей была и в муках ей помогала, поэтому и на иконах она на втором месте около богородицы и молитву ей читаешь: «Помяни, господи, царя Давида и бабушку Саломею». Так-то. Самим господом богом указано, чтоб нам, бабушкам, роженицам помогать, потому что только скотина сама себя ослабляет, а хрещеному человеку этого делать никак не можно».

Поскольку наши крестьянские прабабки крепко верили в чудо слова, то без заговоров-приговоров к помощи не приступали. В заговорах этих действовали они как бы от имени Саломеи.

При начале схваток повитухи читали: «Матушка Саломея, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе божьей Марье», — и кропили роженицу водой из ручья или реки.

А когда ребёнок рождался, повитуха, обмывая новорожденного, читала другой заговор: «Бабушка Саломея мылась да парилась и нам жарку-парку баньку оставила на великую божью милость, на великое здоровье (имярек), аминь».

И потом, когда уже в люльку укладывала, приговаривала: «Не я тебя, младенец, принимала, не я тебя омывала, а бабушка Саломея. Не я тебя парила, не я тебя правила — тебя парила, правила бабушка Саломеюшка, она тебе приговаривала: «Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам».

Именинники этой недели

  • 10 августа — Антонина, Ефим, Ирина, Павел, Прохор, Юлиан.
  • 11 августа — Александр, Вениамин, Константин, Кузьма, Михаил, Роман, Серафима.
  • 12 августа — Агния, Аполлон, Валентин, Герман, Иван, Клара, Лука, Максим, Олимп, Павел.
  • 13 августа — Антон, Георгий, Евдоким, Иван, Степан.
  • 14 августа — Александр, Леонтий, Максимилиан, Тимофей, Федор.
  • 15 августа — Василий, Иван, Кирилл, Роман, Степан, Тарас, Федор.
  • 16 августа — Антон, Иван, Кузьма, Саломея, Фауст.

Ольга Соколова