Адаптация к школе

12.11.2018 0 Автор admin

Содержание

Нормы учебной нагрузки в общеобразовательных школах

Нагрузка в часах, в неделю Пред-шко-ла Классы
Инвариантная учебная нагрузка 20,5            
Занятия, факультативы, курсы по выбору ( в старших классах профи-лирующие предметы прикладные курсы) 1,5              
Индивидуальные и груп-повые консультации, занятия активно-двига-тельного характера              
Максимальная учебная нагрузка

Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Кроме того, с целью предотвращения увеличения числа уроков сокращаются, как правило, часы на физкультуру и предметы эстетического воспитания, что, не обеспечивая должного отдыха между уроками с трудными предметами, резко усиливает нагрузку на детей. Двухдневный перерыв между учебными неделями приводит также к нарушению динамического стереотипа у детей и значительному удлинению периода врабатывания в начале следующей недели. В связи с этим в общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов не допускается введение 5-дневной недели. Нежелательно также ее использование в начальной школе.

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену.

Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. Кроме того, способность к активному вниманию поддерживается лишь в течение 30-35 минут, после чего работоспособность резко снижается. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируется три урока 35 — минутной продолжительности; со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки — по 45 минут. Спаренные урокинедопускаются, за исключением уроков трудовогообучения. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести — в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу утомление, появившееся в предшествующие дни недели, становится наиболее выраженным. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам (шкалы Агаркова В.И.,1986 и Сивкова И.Г., 1975, табл.9.9., 9.10.), в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это- чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины.

Таблица 9.9 Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.,1986)     Таблица 9.10 Шкала трудности предметов для старших щкольников (Сивков И.Г., 1975)
Предмет Балл   Предмет Балл
Математика   Математика, русский язык (национальная школа)
Русский (национальный) язык   Иностранный язык
Природоведение   Физика, химия
Русская (национальная) литература   История
История   Естествознание, география
Рисование и музыка   Физическая культура
Труд   Труд
Физическая культура   Черчение
      Рисование
      Пение

Если графически отобразить сумму баллов по предметам в каждый из дней недели, то при правильно построенном расписании в кривой выделяются два подъема – в среду и пятницу, или один подъем – в среду или четверг (рис.9.2).

Нерациональным считается расписание, в котором нагрузка равномерно распределена по дням недели, или же преобладает в понедельник и субботу.

Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Занятия физкультурой, трудом, пением, рисованием рекомендуется проводить на 3-4 часу, когда появляются первые признаки утомления. Реализация потребности в двигательной активности, а также переключение с умственной деятельности на физическую способствуют активному отдыху школьников на этих занятиях. Отрицательное действие на работоспособность учащихся оказывают сдвоенные уроки и сочетание двух или трех трудных предметов подряд.

.Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначе­ния (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Урок, так же как и учебная неделя и день недели должен строиться в соответствии с кривой работоспособности: максимальную нагрузку дают к середине занятия, снижая ее к концу урока.

С целью повышения работоспособности, интереса к предмету, лучшего усвоения новой информации, снижения монотонности урока в учебном процессе достаточно активно применяют технические средства обучения (ТСО): видео- и кинофильмы, звукозаписи, компьютерные технологии. Однако урок не должен быть загружен ТСО, так как их использование увеличивает нагрузку на центральную нервную систему, зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим количество уроков с применением ТСО в течение недели не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов — 4-6. На уроках чтения использование звуковых технических средств допустимо только в качестве наглядных звуковых пособий.

Компьютерные технологии разрешается применять в обучении со второго класса. Длительность работы на компьютере на уроках письма во втором классе должна быть не более 20 минут, в третьем классе — не более 26 минут; на уроках математики во втором классе — не более 15 минут, в третьем — не более 20 минут.

Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены, позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.

В режиме дня школьников, в отличие от дошкольников, появляется новый компонент – домашние занятия, продолжительность которых возрастает с 1-2 часов в младших классах до 4 часов и более — в старших. Большой объем и сложность материала, задаваемого для изучения самостоятельно, неумение рационально организовать работу, затруднения в понимании темы приводят к значительному увеличению затрат времени на выполнение домашних занятий за счет резкого сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе, и, как следствие, — к снижению активной двигательной деятельности и сопротивляемости организма. Для предупреждения негативных проявлений чрезмерной нагрузки домашними занятиями необходимо соблюдать допустимую их продолжительность (табл.9.7), а также выработать определенный стереотип выполнения. Нельзя приступать к занятиям сразу же после школы и приема пищи. 1,5-2 часа до занятий нужно использовать вначале для подвижных игр, а затем, в завершение отдыха — для спокойных прогулок на свежем воздухе. Приготовление уроков целесообразно начинать в одно и то же время и через каждые 40-45 минут делать короткие перерывы. Если выполнение занятий требует 2-3 и более часов, оптимальным является более длительный перерыв с пребыванием на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе – один из необходимых компонентов режима дня школьников, роль которого обусловлена его мощным оздоровительным, развивающим и закаливающим действием. Продолжительность его должна быть не менее 3-3,5 часов у младших школьников и 2-2,5 часов – у старших.

Благоприятное действие на организм оказывает отдых по собственному выбору в свободное от занятий время. Внеучебная деятельность разнообразна: участие в кружках, занятия музыкой, лепкой, хореографией, спортом, чтение книг, просмотр телепередач, игра на компьютере, посещение концертов, общественно-полезный труд, помощь на дому и т.д.

Нормы учебной нагрузки в общеобразовательных школах

Эта форма отдыха, при которой отсутствует элемент принуждения, формируются положительные эмоции, возникает чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в себе, развиваются способности детей и др. Однако занятия по собственному выбору не могут быть неограниченными во времени и по степени нагрузки, превышение допустимых пределов, как правило, приводит к развитию выраженного утомления и нередко — серьезной патологии. Особенно это касается многочасового пребывания перед телевизором и глобального увлечения компьютером, приобретающего черты компьютеромании.

Занятия по собственному выбору не должны реализовываться за счет сокращения времени активного отдыха и сна. Продолжительность ночного сна у младших школьников должна быть не менее 10 часов, у учащихся средних классов — не менее 9 часов, а у старшеклассников – 8-8,5 часов. При этом у 6-летних школьников обязателен 1-часовой дневной сон. Дневной сон рекомендуется и 7-летним детям, а также учащимся различного возраста в периоды повышенных учебных нагрузок.

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 4894;

Когда ребёнок идёт в первый класс, взрослым кажется, что начало школьной жизни запомнится ему как одно из самых радостных, счастливых и светлых событий жизни. Бесспорно, каждый малыш спешит с гордостью примерить на себя роль первоклассника, однако очень часто оказывается, что школьные правила и порядки далеко не так радостны и интересны, как ему бы хотелось.

Изменения привычного уклада жизни — довольно стрессовая ситуация. Особенно сильно эта ситуация может повлиять на психику, настроение и самочувствие ребёнка. Когда ребёнок осознаёт, что вместо игр, просмотров мультфильмов и прогулок ему приходится сидеть на уроках, делать домашнее задание и готовиться к новому школьному дню, роль первоклассника уже не кажется ему такой привлекательной, как раньше. У детей любой дискомфорт часто выражается в психосоматических симптомах. Если ребёнку что-то не нравится, он может начать болеть, капризничать или замыкаться в себе. Всё это, как следствие, приводит к плохой успеваемости в школе и потере интереса к учёбе.

Читайте также: Диагностика готовности ребёнка к школе.

Как адаптировать ребёнка к школе? 

Помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в школьной среде могут только родители. Каким бы профессиональным и внимательным ни был преподаватель, отношение ребёнка к школе во многом складывается на основе родительского примера. Если родители превыше всего ставят успеваемость ребёнка и считают, что добиться результата они смогут только путем строгости, запрета и наказаний, процесс адаптации первоклассника к школе может затянуться на долгие месяцы. Если же родители смогут правильно мотивировать ребёнка и привить ему интерес к учёбе, адаптация к новой жизни пройдёт легко и почти незаметно.

Готовимся к школе

Рассказывая ребёнку о школе, не старайтесь сильно приукрасить действительность. Ребёнок должен знать, что школа откроет ему двери в новую жизнь, где он найдёт своих друзей, научится быть взрослым, самостоятельным, сильным и умным. Но, вместе с тем, малыш должен понимать, что для того, чтобы добиться успеха, ему нужно будет проявить дисциплинированность, усидчивость и внимательность. Постарайтесь как можно раньше привлечь будущего первоклассника к подготовке к школьной жизни. Покупая канцтовары, школьную одежду и организовывая школьное место, интересуйтесь его мнением. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять самостоятельность, тем легче ему будет привыкнуть к школьной жизни.

Дозируйте учебу

С приходом первого сентября у ребёнка кардинально меняется образ жизни. И даже если ребёнок уже привык к дисциплине, посещал детский сад или различные кружки, школьная жизнь во много раз увеличивает его обычную нагрузку. Отсидев несколько часов за партой, малыш просто не может сконцентрироваться на усвоении новой информации. Поэтому после школы устраивайте небольшую прогулку на свежем воздухе и позволяйте ребёнку какое-то время заниматься тем, чем ему хочется. Но, в то же время, не затягивайте с выполнением домашних заданий. Если ребёнку трудно за один раз выполнить весь объём упражнений, разбивайте этот процесс на несколько частей. Но делайте это так, чтобы у малыша оставалось время на полноценный отдых.

Составляйте график

Правильно спланированный график — это основа дисциплины, а также хорошего психического и физического самочувствия.

ГИГИЕНА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ

Став школьником, ребёнку приходится раньше вставать и, соответственно, раньше ложиться. Однако, переключиться на новый график не так просто, как кажется. Лучше всего приучать ребёнка к ранним подъёмам за несколько недель до начала сентября. Однако, чтобы этот процесс прошёл безболезненно, он должен осуществляться постепенно. Каждые три дня будите малыша на 10 минут раньше, чем он привык просыпаться. В школьные дни составьте ребёнку наглядный полноценный график. Распишите, сколько времени он может посвятить на сборы, сколько на игры, а сколько на учёбу. Можно дополнительно приобрести игрушечный таймер или песочные часы, благодаря которым ребёнок наглядно увидит, куда уходит его время. Также очень важно, чтобы ребёнок осознал ценность своего времени. Объясните ему, что чем больше он капризничает и балуется в процессе выполнения уроков, тем меньше времени он сможет провести за своими любимыми занятиями.

Правильное питание

Осваивая новые знания, ребёнок тратит очень много энергии, восполнить которую поможет только сбалансированное питание. Следите, чтобы ребёнок получал все необходимые элементы в нужном количестве. И самое главное — приучите его к полноценному здоровому завтраку. Родителям в этом деле также необходимо показать малышу собственный пример. Вряд ли ребёнок захочет завтракать овсяной кашей, если кто-то в это время предпочитает питаться бутербродом с колбасой.

Не ограничивайте физическую активность ребёнка

С началом школьной жизни физическая активность детей резко падает. Многочасовое сидение за партой не очень благоприятно сказывается на будущем здоровье и самочувствии ребёнка. И, к тому же, малоподвижный образ жизни просто невыносим для гиперактивных детей. В идеале, несколько раз в неделю школьник должен посещать какую-нибудь спортивную секцию, занятия по танцам или ходить на плавание в бассейне. Если же такой возможности нет, во-первых, ежедневно делайте с ребёнком зарядку, во-вторых, гуляйте на свежем воздухе и чаще ходите пешком и, в-третьих, посвящайте выходные активному отдыху.

Не ругайте ребёнка за ошибки

Чрезмерная требовательность к успеваемости ребёнка может развить у него комплекс неполноценности. Если ребёнку трудно даётся какой-то предмет — это нормально. В этой ситуации вы должны помочь малышу приложить максимум усилий для его усвоения, но ни в коем случае не сводить процесс воспитания к наказанию. Также никогда не наказывайте первоклассника в случае возникновения конфликтной ситуации с одноклассниками или учителем до того момента, пока вы не выясните все подробности. Если же окажется, что в конфликте был виноват ребёнок, просто объясните ему его ошибку. В любой ситуации ребёнок должен ощущать вашу поддержку.

Читайте также: Психологическая готовность ребёнка к школе, онлайн тест.

Адаптация ребёнка к школе пройдёт намного легче, если он будет чувствовать, что вы гордитесь им, несмотря на его оценки, поведение и успеваемость. Только благодаря родительскому пониманию и заботе первоклассник сможет поверить в свои силы и с радостью окунуться в новый этап своей жизни.

Автор: Анастасия Куприянова3 сентября 2014 Фото: © DepositPhotos.com: Оксана Гильман

Гиг.требования к условиям обучения и организации учебно-воспитательного режима учащихся первого класса

Первоклассники учатся 5 дней в неделю max кол-во часов в
неделю 20ч.
В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению
родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни
осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста
не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с
соблюдением всех гиг-их требований по организации обучения детей с 6-го возраста.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих
требований:
— учебные занятия проводятся только в первую смену;
— 5-дневная учебная неделя;
— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
— проведение не более 4-х уроков в день;
— продолжительность уроков — не более 35 минут;
— организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
— использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеоб-го учреждения в 1-х классах применяется
"ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью проф-ки утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся
физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению,
математике. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях
создаются условия для удовлетворения биологической потребности
обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована
посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не
менее 2 ч. В проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на
уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне,
уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований,
дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без
проведения нулевых уроков.
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих
классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико — психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально
подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
Длительность активного внимания ограничена у
младших школьников 15—25 мин. Легкая отвлекаемость, ограниченная концентрация внимания, конкретность мышления требуют в процессе работы с ними частого и умелого переключения с одного вида деятельности на
другой. Слабое развитие мускулатуры, особенно кисти, и связанная с этим трудность длительно выдерживать мышечное напряжение не позволяют им долго сохранять неподвижность и работать пальцами рук. Неменьший
труд для младших школьников представляет чтение. Уроки чтения наиболее
утомительны среди других предметов, они связаны с большим психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, необходимостью удерживать стабильную позу.

Работоспособность первоклассников

Было установлено, что продолжительность
непрерывного чтения в 1-м и 2-м классах составляет 8—10 мин,
увеличиваясь к 3-му классу до 15 мин.. Выполнение письменных работ также является весьма утомительной частью урока в связи с необходимостью
поддерживать заданную позу в течение 80% времени, тонко координировать движения кисти.
При обучении детей с 6 лет в школах необходимо соблюдение определенных требований:
• учитывать состояние здоровья ребенка и его функ-ую
готовность к обучению в школе;
• иметь достаточный набор помещений и благоприятные условия для орг-ии занятий;
• адаптировать программу и методику преподавания к функ-ым возможностям данного возраста;
• соблюдать гиг-ие реко-ции по режиму обучения;
• организовать рациональное питание с учетом возрастных
особенностей детей.
Организация учебно-воспитательного процесса при обучении 6-летних
детей имеет существенные отличия от такового при обучении школьников
других возрастных групп. Продолжительность обучения этих детей уменьшена и составляет 32 учебные недели в год. Все учебные занятия
организуются только в первую смену. Наилучшее время начала занятий в
школе — 9 ч; предельная учебная нагрузка в неделю — 20 ч; дневная
учебная нагрузка — 4 урока по 35 мин.
Для детей этого возраста особенно утомительно статическое напряжение
(сидение за партой), поэтому нельзя требовать от учащихся длительного сохранения фиксированной позы во время урока. Перемены между уроками устанавливаются по 15—20 мин, и во время их проводятся подвижные игры.
После 2—3 занятий под руководством учителя ежедневно должно
проводиться динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 40
мин, заполненное подвижными играми развлечениями. Дом.задания делать
в 1классе не более 1часа,нужно.
Расписание занятий в классах для 6-летних детей имеет отличительные особенности. Занятиям предшествует гиг-ая гимнастика, 2-й урок
отводится для самой напряженной учебной деятельности (уроки русского
языка и математики). Предметы с преобладанием динамического компонента (физкультура и музыкальные занятия) в расписании ставятся на 3-й урок.
Четвертое занятие — изобразительное искусство, труд (конструирование)
и ознакомление с окружающим миром. В субботу или четверг занятия не
проводятся. В этот день организуют работу группы продленного дня для тех детей, которые в этом нуждаются. В течение учебного года для
учащихся 6-летнего возраста, кроме обязательных, вводятся дополнительные (1 нед) каникулы, которые приходятся на середину
третьей учебной четверти.

Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 577 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Наконец-то ребёнок зачислен в первый класс!
Если вы изначально планировали для ребёнка определённую школу, и ребёнок зачислен именно в неё – замечательно! Но если ребёнка не зачислили в выбранную вами школу по каким–либо причинам, то это не повод для отчаяния. Прежде всего, нельзя ни в коем случае обвинять и ругать ребёнка. Не стоит приводить как положительный пример детей, которые поступили в намеченные родителями школы. Ведь ваш малыш сделал для поступления всё что мог, впрочем, как и вы сами. Не забывайте, что и у взрослых, к сожалению, не всегда получается всё задуманное. А у ребёнка 6-7 лет, как отмечают детские психологи, период поступления в первый класс является сильнейшим стрессообразующим фактором.

Кажется, все переживания по зачислению в школу закончились… Но наверняка у вас ещё остались определенные хлопоты: покупки для будущего первоклассника, организационные собрания, выпускной в саду и впереди несколько месяцев отдыха для родителей и малышей.

Как же правильно использовать это время, чтобы ваш малыш пошёл в первый класс действительно отдохнувшим и достаточно самостоятельным? Главная задача всех близких людей в предстоящий период – формирование у ребёнка положительного настроя на учёбу в школе. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, рассказывать «страшилки» из школьной жизни. Ваша задача — настроить ребёнка так, чтобы в любой затруднительной ситуации ребёнок сумел обратиться за помощью к взрослым и, в первую очередь, к родителям.

Чаще, чем дети, психологический дискомфорт испытывают взрослые члены семьи. Поэтому, прежде всего, следует успокоиться и не нервничать родителям, бабушкам и дедушкам. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.

Покупки для школьника необходимо делать если не с самим ребёнком, то обязательно с учётом его интересов. У ученика начального и среднего звена школы обязательно должен быть именно ранец! Не стоит идти на поводу у ребёнка, покупая ему сумку на ремне – это приводит к раннему формированию нарушения осанки или сколиоза. По статистике в первом классе у 57% детей формируется нарушение осанки.

Формирование нарушения осанки вызывают несколько факторов

В первую очередь у ребёнка меняется в школе режим двигательной активности: в течение дня ребёнок должен проводить несколько часов в вынужденной позе – сидя за партой. Во время занятий устают от напряжения мышцы спины, и ребёнок начинает сгибаться над поверхностью стола, часто просто теряя контроль над своей осанкой.
В начальной школе на уроках проводят физкультминутки, а дома необходимо давать периодически (каждые 20-30 минут) отдыхать ребёнку, напоминать о сохранении осанки.
Во-вторых, в 7–летнем возрасте происходит первый период физиологического вытяжения, характеризующийся активным быстрым ростом ребёнка до 8-10 см в год. Поэтому быстрый рост костей вызывает вытяжение мышц спины, которые из-за своей слабости не могут ровно удерживать костный каркас.

Так как первоклассник, прежде всего, остаётся физически растущим, развивающимся организмом, не стоит забывать о физиологических потребностях организма.

Перед школой ребёнок обязательно должен завтракать, так как умственная работа основана прежде всего на потреблении углеводов и белков. Не забываем и о потребности в витаминах и микроэлементах.

Дома место для занятий ребёнка обязательно должно быть оборудовано настольной лампой и подставкой для ног (под рост ребёнка).

Не лишаем ребёнка игрушек, они ему также необходимы, как и раньше!

Не забывайте и про потребность ребёнка 7-8 лет в повышенной физической активности!
Обязательно у ребёнка должна быть прогулка, и не только с бабушкой до магазина, но и просто игры на детской площадке. Ведь во время нахождения ребёнка на улице происходит разгрузка для нервной системы, насыщение кислородом. Да и глаза ребёнка — на занятиях приспосабливаются к работе на ограниченное расстояние, тогда как на прогулке работа глаз становится более физиологичной – глаза смотрят вдаль. Кстати, снижение зрения происходит к концу первого класса в среднем у 10% учащихся. Если у ребёнка отягощена наследственность, особенно если есть у родителей миопия (близорукость), то такие детки нуждаются в индивидуальном консультировании у окулиста.

Сон первоклассника составляет не менее 9 часов в сутки. Есть среди детей «совята», которые при любой нагрузке не лягут спать раньше 11 часов, а соответственно в 7 утра ему очень тяжело будет встать и собраться в школу. Тогда ребёнку необходим или дневной сон или необходимо дать высыпаться ему выходные дни. Хотя в 7 лет у некоторых детей ещё есть необходимость в дополнительном дневном сне, тогда стоит пересмотреть режим ребёнка и восполнить эту потребность.

Многие режимные моменты избавляют ребёнка от перегрузки нервной системы. Ребёнок вряд ли сможет вам чётко объяснить, что с эмоциональной и психологической нагрузкой ему тяжело справиться.

Тест Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня

Поэтому чуткое и внимательное отношение к ребёнку всех близких просто необходимо.

Продумайте заранее, учитывая интересы ребёнка, какие секции или кружки он будет посещать.

Решайте, как малыш будет ходить в школу – один или в сопровождении взрослого. Если ребёнок будет ходить в школу один, заранее проверьте, как он научился закрывать и открывать замки и двери, чтобы не было лишних переживаний.

Несколько раз попробуйте пройти (или проехать) маршрутом от дома до школы в разное время дня. Не забывайте, что движение на дорогах отличается в разное время дня. Рассчитайте время, которое без спешки тратит ребёнок на дорогу от дома до школы.

Заранее спланируйте первый день в школе – 1 сентябрятак, чтобы вы и ребенок спокойно без спешки все вовремя успели сделать; подготовьтесь заранее, не оставляйте все хлопоты на 31 августа. 1 сентября должно стать праздником для вашего ребенка и для вас!

Период адаптации у первоклассника в среднем длится около 1-2 месяцев.

Это значит, что после осенних каникул ребёнок идёт в школу, не испытывая страха, с положительным настроем, с желанием! В период адаптации допускается небольшой физический и психологический дискомфорт у ребёнка. Но если после 2-х месяцев обучения у ребёнка появляются страхи, отклонение в состоянии здоровья или поведения (ребёнок становится раздражённым, плохо засыпает, беспокойно спит и т.д.), или вас как внимательного родителя что-то настораживает в поведении ребёнка, то стоит обратиться к психологу по месту учёбы ребёнка, а, возможно, и к врачу.

Для того чтобы понять, как проходит психологическая адаптация, можно на втором месяце обучения спросить у ребёнка: «Кто у вас в классе лучше всех учится?».
Абсолютно нормальный ответ будет, если ребёнок начнёт с себя, или произнесёт себя в первой тройке. Неуверенный в себе ребёнок о себе упоминать не будет до тех пор, пока его специально не начнут расспрашивать, будет стараться уйти от прямого ответа.

Разобраться, как помочь ребенку справиться со сложностями в переходном периоде, предупредить или устранить возникшие нарушения адаптации возможно при индивидуальном консультировании у специалистов Клиники женского здоровья в Перми, запись по телефонам: (342) 281-93-16, 281-93-19.

Хочется пожелать вам хорошо отдохнуть, запастись терпением. Учитель должен учить ребёнка, а любить его, прежде всего, должны родители!

Врач-педиатр
Кукушкина Ирина Шаукатовна

Статьи » Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе —  переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику. То беззаботное дошкольное время, когда можно было с утра до вечера только играть, сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.

Ребенок, впервые придя в школу, встречает новый детский коллектив, знакомится с новыми взрослыми людьми. Ему нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Не все дети одинаково легко справляются с этим. Как отмечают психологи, многим первоклассникам, особенно шестилеткам, трудно дается социальная адаптация, потому что в ребенке не сформировалась еще личность, способная принять строгий школьный режим и школьные обязанности. Год, который отделяет шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен с точки зрения психического развития. Те социальные нормы и требования, к которым готов ребенок семи лет, очень часто ребенок шести лет просто не в состоянии принять.

В этот период как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой сложной учебной. Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее. У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. В идеале учитель должен предложить такому ребенку индивидуальный график занятий. Но часто бывает, что учитель в силу своей занятости и спешке на уроке не замечает «отстающих». В таких случаях оправдано вмешательство родителей, которые лучше знают свое чадо, и в частной беседе могут подсказать выход из сложившейся ситуации.

Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры. Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.

Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит. У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Этот период адаптации ребенка к школе называют иногда «школьным стрессом». Кроме того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис. Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет. В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Инструкция по выполнения тестовых заданий. В сборнике использованы тестовые задания 4 типов

В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.

Виды адаптации первоклассников

Адаптация ребенка к школе — процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации.
Эти составляющие связаны между собой. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования, — все это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.

Социально-психологическая адаптация

Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут учитель и родители ребенка.
В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые лица. Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.

По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.

  1. Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. У таких детей в первое время все же могут возникать сложности в общении с детьми или учителем, но обычно к концу второго месяца учебы эти трудности преодолеваются. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.
  2. Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
  3. Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом.

Физиологическая адаптация

В первом классе на плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка. Какую бы работу ни выполнял школьник: умственную по усвоению новых знаний, статическую нагрузку, сидя в почти неподвижном положении за партой, психологическую от общения в большом коллективе, — на все это детский организм реагирует напряженной работой. И чем больше нагрузка, тем больше ресурсов тратится. А возможности детского организма далеко не безграничны. Поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал длительного напряжения, которое приводит к утомлению и переутомлению, что может негативно отразиться на детском здоровье. Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца.

Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:

  • Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
  • Ребенок справляется с учебной программой.
  • Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
  • Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.

Добавить комментарий

Елена 5 лет назад

А вообще ребенок должен сдавать экзамен в первом классе или нет у нас в школе обязательно нужно сдавать экзамены с первого класса

Ответить

Памятка родителям первоклассников

НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛО 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

ПРАВИЛО 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3.

Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех  странах мира.

ПРАВИЛО 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то и нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Тестовый контроль к квалификационному экзамену по специальности Общая гигиена

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что  он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на  любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими         сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой.

— Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

— Признавайте право ребенка на ошибки.

— Помните, ребенок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые.

— Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

УЧИМСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.