Аниме отзывы психолога

11.01.2020 0 Автор admin

Детям это смотреть нельзя!/Аниме

()

Аниме достаётся особенно часто, потому что гайдзины вот уже более 30 лет не могут уложить у себя в башке, что «мультипликация» ≠ «для детей». Большинство современных родителей не смотрят даже на возрастные рейтинги и кадры с задней стороны обложки диска при покупке, не говоря уже про обзоры, рецензии и тому подобное. «Мультик — значит для детей, и все тут!», и пофиг, что значительная часть аниме рассчитана на подростков и даже взрослых. Искоренится сие, видимо, только лет через n-дцать, когда дети появятся у нынешних подростков-анимешников, знающих, что «Покемонов» и Миядзаки (и то не всего, подробности см. ниже) показывать детям можно, а вот «Эльфийскую песнь» — лучше не надо.

Общее

У японцев свои представления о том, что можно детям показывать, и что нельзя. Они в этих вопросах намного либеральнее, а потому обнажёнка (частичная, это важно!) и довольно-таки детальное насилие могут появляться в произведениях для подростков. И да: единственный надёжный способ отличить сёнэн от сэйнэна — проверить журнал публикации манги. Даже сейчас встречаются сёнены, которые по концентрации мрачности/жестокости/эротики от сэйнэнов не отличишь, а уж про времена, когда сэйнэны от сёнэнов ещё не отпочковались, и говорить нечего.

Кроме того, имеются явные культурные конфликты во многих вопросах, особенно касательно табуированности хоть сколько-то откровенного изображения детей, которая до Японии пока не добралась. А еще у них возраст согласия 13 лет (хотя и с оговорками).

60е

  • Dororo. Абсолютно детская рисовка (типичная для тогдашних аниме и манги, потому что автор угадайте кто), а средневековой жести… скажем так, изрядно. Кэнтаро Миура во многом вдохновлялся именно «Дороро».
  • Doraemon, даром что кодомо. Во первых, сам сериал посвящён проблеме антисьюшности, во вторых наличие непристойных сцен с обнажёнкой и панцушотами персонажа по имени Шизука, которая кстати даже ещё и не подросток! К тому же в сюжете достаточно много топлива ночного кошмара…

70е

  • Devilman (манга) и многие другие работы Го Нагая. Между прочим, именно этот человек перевёл мясо и обнажёнку в манга-мейнстрим.
  • Getter Robo (тоже манга). Уже в 70-х там были гуро и боди-хоррор (да и первое появление Хаято, мдемс). В 90-х автор вернулся к этой франшизе, и стало совсем весело.
    • Справедливости ради, аниме-сериалы по Дэвилмэну и Геттеру (те, что показывали по японскому ТВ в 70х) вполне себе детские. А вот снятые значительно позже OVA…
  • Barefoot Gen — полудокументальная манга о последствиях ядерного удара по Хиросиме. И да, тоже выходила в сёнэн-журнале. Но у нас знают не мангу, а её аниме-экранизацию 83-го года.
    • «Босоногий Гэн» в 1985 году шёл в прокате в СССР. И шёл, надо сказать, шел без купюр и практически без цензуры, что на фоне любви давать детям на уроках музыки в школе учить «японского журавлика», вызвало, скажем так, весьма выраженный педагогический эффект: подавляющее большинство детей, смотревших этот фильм, когда появился интернет, полезли терзать гугл вопросами, что же это они смотрели в далеком детстве. Ну что тут скажешь… Сцена ядерной бомбардировки, натуралистически показанные последствия вспышки, ударной волны, фаза «живого трупа», опарыши в ранах, младенец, присосавшийся к груди мёртвой матери, лучевая болезнь, голод и прочие прелести ядерной войны — это как раз то, от чего дети будут спать спокойно, и когда вырастут — будут обеими руками за ядерное разоружение.
      • Автор этой правки читал историю про группу детей, которым воспитательница, не заморочившись, поставила это аниме. Они мало что поняли про ядерную войну, зато запомнили, что от дождя слезает кожа. После этого, вывести группу гулять в дождь стало практически невозможно — дети орали как оглашенные…
  • Jakku to Mame no Ki. По сравнению с примерами выше там ничего страшного нет, но мультик не без майндфака.
  • «Колокольчик Чирина». Главный герой — милый и забавный ягнёнок Чирин, а потому детям, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, этот мультфильм самое то? Обломись твоя сосна. Смерть матери Чирина от зубов Короля Волков — это ещё цветочки. Финал мультфильма способен вызвать лютый ангст у любого взрослого. Одиночество — как плата за то, что решил стать сильным и дать злу решительный бой — для маленьких детишек самая та мораль. «Крестьянин, решивший стать самураем, никогда им не станет, но и крестьянином ему уже не быть никогда» — хотите ли вы, чтобы ваша кроха усвоила эту жестокую мудрость уже в шесть или семь лет?

80е

  • Fist of the North Star: постапокалипсис (хотя и пригламуренный), запредельная смертность персонажей, плюс реки крови, горы мяса и километры кишок.
    • А ТВ-сериал так вообще впихнули в детский таймслот. Кровь там сделали белой, но бандиты-то всё равно взрывались изнутри!
  • JoJo’s Bizarre Adventure был сёненом вплоть до седьмой части, полные восемнадцать лет. А что у нас там? То же гуро, да ещё боди-хоррор.
  • Bastard!!. Скажем просто — это одна из работ, вдохновивших Кэнтаро Миуру на его «Berserk».
  • «Принцесса Мононоке» — вы всё ещё наивно верите, что Хаяо Миядзаки снимает аниме только для маленьких детей?
  • «Навсикая из Долины ветров» — аналогичный вопрос. Манга, меж делом говоря, еще круче.
  • «Мой сосед Тоторо» — имеются сцена купания голых дочерей в одной бадье с отцом и, гм, тестикулы Котобуса.
    • Хотя здесь скорее разница в менталитете играет роль. Японцы не видят совершенно ничего неприличного в том, что ребёнок принимает ванну вместе с родителем.

90е

  • «Сейлор Мун» и другие подобные аниме. Пусть это скорее предназначено для подростков, но конфликты из-за откровенного фансервиса это не останавливало.
    • Саму же «Сейлор Мун» при показе в других странах часто подвергали цензуре также из-за прозрачных намеков на яой и юри (помните жёноподобного генерала Зойсайта и пацанку-Харуку?) и ещё по причине нехилой психологической жестокости некоторых сцен (например, гибель воительниц в финале 1 сезона). Особенно в плане цензуры отличились США, в результате чего для многих американских зрителей, знавших лишь обрезанную и изрядно потрёпанную версию — отпилили где-то четверть, — знакомство с полноценным оригиналом стало просто шоком. В России, к счастью, избежали подобного безобразия, однако откровенно острые края с яоем всё-таки аккуратно сгладили (в частности, предсмертные слова Зойсайта получились такими: «Лорд Кунсайт, я любил вас как отца…»)
      • А ещё в сериале есть немало панцушотов, в том числе довольно наглых. И, конечно, Усаги, сражающаяся с Галаксией в чём мать родила. Ня!
      • Но если аниме 1990-х ещё можно показывать детишкам, пусть и осторожно, то оригинальная сёдзё-манга Наоко Такэути — ну никак не детское чтиво. Во-первых, нарисованные там смерти персонажей, как хороших, так и плохих, очень даже тянут на топливо ночного кошмара (тут вам и сожжённые заживо люди, и разлагающиеся скелеты). Во-вторых, некоторые читатели умудрились углядеть в отношениях девочек лесбийские мотивы (но, по словам самой художницы, юрийщицами являются только Харука и Мичиру). Ну, и наконец — судя по авторским намёкам, а также финалу манги (где главная героиня оказывается беременна, причём это выясняется у свадебного алтаря!), добрачные отношения Усаги и Мамору поцелуями явно не ограничились…
  • Evangelion — о проблемах подростков, и подросткам же в первую очередь адресован. Зато сеттинг демонстрирует полный комплект: тут вам и чужеродные чудовища, и роботы, которые пострашнее этих самых чудовищ, и гнетущая атмосфера приближающегося п…, и, конечно, End of Evangelion (правда, автор правки не уверен насчёт того, попадает ли полнометражка под троп).
    • Ну и тот умник, что в своё время впихнул «Еву» в чисто детский таймслот на ТВ, немало поспособствовал тому, что заканчивать сериал пришлось на голом энтузиазме. «Ева», может, и для подростков, но определённо не для маленьких детей.
  • «Бродягу Кэнсина» показывали по СТС без купюр и цензуры. Фонтаны крови, бьющие из главных героев в процессе поединков, откровенно пугающие персонажи (к примеру, страшный аки смерть Дзиньё, тощий анорексик Хенья, толстяк Хаётокко с эрегированным членом (!), торчащим из-под шорт) и «взрывоопасные» монологи Сисио Макото. Разве что гея Каматари сделали девушкой. Да-да, трансляция шла в дневное время, причем в отличие от «Алхимика», довольно долго и без переноса трансляции. Хотя автор правки безумно благодарен СТС за это аниме, ибо именно оно воспитало в нем ненависть к социальному дарвинизму.
  • «Покемоны», хоть и известны как хрестоматийный пример аниме именно для детей, вокруг них тоже было немало скандалов. Самый известный — что после просмотра серии, где с высокой частотой сменялось красное и синие сияние, дети с эпилепсией стали массово попадать в больницы. Серию запретили. А в России противники аниме якобы обнаружили двадцать пятый кадр с изображением Шивы.
    • Скандал № 2, тоже не менее известный — в одном из эпизодов 1 сезона Джеймс, участник Команды R, ради победы в конкурсе женской красоты не просто переоделся пляжной красоткой и намакияжился, а ещё и… нацепил на себя накладную грудь с регулируемым размером! Неизвестно, как в других странах, но в Америке и России, понятное дело, эту серию не перевели. Правда, на некоторых русских DVD, хоть и в оригинале, но она всё-таки была 🙂
    • Скандал № 3, известный чуть меньше — в Европе выкинули эпизод, в котором Эшу угрожают пистолетом. Проблема в том, что именно в этой серии Эш поймал целое стадо быкообразных Тауросов. Позже они нередко мелькают на экране, а вот откуда взялись — немецкие дети уже не знают.

2000е

  • Digimon — вроде бы чисто детское аниме, как «Покемоны», только круче и эпичнее… вот только местами там недетская жестокость, персонажи вполне могут погибнуть, да и злодеи больше подошли бы сёненам (а некоторые и на сэйнэновских потянут). И это в первом сезоне, а в третьем авторы сорвались с цепи и троп отыгрывается в режиме педали в цифровой мир. Как думаете, что получится, если до детских мультиков дорвётся фанат Лавкрафта и сценарист Serial Experiments Lain?
  • «Унесенные призраками» — великолепное аниме, но лучше показывать детям лет с 10-12, так как некоторые моменты и образы могут по-настоящему испугать маленьких зрителей (например, превращение родителей Тихиро в свиней или Безликий, одержимый жадностью).
  • One Piece — да, есть пошлые моменты, алкоголь, насилие и смерти персонажей. Но в сериал как раз таки учит детей жизненным урокам, что нужно искать друзей, которые всегда будут рядом и всегда помогут, что не надо быть снобом, и у каждого есть свои недостатки, нужно просто не давать им отвлекать в важных ситуациях. К тому же есть и смешные моменты, и герои ведут себя по-детски. В общем, получилась реальность.
  • «Стального алхимика» образца 2003 г. дублировали по заказу СТС и первое время крутили на этом канале в блоке мультфильмов. Учитывая творящиеся в сериале треш, угар и содомию гуро, боди-хоррор и просто жуть, а также то, что пара сцен способна вызвать кирпичный понос даже у взрослого зрителя, неудивительно, что родители, посмотрев «детский мультик», очень скоро охренели, и трансляцию пришлось отодвинуть на раннее утро.
  • Rozen Maiden — замечательная семейная сказка, через своих многочисленных персонажей раскрывающая достаточно важные жизненные аспекты: вера в себя, борьба, прежде всего, с собственными недостатками и обретение силы воли, альтруизм и дружба. Наконец — центральная проблема всего аниме — семейные ценности, сохранение которых превыше любой, даже самой высокой цели. Тем не менее, есть множество моментов, в которых создатели, преследуя свои цели, откровенно перегнули палку:
    • Суигинто, выброшенная и сломанная мастером Розеном кукла, показана в первом сезоне, как очевидная антагонистка, еще и регулярно вынужденная выслушивать от Шинку унижения, главным образом, что она — «хлам». Вот такая травля всех, кто не является «идеальным», вложенная в уста главной героини, которая наводит юных зрителей на мысль о том, что «либо ты идеал, либо ты ничтожество». Не удивительно, что именно бедная Суигинто вызывает у зрителей всех возрастов в разы больше сострадания, чем все другие герои вместе взятые.
    • Создатели, видимо, предвидя такое развитие событий, дали Шинку в одной из серий понять на собственной шкуре, что неидеальным может стать даже тот, кто был минуту назад воплощением совершенства через… отрывание руки.
    • Пытаясь всячески намекнуть, к каким ужасам приводит забвение семейных ценностей, авторы со второй части устроили лютую, нарастающую слезогонку, начав со смерти Соусейсеки. Невероятно душераздирающая сцена остановки сердца Хины, младшей из сестер, проходившая в крайне меланхоличной атмосфере, заставила бы детей попросту разрыдаться от горя. Да и смерть главной антагонистки Барасуишоу, которая еще минуту назад верила в собственное совершенство, а потом со слезами мучительно рассыпалась на части, вряд ли удержала бы и взрослого зрителя от горестного возгласа: «Бедный злодей!». Наконец, апофеозом слезогонки стал приквел «Ouvertüre», полностью посвященный Суигинто. Автор правки помнит, как при ее просмотре его девушка попросту разрыдалась и плакала еще долго после окончания этого душераздирающего шедевра. Да и сам он еле сдерживал слезы…
    • Много нареканий у родителей вызывает и сама Шинку, главная героиня, которая несмотря на очевидный рост над собой и признание своих ошибок («Джун, я поняла: чтобы стать идеальной девочкой вовсе не обязательно участвовать в Игре Алисы») перед Суигинто и сестрами, совершенно не меняет отношения к Джуну, продолжая считать его своим бесправным слугой, несмотря, что в первом сезоне он спас ей жизнь. Это же относится и к близняшкам Суисейсеки и Соусейсеки: первая до конца демонстрирует, что признаться в чувствах можно через троллинг, а вторая пропагандирует образ сильной женщины через непомерную агрессию.
    • Битвы, битвы, битвы… Очаровательные девочки, «мармеладно-марципановые» декорации, разговоры о прекрасном и… «в конце останется лишь одна»?
    • Наконец, второй сезон, отличившийся наличием множества отсылок к христианской морали (особенно — сцена, где Джун обращается к Розену после смерти героинь) и аллюзий на «Алису в Стране чудес» Кэролла, которые могут быть попросту непонятны юным зрителям. А слепое повиновение кукол своему создателю, безукоризненное следование его воли в ущерб себе пока после финального боя Шинку, наконец, не прозревает — и вовсе показалось намеками на религиозный фанатизм.
  • Gurren-Lagann — вроде бы простая и весёлая история о сражениях на огромных роботах, преодолении себя и обретении зашкаливающей силы. Но при этом там нередко весьма психоделическая атмосфера, слишком откровенные наряды у некоторых героинь, не вполне приличные эпизоды на горячих источниках, есть и довольно напряжённые моменты (например, гибель ментора главного героя, момент, когда самого ГГ отправляют на казнь).
  • Claymore
  • Sonic X — сцена, где летучая мышь Руж троллит арестовывающую её девушку-полицейского с позывным Топаз: «О, да ты садо-мазо увлекаешься, так я понимаю?». А уж учитывая, что надеть на Руж наручники собирается особа женского пола… В общем, понимаешь, почему продюсеры не-японских версий решили не искушать судьбу и предусмотрительно переозвучили пикантную сценку.
    • Вообще, подобных моментов с подколками на околосексуальную тематику от Руж в аниме дофига и больше. Но только в японской версии.
      • При переводе на другие языки из японского оригинала вообще вырезали много всего по причине всё той же цензуры, сомнительных/двусмысленных моментов или просто потому что так захотелось. Вот, как минимум.
    • На самом деле, если вслушаться в японский текст, ничего похожего на «садо-мазо» Руж не говорит. Покопавшись в интернете, (ОЧЕНЬ глубоко покопавшись — в итоге, пришлось залезть аж в корейские блоги) автор правки таки нашёл правильный дословный перевод данной фразы: «О, так тебе нравится Hard Play?» (да-да, именно так, на английском). Конечно, у японцев слова «Hard Play» (если судить по выдаче гугла на соответствующий запрос, ハードなプレイ) ассоциируются именно с сексом и с садомазохизмом в частности, однако в английском переводе (и во всех остальных, если переводить с английского) их вполне можно оставить — сексуальный подтекст сохранится, но дети его вряд ли заметят, так как у них слово «игра» ни с чем таким не ассоциируется. Но нет, авторы английских субтитров скреативили, забыв, что переводят кодомо, и, в итоге, под видео, сравнивающим японскую и американскую версии, можно наблюдать лиц явно моложе 14-ти, искренне спрашивающих «Что такое S&M?».

Наши дни

  • Shingeki no Kyojin
  • Dorohedoro — получилось как с «жожей», только наоборот: «Грязь к грязи» изначально публиковалась в сэйнэн-журнале, а за год-полтора до окончания перешла в сёнэн. На обилии топлива ночного кошмара, которым славна эта «совсем не мрачная» манга, это не отразилось. Зато отразилось на качестве сценария. Эх.
  • Dai Dark от того же автора, что и предыдущий пример. Выходит в том же журнале.

Прмечания

  1. Ещё есть целых четыре игровых фильма, но кто о них знает, кроме Википедии?
  2. Никак не ограничились: сцену, где Усаги целуется с Мамору, одетая в сарафан и блузку, а потом появляется в одном сарафане на голое тело, и так часто приводят, а победу над Галаксией они так вообще празднуют в в постели.

Вернуться к основной статье.

Аниме и подросток – от увлечения до проблемы

2 9650 15 Июня 2018 в 22:17 Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог

Аниме — японские мультфильмы, имеющие характерный узнаваемый стиль. Они сняты по сюжетам комиксов, классических литературных произведений или собственному сценарию.

Внимание подростков привлекает более «взрослый» сюжет аниме, в сравнении с обычными мультфильмами. Это может быть тема отношений, любви, космоса, супергероев, фантастики, философии с параллельными мирами и сверхъестественными способностями персонажей.

Снятые в формате сериалов аниме интригуют и заставляют смотреть серию за серией, сезон за сезоном.

Увлекаясь слишком сильно, подросток может тратить на них все свое свободное время. Иногда ребенок начинает копировать персонажей, их одежду, внешний вид, манеру говорить. Любители аниме объединяются в фан-клубы, играют в онлайн-игры, создают целые движения аниме-пространства.

Когда все это является лишь частью жизни подростка, родители не придают этому большого значения. Но бывают случаи, когда увлечение аниме начинает занимать все больше и больше времени, и происходит это в ущерб школе, некогда любимым кружкам, общению со сверстниками и родными.

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию.

В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков?

Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Насколько оправданы «профилактические» меры полного запрета на аниме?

Смотрят все, а увлекаются единицы. Какие дети уходят в аниме с головой?

Мультики любят все дети. Только одного ребенка легко отвлечь от происходящего на экране, а другой смотрит так, словно окружающего мира не существует, ничего не слышит и не видит, а если выключить, выражает бурный протест.

Вот так с головой переместиться в параллельную реальность может подросток со звуковым вектором. Особенности его психики таковы, что он может глубоко сосредоточиться на том, что вызывает у него интерес. Его желания тем или иным способом направлены на поиск смысла его жизни, поэтому ему близки и интересны темы фантастики и философии, открытия в себе новых способностей или новых галактик во Вселенной. Вопросы материального мира не вызывают в звуковике такого отклика, так как не дают ответов на его неосознанный внутренний вопрос — зачем я тут?

Искусственно созданная реальность, вымышленные миры, идеальные герои, захватывающие истории аниме — там интересно, там хорошо, они развлекают, удивляют, смешат, пугают, ищут вместе с тобой ответы и находят их. Такое пассивное развлечение становится подменой настоящей жизни у звуковых подростков. Потому что оно не требует усилий от них самих. В отличие от реальности, которая как раз в пубертат, когда психика перестраивается на взрослый режим, начинает требовать от них усилий больше, чем раньше.

Вслед за звуковыми друзьями увлечься аниме могут и подростки со зрительным вектором, которым недостает в реальной жизни эмоциональных связей с окружающими людьми. В мир аниме они как раз идут «добрать» эмоциональных связей, прожить «взрослые» чувства, увидеть яркие, выразительные сюжетные картинки в противовес серой реальности, посмеяться, поплакать, порадоваться, испугаться и победить вместе с героями аниме.

Пубертат. Когда родителей уже мало, а себя самого еще не хватает

Это сложный период в жизни каждого человека. Переход из детства во взрослую жизнь. Психологическое развитие завершается, на смену этому приходит новый этап — реализация тех свойств, которые в детстве развивались. Процесс реализации, воплощения в жизнь, применения на практике врожденных свойств психики будет продолжаться в течение всей последующей взрослой жизни, и происходить это будет на том уровне, до которого свойства успели развиться при окончании периода пубертата.

У подростка появляется желание принимать самостоятельные решения, устраивать свою жизнь самому, брать на себя ответственность за свое будущее. И он пытается это делать, пробует реализовать себя. Только не всегда получается с первого раза, ведь возможностей и ресурсов еще маловато. И подросток теряет почву под ногами.

Он не ощущает знакомого и привычного чувства защищенности и безопасности, которое всегда получал от матери, или не ощущает его в полной мере, так как идет отрыв от родителей. При этом он еще не в состоянии обеспечить этим чувством себя самостоятельно, навык еще не устойчивый. Подросток попадает в стресс.

Нереализованные свойства психики напоминают о себе, вызывая плохое самочувствие. А реализовать полноценно свойства звукового вектора удается далеко не всем взрослым, что же говорить про подростков?

Это не в аниме хорошо, это в реальности мне плохо

Без понимания собственной психики ребенок живет ощущениями, идет у них на поводу, не отдавая себе отчета — куда. Любому подростку трудно становиться взрослым, но звуковики первыми выбирают уход от реальности . Реальности, которая приносит страдания, ощущается болезненно, которая не может удовлетворить их потребности.

Аниме становится своего рода попыткой сбежать от боли. Уходя в выдуманный мир с головой, звуковик стремится к подмене реальности. Он начинает жить в том мире, где ему хорошо, легко и интересно, пренебрегая настоящим окружающим миром живых людей.

Если звуковик пытается уйти от боли, то зрительный подросток может погружаться в фантазии. Он находит в аниме ту красоту, которой ему не хватает в жизни. Красоту отношений, глубину чувств, захватывающий сюжет, внешний стиль героев, эмоциональные приключения.

Чем дальше и глубже подросток погружается в виртуальную реальность, тем сильнее заложенные в нем от природы желания психики требуют их осуществить.

Окружающая действительность, реальная жизнь, в отличие от аниме, предусматривает приложение усилий, активные действия, физическое или умственное напряжение.

Другими словами, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Поэтому обычные обязанности вызывают раздражение: уроки, домашние задания, уборка, порядок в комнате, семейные торжества, бытовые хлопоты, даже усилия по уходу за собой. Все это кажется ребенку таким приземленным, скучным, глупым и бессмысленным, что нет никакого желания этим заниматься.

Гипертрофированное увлечение аниме — это сигнал того, что подросток не знает, как ему жить. Он не понимает себя, не ощущает понимания и приятия его взрослыми, не имеет направления для движения по жизни, не умеет получать радость от общения с ровесниками, не знает, куда направить свои способности, чтобы получить значимый для себя и других результат, а значит, и удовлетворение.

Да, ему нужна помощь.

Что делать? Разобраться в причинах

Знания о психике, которые получают родители на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология, формируют новое мышление. В корне меняется взгляд на своего ребенка, становятся очевидными и наблюдаемыми все его «странности», капризы и протесты.

Обозначаются причины, по которым подросток «сидит в аниме», что он пытается дополучить в выдуманном мире. Чего он хочет на самом деле и чего так отчаянно ищет в виртуальной реальности.

Понимая его потребности, желания, ценности и приоритеты, вы уже не отталкиваете его своим непониманием и вечными вопросами «ну что ты там нашел?!». Теперь вы знаете это сами даже лучше, чем он.

Это значит, вы больше не транслируете на подростка свое раздражение или разочарование. Вы понимаете, какой он на самом деле. Это все меняет в ваших отношениях. Растет доверие, возникает продуктивное общение, налаживается контакт с ребенком.

Именно звуковики чаще других проговаривают свою проблему словами «меня никто не понимает», зрительные дети выражают это фразой «меня никто не любит» или «я никому не нужен».

Поэтому, когда такое желанное понимание и принятие приходит, ощущение враждебности реального мира отступает. Подросток получает лучик надежды на то, что и ему есть место в окружающей действительности, что и у него есть шанс найти свой смысл, свое счастье в этой жизни. Реальность получает оттенки привлекательности. Причем по ощущениям более яркие, нежели в выдуманном мире аниме.

Когда уходит непонимание со стороны родителей, ребенок получает возможность «добрать» от матери ощущения защиты и безопасности, и его состояние выравнивается. Хоть частично. Все же он еще не совсем взрослый и подсознательно все еще стремится почувствовать себя в полной безопасности под маминым крылом, как это было в детстве. Особенно остро он нуждается в этом, когда быть взрослым не получается, когда попытки реализовать себя не увенчались успехом, а желание никуда не исчезло.

Именно сбалансированное внутреннее состояние матери дает ему такую возможность — получить подсознательное ощущение защищенности и безопасности.

Как повернуть мир аниме в пользу ребенка

Когда контакт с ребенком уже налажен, вы получаете возможность влиять на просмотр его любимых аниме.

Тогда вы можете вместе выбирать глубокие, смысловые, эмоциональные мультфильмы, без эротики, насилия, жестокости. Не запрещать, но регулировать. Вдвоем с ребенком определить время просмотра или количество. В качестве награды или отдыха.

Вы можете способствовать его развитию: предложить нарисовать героев в скетчбуке, попробовать сделать аниме самому с помощью виртуального конструктора, написать фанфик по мотивам любимого сюжета, смотреть с титрами и учить язык, поинтересоваться японской культурой, философией, литературой. Не обесценивать его увлечение, а развивать, расширять его возможности с помощью инструмента аниме.

Будучи с ребенком на одной волне, понимая его интересы, желания и потребности, важно поддерживать его и направлять в сторону активного взаимодействия с окружающими людьми. Именно такое направление задаст нужные ориентиры для полноценной реализации подростка в будущем.

Активная заинтересованность родителей поможет включить ребенка в общение с ровесниками. Продуктивная совместная деятельность — только это принесет звуковому подростку большее наслаждение, нежели виртуальное пассивное потребление развлечений, вернет интерес к реальной жизни, покажет перспективу вложенных усилий.

Можно создать местный фан-клуб любителей аниме, всем вместе сделать сайт или стенгазету, коллективно придумать дизайн постеров и напечатать их в полиграфии, пошить костюмы и поставить спектакль по мотивам аниме, поставить танец и выступить с ним на конкурсе, писать фанфики и публиковать их по очереди в общем блоге, снять самим филлер и разместить на ютуб-канале фан-клуба.

Возможностей масса, главное во всем этом — совместное творчество, взаимодействие, общение, направленность на людей, возможность и желание вписываться в реальный мир.

Показывая разные варианты реализации свойств звукового и зрительного векторов, более трудоемкие, но вместе с этим несущие большее удовлетворение, вы убедитесь, что ребенок выбирает более сложные. Новое поколение несет в себе желание большего объема. Им интереснее реализация более высокого уровня. Стоит только показать весь спектр.

Мир аниме может оказаться близок интересам подростка со звуковым и зрительным векторами. В этом нет опасности или вреда для ребенка. Главное, чтобы он не стал тем убежищем, в которое подросток станет прятаться от реального мира. Высокая психологическая грамотность родителей современных детей выходит на первый план в вопросах развития ребенка, особенно в сложный для него период пубертата.

Увлечение вашего ребенка аниме говорит о том, что ему близок мир серьезных отношений, больших подвигов, захватывающих приключений, что он способен на сильные поступки. И в ваших силах сегодня показать разницу между куцым и быстротечным удовольствием от погружения в выдуманную реальность аниме и действительно мощным наслаждением от реальной жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Разрушаем стереотипы о влиянии аниме на человека

Кон-нитти-ва, мой дорогой читатель, если что это я по-японски с тобой поздоровался, но сейчас не об этом. Сегодня, сидя в университете и залипая в новости из мира аниме, я услышал довольно странный разговор двух девушек (знаю, что подслушивать плохо). Они говори про то, что их общий знакомый очень классный, но из-за того, что он смотрит Наруто они не хотят с ним даже разговаривать, считая его замкнутым и не совсем адекватным. WTF?! Действительно, я был в неком ауте, если так можно сказать, я конечно подошёл, извинился и сказал им, что они очень далёкие и им следовало бы получше разобраться в данной культуре, прежде чем делать выводы о человеке.

Чуть не забыл! Теперь у нас на канале есть навигация, где все статьи разбиты на категории: новости, топы, обзоры и многое другое!

Ну и наверное, как вы поняли из вступления, сегодня мы разоблачим (а, возможно, даже подтвердим) некоторые стереотипы о том, как же аниме влияет на человеке, и на самом ли деле он становится «овощем», как считают некоторые личности.

Стереотип №1 — Смотря аниме, человек меняет свой образ жизни на плохой и становится агрессивным по отношению к другим

Довольно часто слышу подобное от своих друзей, особенно от тех, кто ещё довольно молодой (имею в виду подростки). Особенно часто данное высказывание направленно из уст не сильно близких друзей, которые считают, что если ты не пошёл с ними на вписку, решил посмотреть сезон другой токийского гуля, то ты автоматически становишься странным и не интересным для общения. Но согласитесь, не приятно было бы такое услышать? Поэтому говорю прямо и чётко, да у анимешников немного другой образ жизни, мы любим посидеть дома и посмотреть в экраны своих гаджетов, наблюдая как там мелькают различные серии нами любимых аниме. Я не считаю это плохой привычкой, так как с таким же успехом можно лежать и смотреть сериалы или фильмы. Если говорить об агрессии, то это просто маразм, как по мне это самые добрые люди на свете, ну, максимум, что они могут, это послать куда подальше в интернете (шутка, лучше не злите анимешника, а то они быстро бегают).

Стереотип №2 — Смотря аниме, человек не может найти себе вторую половинку

Ну, тут больше зависит от самого человека, лично у меня множество примеров, когда человек, который смотрел аниме, находил более удачно свою вторую половинку (вплоть до того, что они создавали свою семью). Я не отрицаю того, что есть анимешники, которые зациклены только на анимации и кроме этого ничего не знают, но это уже больше проявление фанатизма, и, ну, тут ничем не помочь ^_^

В качестве ещё одного факта в пользу того, что анимешнику проще найти себе вторую половинку, я приведу себя и свою жену, которая сейчас является моей бета-reader и помогает мне с ведением канала… Эх, раскрыл своей семейный бизнес… А, забыл уже к чему я это всё написал, наверное, потому что на потоке последнего курса моего профиля обучения, всего парочка молодожёнов.

Стереотип №3 — Смотря аниме, человек теряет представление об реальности

Данный стереотип я больше отнесу к девушкам, чем к парням. Имею в виду, что многих молодых особ, увидев их в шикарном косплее, считают девушками лёгкого поведения или вовсе псих-больными. Да, были такие случаи среди моих знакомых, причем не единичные. Связанно это скорее с менталитетом наших старших поколений (дедушек, бабушек, родителей), которые, ну, просто напросто не могут это переварить и воспринять, как искусство (тоже самое перевоплощение в какого-нибудь героя из аниме), которое для многих довольно интересное и увлекательное. Хочу отметить, что те же самые люди, о которых я писал выше считают, что если одеть маленького ребёнка в костюм какого-нибудь зверя или супер героя, например, человека-паука, то это для них почему-то является нормой. Парадокс.

Сам я лично ничего в косплее плохо не вижу, наоборот даже чем-то привлекает и завораживает мою душу.

Стереотип №4 — Аниме не несёт смысл и пищу для мозгов

Ну и как итог, хочу сказать о том, что чаще всего аниме скрывает в себе явные проблемы общества, будь это трудные отношения в семье, предательства друзей или же какие-то политические разногласия, которые проектируются в выдуманном мире японской анимации. Как по мне, в аниме довольно открыто идёт обсуждение всего этого перечисленного и его довольно сложно назвать простым мультиком. Оно учит чему-то большому, учит осознавать что есть плохо, а что есть хорошо на примере выдуманных героев. Я бы даже поставил просмотр хорошего аниме на одно место с чтением книги по психологии. Поэтому однозначно скажу, что данный стереотип лишь чья-то выдумка.

Истории нужен счастливый конец… Даже если это и неправда. Во многих сказках грустные концовки, заменены на счастливые. Почему же все так отчаянно желают верить в счастливый конец? Возможно, дело в том что в реальном жизни трагедии не избежать. Кажется, я наконец-то это понял. Арчер (аниме: Fate Stay Night: Unlimited Blade Works)

Если вам понравилась статья, то ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы в дальнейшем ничего не пропустить!