Альтернативное образование

09.02.2019 0 Автор admin

Содержание

Для тех, кто решился взять на себя ответственность за обучение своих детей

Началось все с того, что мне позвонил брат и сказал: «У тебя есть домен ddbo – запомнить очень просто: дурак-дебил-баран-осел». «И что мне делать с таким доменом?» — растерялась я. У меня-то сайт о cемейном образовании!» Хорошо, давай по-другому: «Дорогу домашнему безупречному образованию» — тут же сориентировался брат.

Однако, первая версия.. Зацепила! Во-первых, подобные способы оценки – норма в системе современного образования, цитирую: «Ты не достоин учиться в нашей школе». «Таких детей как ты, надо исключать из школы». «Ты позоришь своих товарищей». Общество слабо протестует лишь против самих бранных эпитетов, да и то робко и далеко не всегда. Да и стоит ли протестовать? Отличаясь по форме, по сути эти высказывания идентичны.

Во-вторых,  подавляющее большинство родителей свято верят, что запрет на двигательную и речевую активность будит интерес к учебе, а двойка является стимулом к познанию. Их позиция в отношении всех инакомыслящих очень близка к «Дурак! Дебил! Баран! Осел!» и далее по списку. Очень многие люди вообще считают, что называя своих отпрысков таким образом, они их воспитывают. На самом же деле, ругательства – это лишь способ выражения эмоций. Дорогие оппоненты! Я знаю, что вы чувствуете! Ваша искренняя  позиция мне гораздо дороже, чем фальшивое одобрение множества чиновников от образования, которые интересовались нашим проектом альтернативного образования только на словах.

В третьих же, откровенно говоря, каюсь: я не раз награждала именно этими звучными именами методистов, внедривших в жизнь ФГОС для начальных школ, авторов некоторых учебников, а также создателей некоторых проверочных работ. (Вот честно, мы с учителями каждый раз гадаем, чего они такого накурились или нанюхались, чтобы родить такие «шедевры»). Но об этом отдельно. А пока – добро пожаловать в мир БЕЗ ШКОЛЫ.

Я знаю, это звучит как «жизнь после смерти». Разве есть жизнь без школы? «Я бы не стала так рисковать», — сказала мне директор супер-пуперлицея, ставшего  самым востребованным учебным заведением Москвы по итогам предварительной записи первоклассников через интернет. По секрету: рецепт такой востребованности на диво прост: надо всего лишь строить побольше жилых домов и полностью игнорировать отсутствие общеобразовательных заведений. В нашем районе даже частные школы переполнены. И хотя об этом руководство школы трубит и стенает на всех углах уже который год, чиновники ухитрились такого слона  — и не приметить. Словом, полное ddbo!

Дорогие родители! Если уж вы отыскали этот сайт на просторах интернета, смею предположить, что нас с вами объединяют общие цели и интересы.

Домашнее образование — альтернатива общеобразовательной школе.

Что вас также  не устраивает система образования, основанная на развитии у детей памяти, а не способностей и навыков. И вам тоже не слишком нравятся школы, где поощряется соревнование, где награждаются те, кто преуспел в зубрежке правил и исполнительности, где оценивается память и “успеваемость”, а не способность радоваться жизни, анализировать, критически мыслить и находить выход в сложных ситуациях. А значит, вы ищете альтернативу государственному образованию. Давайте делать это вместе.

Добавлю только одно: для меня жизнь без школы — совершенно не значит, что я призываю всех учить детей самим, дома. Нет, это портал для тех, кто решил взять на себя ответственность за обучение, но не обязательно само обучение. Обучение я лично  предпочитаю доверять  людям, увлеченным тем, чему они учат. Так сложилось, что их мало осталось в госшколах. Но они есть. И здесь я собираю информацию о них, чтобы вы тоже могли познакомиться с ними  и узнать, какой интересной и эффективной может быть учеба вне школы.

Общеобразовательная школа

Школа — учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10-12 классов и соответственно лет обучения.

Основной курс школы дает базовые знания по главным направлениям наук.

Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному

Обучение осуществляется по типовой государственной программе

Виды школ

Общеобразовательные школы призваны создавать условия для обучения любой категории учащихся. Многие школы открывают дополнительные классы: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов

Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний.

Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования

Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские).

Религиозные (конфессиональные) школы

Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.

Поступление

Дети поступают в школу в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет.

С 1 апреля во всех российских школах начинается запись детей в первый класс. Родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу, при этом присутствие ребенка необязательно. Предпочтение отдается детям из близлежащих районов и домов.

    Необходимые документы (оригиналы):

  • заявление,
  • медицинская карта ребенка,
  • свидетельство о рождении,
  • документ, удостоверяющий личность родителя.

С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые образовательные стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с первого класса и десять часов внеурочной деятельности. В этой связи, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и группа продленного дня.

Особенности обучения

Рабочий день в школе состоит из уроков (40-45 мин.) и перемен (5-20 мин). В большинстве школ организована группа продленного дня, где дети отдыхают, едят, делают уроки, если нет возможности пойти домой.

В школе преподаются предметы четырех групп: гуманитарные, естественнонаучные, точные, предметы по искусству. В большинстве школ существуют разнообразные бесплатные кружки и секции.

История

Становление среднего образования в России было непростым и длительным.

С начала своего становления и в дальнейшем школа длительное время носила сословный характер.

В XV—XVI вв. в среднее образование представляло собой классическое образование, которое преподавалось в гимназиях, как правило, детям из наиболее обеспеченных семей с целью подготовки к университету.

Более упорядоченным и доступным образование стало в конце XVIII столетия, когда в 1766 году был принят первый в истории нашего государства школьный Устав.

В это время в России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в училищах.

Новый школьный Устав был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища.

С 1917 года советское правительство поставило основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Конституция закрепила за гражданами право на образование.

Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. В дальнейшем советское школьное образование развивалось весьма успешно, его опыт используется по сей день в разных странах.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним. В настоящее время школы перешли на 11-летнее обучение.

Старшие классы

Последние два года обучения в школе занимает завершение полного среднего образования. Это добровольное обучение, основная цель которого — получение глубоких знаний для поступления в вуз.

Образовательная программа

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин.

Очень распространено профильное обучение в старших классах, когда ученик выбирает направление более углублeнного изучения предметов, исходя из собственных склонностей.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен, который является одновременно и выпускным экзаменом в школе, и экзаменом для поступления в вуз. Русский язык — обязательный экзамен. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики сами выбирают те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

С введением ЕГЭ золотые и серебряные медали перестали давать льготы при поступлении в вуз, но, несмотря на это, продолжают выдаваться в школах для поощрения выпускников.

После успешного окончания 11 класса школьник получает аттестат о среднем образовании, где указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС)

Старшеклассники изучают большинство предметов, которые они изучали в средних классах. Некоторые из них — углубленно, поскольку школьник обязан самостоятельно определить профиль обучения.

Новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный

    Старшеклассники обязательно должны изучать шесть дисциплин:

  • Русский язык и литература,
  • Иностранный язык,
  • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия,
  • История (или «Россия в мире»),
  • Физическая культура,
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
    К этим дисциплинам будут добавлены 3-4 предмета по выбору:

  • Филология (русский язык и литература, родной (нерусский) язык и литература)
  • Иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык)
  • Общественные науки (история, география, экономика, право, обществознание, Россия в мире)
  • Математика и информатика (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика)
  • Естественные науки (физика, химия, биология, естествознание)
  • Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, экология, ОБЖ).

В окончательный учебный план должны входить предметы из всех перечисленных областей (всего 9-10 предметов).

Семейное образование: альтернатива, а не бунт

Однако 3-4 предмета обязательно должны изучаться углубленно. Кроме того, в учебный план могут быть включены дополнительные учебные предметы: «Психология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». Всё зависит от специфики и возможностей учебного заведения. Ученики должны будут выполнять и индивидуальные проекты.

Новые ФГОСы для старшей школы вступят в силу с 1 сентября 2013 года

Перевод в старшие классы

Обязательным условием перевода в старшие классы является успешное прохождение государственной итоговой аттестации после 9 класса.

Главная\Документы\Для директора школы и завуча

При использовании материалов этого сайта — АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

"Завуч" №5, 2002

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной думой 21.10.94 г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008.
1.2. Классы с углубленным изучением предметов ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Классы с углубленным изучением предметов дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
1.3. Классы с углубленным изучением предметов открываются приказом по Управлению образования в соответствии со статусом Центра образования.
1.4. Классы с углубленным изучением предметов открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.
1.5. Классы с углубленным изучением предметов организуются на III ступени среднего общего образования в составе старших (10-11-х) классов.
1.6. Центр, имеющий классы с углубленным изучением предметов, несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.

2. Содержание и организация общеобразовательного процесса

2.1. Обучение в классах с углубленным изучением предметов осуществляется в соответствии с образовательной программой, отражающей образовательную стратегию определенной направленности.
Образовательная программа предусматривает:

  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных курсов по профильным дисциплинам;
  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

2.2. Классы с углубленным изучением предметов работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на вуз. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Центра образования совместно с кафедрами вузов.
2.3. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.5. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении уроков информатики и иностранного языка.

3. Порядок приема и выпуска учащихся классов с углубленным изучением предметов

3.1. В классы с углубленным изучением предметов принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема в Центре образования формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
3.2. При зачислении в классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России

3.3. При поступлении в классы с углубленным изучением предметов учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в Центре образования.
3.4. Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом Центра образования в соответствии с порядком, установленным Уставом; решения оформляются приказом директора.
3.5. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
3.6. Выпускникам классов выдается аттестат о получении среднего общего образования с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
3.7. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.
3.8. Право зачисления выпускников в вуз без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и определяется дополнительным соглашением между Центром образования и вузом.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов

4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов, открытых в Центре образования, организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели вузов.
4.3. Ставки заработной платы учителей, работающих в классах с углубленным изучением отдельных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
4.4. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития учреждения вводятся ставка заместителя директора по научной работе и ставки заведующих кафедр в количестве, определенном Уставом Центра образования.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение

5.1. Финансирование Центра образования осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента, или новых курсов и предметов. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся.
5.4. Финансирование определяется после издания приказа Управления образования.

6. Международная деятельность

6.1. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением предметов, имеет право осуществлять международную деятельность в установленном порядке.

7. Реорганизация, ликвидация классов с углубленным изучением предметов

7.1. Реорганизация и ликвидация классов с углубленным изучением предметов производятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об образовании".
7.2. Закрытие классов возможно при расторжении соответствующего договора с вузом, а также по решению учредителя.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Представление о том, что частная школа очень дорогая, и именно поэтому гарантирует высочайший уровень образования – не более чем заблуждение. Это подтвердили исследования экономистов, которые провели глубокое исследование вопроса. Элитарность вовсе не означает получения качественных знаний, а частная школа в России может отличаться от обычной только ценой.

В основу анализа положены собранные специальной Программой оценки учащихся PISA данные. По всему миру оцениваются выборочно знания по основным предметам (математика, чтение, естествознание) пятнадцатилетних ребят. Затем полученный средний бал обычного ученика сравнивали с показателями «платного» ребенка. Что получили в результате?

Больше денег – совсем не означает больше знаний

Чтобы сравнить стоимость образования, проводился анализ бюджета учебных заведений. У нас в стране государственное образование родителям почти ничего не стоит. А частная школа в России, напротив, на 100% существует за их деньги. При этом средний показатель знаний здесь только на 20 пунктов выше, чем в государственной (отечественный средний балл составляет 450-480 всего).

В отсталых странах (Катаре, Венесуэле, Киргизии или Панаме) качество образования реально зависит от уровня оплаты – лучше условия и учителя. У нас, по статистике, даже за большие деньги качество обучения нисколько не выше. Так что же такое частная школа в России – родительские понты, особый статус для привилегированного ребенка, стремление выделиться, обман заведения? Почему учиться в ней престижно и перед расходами не останавливаются?

Как проводится отбор и какие выдвигаются требования

Анализируя степень элитарности учеников, авторы исследования убедились, что особых условий и требований отечественная частная школа не предъявляет. Редко обязательным условием поступления являются отличные знания или рекомендации. В большинстве стран требования не отличаются от государственных учебных заведений. Возможно, поэтому и разница у выпускников минимальна.

Только в некоторых странах (Великобритания и Катар, к примеру) она резко отличается в пользу частных школ. В Румынии наблюдается обратный процесс – здесь в государственных заведениях отбор жестче и выше показатели. У нас же, похоже, основным критерием является платежеспособность родителей.

Может быть, чем дороже, тем выше контроль успеваемости и жестче дисциплина? Отнюдь. Согласно той же статистике, именно «государственные» ученики находятся под более пристальным вниманием, а успехи и неудачи «платных» чаще замалчиваются. И родители даже не подозревают, какие проблемы с учебой у их чада.

Что касается дисциплины, частная школа в России практически не отличается от общеобразовательной. Этот показатель заметно отличается в Турции и Румынии, где бесплатное образование ужесточает требования к дисциплине. В Черногории и Киргизии, напротив, строгость поддерживается лучше в платном сегменте.

Большие нагрузки и высокие стандарты

Еще один миф, который развеяли исследователи. Частная школа в большинстве стран предлагает практически аналогичную программу обучения. Однако в некоторых государствах, к которым относится и наша страна, имеются более глубокие программы по изучению профильных предметов (иностранные языки, математика или гуманитарные науки). В целом нагрузка на ученика примерно одинакова и кардинально не отличается.

Казалось бы, частная школа в России может гибче подходить к выбору программ и учебников, внедрять передовые методики, включать в процесс дополнительные курсы. Однако по факту они отстают в этом от государственных, которые подходят к учебному процессу гораздо гибче.

Подводя общий итог, можно сделать парадоксальный вывод о том, что частная школа в России если и лучше общеобразовательной, то минимально. Требования к ученику, уровень дисциплины, подход к учебному процессу и результаты практически одинаковы. Самостоятельности и оригинальности при составлении программ нет. Результат (качественно образование) не гарантируется. Однако за все это приходится платить немалые деньги.

В чем причина популярности всевозможных лицеев, коллегиумов и колледжей?

Семейное обучение как альтернатива школе

Скорее всего, мнение о них сложилось благодаря единичным государственным заведениям со строгим отбором и реально высокими результатами обучения. Их выпускники с легкостью поступают в лучшие вузы, обладают глубочайшими знаниями. Под этим прикрытием предприимчивые бизнесмены открывают коммерческие предприятия под названием «лицей», в которых дети получают только больше комфорта в процессе обучения. Этот комфорт и оплачивается родителями. Сегодня в России всего 213 подобных предприятий (это 0,23% от общего количества), которые не делают погоды в стране. В большинстве случаев это просто бизнес.