Авторитарный стиль воспитания

27.02.2019 0 Автор admin

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль воспитания

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения. Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницейАстрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми».

Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя!

Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать. Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение фрекен Бок было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!». Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Демократический стиль воспитания

В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие. Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

Смотри! — сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это ты виноват. Все ему разрешаешь, он и избаловался».

Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.1

Можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль воспитания.

Психологи утверждают, отношение к детям или супругам есть ничто иное, как проекция родительского воспитания. Иначе и быть не может: дети растут в семье, видят, как папа или мама воспринимают брак, домашние обязанности, как каждый из них заботится о домочадцах. Женщины копируют поведение матери, а мужчины ведут себя так, как воспитала их мать. Нередко дети растут в полном равнодушии со стороны самого близкого человека – мамы. Как бы не старался малыш угодить ей – все не так. Что же, бывают и такие семьи, но почему это происходит?

Сдержанная в своих чувствах по отношению к ребенку мама, вполне может быть веселой, доброй, отзывчивой, очень активной, но только с посторонними людьми. Не вызывает искренних чувств в ней собственный ребенок!

Причин может быть достаточно много:

  • Слишком рано родила, не готова быть мамой, но ничего уже не поделаешь.
  • Собственная мать относилась точно так же.
  • Ребенок родился не от того человека, которого бы хотела видеть отцом.
  • У женщины послеродовая депрессия.
  • Ребенок ей нужен для манипулирования/выгоды.

Ситуация сложная, но решать ее необходимо.

Типы и стили воспитания в семье

Признаться в равнодушном отношении к собственному ребенку необходимо. Истинные эмоции, если их долго скрывать, перерастут в самую страшную стадию – ненависть. Отсюда и постоянное разочарование в ребенке, понукание за неправильные, с точки зрения мамы, совершенные действия. Хорошо, если мать испытывает чувство вины перед ребенком, и понимает, что ситуация заходит в тупик. В этом случае есть шанс немного исправить положение. Но бывает, что женщины не видят проблемы в своем поведении и отношении.

Прежде всего, следует осознать, что ребенок уже есть, и ему нужна любовь и забота. Надо позволить себе полюбит его, пусть не страстно и не безумно, как это делают «правильные» мамы. Иногда чувства к ребенку проявляются через несколько лет, к сожалению, после серьезных испытаний. По этому поводу не следует откровенничать с посторонними людьми, даже с лучшей подругой. Ребенок испытает сильный стресс, если услышит о том, что его не любит мама от других. Да и на вопрос «мамочка, ты любишь меня?» надо ответить правильно, малыш не должен чувствовать себя изгоем.

Прежде чем брать на себя ответственность за маленькую жизнь, каждая женщина должна понимать, что это навсегда. Чаще всего дети перенимают привычки матери, поскольку больше времени проводят в ее общество. Если мать будет груба, не сдержанна по отношению к малышу, он вырастет замкнутым, уверенным в том, что его любить нельзя. Что произойдет с этим человеком можно только догадываться.

Поэтому стоит обратиться к специалисту и развернуть ситуацию в сторону ребенка. В конце концов, здравомыслящая женщина поймет, что ребенок – это единственное существо на свете, которое будет любить ее, не зависимо от обстоятельств.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Введение.

Целью данной контрольной  работы является полное раскрытие темы «Основные стили воспитания детей». Так же нужно будет решить несколько  задач, которые преследуют главную  цель:

Более подробно разобрать  понятие: стиль, тип, и что такое  семейное воспитание; рассмотреть сами стили воспитание детей, и какие  из них наиболее важны.

Стиль – приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия  поведения родителей с ребенком.

Тип – (от греч.) прототип, первообраз, подлинник, образец, основной образ.

Семейное воспитание –  в педагогике понимается как управляемая  система взаимоотношений родителей  с детьми. Взаимоотношение родителей  с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей  в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитий школьников.

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания .

  1. Основные стили воспитания детей.
  1. Семейное воспитание

Семейное воспитание —  общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и  воспитательной средой. Влияние семьи  особенно в начальный период жизни  ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек .

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном  единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание  семейного воспитания

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные  методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние  на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .

    1. Роль родителей в воспитании ребенка.

    Во многих статьях говорится  о том, что у  хороших родителей вырастают хорошие дети. Мне часто приходится слышать это выражение, но все же я иногда затрудняюсь ответить кто же такие по-настоящему хорошие родители.

    Многие будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? Я считаю что нет. Ведь если такие родители окажутся на самом деле не правы  в воспитании своих детей, они просто-напросто не будут слушать других люде, которые может быть дали им полезный совет.

    А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают  в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении  ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении  ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в  том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в  тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

    И таких родителей, я считаю, нельзя отнести к котегории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

    При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы  не существует, и не существовало. Люди учатся быть родителями, так же, как учатся быть мужьями и женами, как постигают секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

    В родительском труде, как  во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и поведение и даже чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
        Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу — воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

    Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика  чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным  образом тем, что забота родителей  необходима для поддержания самой  жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая  потребность маленького человеческого  существа. Любовь каждого ребенка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья .

      1. Стили воспитания детей.

      Авторитарный  стиль:

      Особенности

      Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка  высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют  силой, решают за ребенка, что ему  лучше, не интересуются личным мнением  ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

      При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности  проявлять инициативу, так как  все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без  его участия. Авторитарный стиль  воспитания подразумевает решение  конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

      Последствия

      В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх  перед родителями, характерный для  авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

      Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

      1 вариант – развитие  слабой жизненной позиции:

      — потеря чувства собственного  достоинства;

      — потеря способности принимать  решения, отвечать за выбор;

      — потеря собственных желаний  («чего же Я хочу?»);

      2 вариант – развитие  деспотической личности:

      — ненависть к родителям;

      — решение вопросов только  силой (кто сильнее, тот и  прав);

      — грубое, циничное, деспотичное  и хамское поведение и отношение к окружающим;

      — повышенная агрессивность и конфликтность.

      Рекомендации

      — Стоит учитывать позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Нужно попробовать ненадолго поставить себя на его место!

      — Следует стараться давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

      — стараться говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

      — Запреты и меры наказания  должны быть понятны ребенку,  заранее с ним обсуждены и  приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).

      — Любые порицания должны  быть адресованы не к личности  ребенка, а к конкретным его  действиям. Нельзя говорить «Ты  обманщик!», лучше сформулировать  фразу следующим образом: «Мне  было очень неприятно, когда  я узнала, что в этой ситуации  ты сказал неправду».

      — Не следует входить в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не нужно трогать его личные вещи. Стараться уважать личное пространство ребенка, каким бы оно ни было.

      — Не подслушивать телефонные  разговоры.

      — Необходимо оставлять  за подростком право выбора  друзей, одежды, музыки и т. д.

      Страницы:12следующая →

      Стили воспитания в семье.