8 типов интеллекта по гарднеру
Содержание
- Восемь типов интеллекта у детей по классификации Г. Гарднера
- Первый тип — лингвистический
- Второй тип — логико-математический
- Третий тип — визуально-пространственный
- Четвертый тип — музыкальный
- Пятый тип — натуралистический
- Тест: Узнайте ваш тип интеллекта
- Шестой тип — телесно-кинестетический
- Седьмой тип — экзистенциональный
- Восьмой тип — межличностный
- Существуют 9 типов интеллекта, которые определяют наше будущее
- Каждый талантлив по-своему: Множественный интеллект Говарда Гарднера
- 8 типов интеллекта по Гарднеру: в чем гениален Ваш ребенок?
- Вопрос №34. Интеллект: свойства, функции и виды.
- Анкета по типам интеллекта
Восемь типов интеллекта у детей по классификации Г. Гарднера
Говард Гарднер — американский психолог, который выделил восемь типов человеческого интеллекта, каждому из которых присущи свои особенности. Согласно его теории, родители, которые поймут, к какому типу относятся их дети, помогут успешно им реализоваться в будущем.
Первый тип — лингвистический
Таким детям нравится слушать сказки и истории, они и сами пробуют их сочинять, что дается им очень легко. "Лингвисты" много читают и сами рассказывают, участвуют в создании школьной стенгазеты, берут интервью, любят словесные головоломки. Наиболее успешный вариант обучения таких детей — через совместное чтение, дискуссию, рассказы.
Возможные профессии — писатель или сценарист, журналист, драматург, корректор, политик, переводчик.
Второй тип — логико-математический
Ребенок умеет быстро считать и делает это с удовольствием. У него отличная память на цифры, даты и всевозможные номера. Они любят вести учет, решать математические задачи, хорошо анализируют, умеют быстро связать причину и следствие, стремятся все упорядочивать и считать, им легко даются абстракции.
Возможные профессии — логист, бухгалтер, математик, программист, аналитик, детектив, ученый или медик.
Третий тип — визуально-пространственный
Это дети с хорошим воображением, для развлечения им не нужна компания — их можно легко заинтересовать спокойными занятиями вроде пазлов или рисования. Ребенок с интеллектом визуально-пространственного типа — это мечтатель. При этом он способен хорошо запоминать детали вокруг себя. Этим детям, которые видят мир по-особому, легко дастся, например, перестановка мебели, ведь сначала они с легкостью выполнят ее у себя в голове, оперируя пространством комнаты.
Возможные профессии — дизайнер или художник, мультипликатор, архитектор, инженер или изобретатель, скульптор.
Четвертый тип — музыкальный
Если ребенок имеет музыкальный слух, чувствует ритм и ему интересны разные музыкальные инструменты, то у него именно такой тип интеллекта. Именно эти дети в подростковом возрасте интересуются творчеством музыкальных коллективов и сами посещают музыкальную школу или поют в хоре, а может быть даже собирают свою группу. Такие дети могут и сочинять музыку, и исполнять ее. Им легко дастся "отстучать" ритм.
Возможные профессии — музыкант, певец, DJ, ведущий радиопрограммы, дирижер, музыкальный критик или редактор.
Пятый тип — натуралистический
Дети с этим типом интеллекта любят животных и природу. Они могут выращивать цветы и проращивать зерна, наблюдать за насекомыми, цветами и травой, наблюдают за природными явлениями. Люди-натуралисты охотно отправятся в очередной поход, будут радеть за экологию.
Тест: Узнайте ваш тип интеллекта
Подростки этого типа хорошо учатся по химии и биологии.
Возможные профессии — ветеринар, эколог, фермер, лесник, геолог, сейсмолог, археолог, генетик.
Шестой тип — телесно-кинестетический
Если ребенок здоровый и сильный, имеет хороший аппетит и любит спорт, то он относится к этому типу. Такие дети любят что-то делать руками, им нравятся публичные выступления. Лучше всего "телесный кинестетик" раскроется в условиях соперничества под руководством наставника, который бы мог его поощрять похвалой и поддерживать.
Возможные профессии — механик, хирург, спортсмен, актер, циркач, тренер, ремесленник или скульптор, танцор, фотомодель.
Седьмой тип — экзистенциональный
Этого ребенка от других будет отличать высокая степень осознанности, умение рассуждать и делать выводы, способность управлять своими чувствами. Такие дети тянутся к духовному, размышляют о философских вопросах, изучают теории и гипотезы. При этом они практичны, умеют строить планы на будущее. Им свойственны застенчивость и сдерживание эмоций.
Возможные профессии: профессор, политик, священник, преподаватель философии, психиатр или психолог.
Восьмой тип — межличностный
Ребенок с межличностным типом интеллекта способен быстро установить контакт с окружающими, может влиять на них, хорошо чувствуя и настраиваясь на их "волну", не обделены умом, харизмой и чувством юмора. Такой подросток будет объединять вокруг себя других людей, становясь душой компании. У этих детей много друзей, им свойственна общительность и желание оказывать поддержку другим. Кроме слов они используют язык тела и рисунки.
Возможные профессии: оратор, дипломат, педагог, директор, политик, бизнес-коуч, переговорщик.
Что касается гиперактивных мальчиков и девочек и детей с синдромом дефицита внимания, то у них определить тип интеллекта будет затруднительно — потребуется выждать время и потрудиться для получения результата. Иногда бывает и так, что ребенку интересна не какая-то одна сфера, а сразу несколько — он и рисует, и поет, и любит животных, и умеет находить контакт с людьми, то у него соответственно гораздо больше возможностей реализоваться в жизни. Впрочем, такие случаи довольно редки.
Современные информационные технологии средства вычислительной техники, применяемые для создания цифровых подстанций (ЦПС), позволяют создавать системы управления и защиты, обладающих принципиально новыми свойствами. При этом возникает необходимость в соответствующем развитии технологий АСУТП. Одним из перспективных направлений является развитие средств информационного обеспечения персонала ЦПС и оперативно-выездных бригад (ОВБ).
Существуют 9 типов интеллекта, которые определяют наше будущее
Т.к. во время нахождения в непосредственной близости от силового оборудования (например, во время обходов или выполнения переключений в распредустройствах) персонал находится вне своего автоматизированного рабочего места (АРМ) и фактически теряет доступ к актуальной информации об оборудовании ЦПС.
Предлагаемое решение
Для решения указанной проблемы предлагается разработать систему информационного обеспечения оперативного персонала ЦПС на базе технологий дополненной реальности. Такая система должна обеспечивать доступ оперативного персонала к актуальной информации о состоянии силового оборудования и средств автоматизации не только на АРМ, но и на всей территории ЦПС во время обходов, ремонтных и пуско-наладочных работ. В систему могут быть интегрированы данные от большинства инженерных подсистем ЦПС, в том числе систем мониторинга основного оборудования, систем видеонаблюдения и контроля доступа, «умных» датчиков и т.п.
В основе системы лежит программно-технический комплекс (ПТК) «Умный вид». ПТК «Умный вид» представляет собой набор устройств, поддерживающих технологию дополненной реальности:
1. Индивидуальное мобильное устройство отображения информации в виде шлема с коллиматорным экраном.
2. Мобильный АРМ на базе планшетного ПК на базе iOS и/или Android.
3. Шкаф серверов обработки видеоинформации и оборудование беспроводной связи.
4. ПТК «Дополненная реальность энергообъекта», включающий комплект датчиков локального позиционирования, меток дополненной реальности, 3D модель подстанции и др.
1 – журнал событий; 2 – карта; 3 – информация системы мониторинга трансформаторного оборудования.
Основные преимущества предлагаемого решения
Система информационного обеспечения оперативного персонала ЦПС на базе технологий дополненной реальности должна обеспечить:
Непрерывный информационный контроль состояния оборудования ЦПС, даже при нахождении персонала вне стационарных АРМ.
Снижение вероятности ошибочных действий персонала, за счет автоматической идентификации оборудования и элементов оперативного управления и отбражения этой информации на экране мобильного индивидуального устройства отображения информации.
Увеличение скорости реагирования персонала на технологические нарушения при нахождении вне зоны стационарных АРМ.
Уменьшение временных затрат на инжиниринг при пуско-наладочных работах и модернизации цифровых систем управления ЦПС за счет автоматического контроля правильности монтажа в соответствии с цифровой моделью соединений систем ЦПС.
Выполнение видеорегистрации действий оперативного персонала.
Организация видеосвязи между персоналом на подстанции, а также с удаленными центрами управления сетями (ЦУС).
Реализация концепции «свободные руки» (hands-free) — возможность одновременной работы с оборудованием ЦПС и взаимодействия с ПТК «Умный вид» путем голосового управления.
Перспективные направления развития
Включение оперативного персонала в работу МАС «Энергокластер» в качестве мобильного агента.
Возможность управления робототехническим комплексом поддержки эксплуатации ЦПС.
Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект, как на способность к логическим размышлениям. Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой».
Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур — ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора. Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.
В понимании автора интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 7 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого, и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам.
Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)
- Вербальный/лингвистический интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
- Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический.
- Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
- Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
- Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги.
- Личностный интеллект
состоит из двух частей:
- Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы
и использовать эту информацию для направления своих действий
.
- Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей
и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.
7. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) – его обладатель проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д..
Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций:
- участвующих в нем когнитивных операций
- появления вундеркиндов и других исключительных личностей
- данных о случаях повреждения мозга, его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми.
Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.
Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение. Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.
Если Вы планируете оценить интеллект или другие способности и личностные особенности сотрудников, мы предлегаем воспользоваться нашей системой S&A Online.
Использован материал из Книги "Введение в психологию". Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е.
Каждый талантлив по-своему: Множественный интеллект Говарда Гарднера
Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема.
Однажды, вступая во взрослую жизнь, мы встаём перед одним и самых сложных выборов в пользу будущей профессии или призвания. Мы делаем этот выбор, основываясь на своих предпочтениях и желаниях, по указке других людей или за компанию, часто не задумываясь об ответственности, которая на нас лежит. Немногие задаются вопросом: Насколько мой выбор отвечает моим истинным потребностям? Как я могу быть уверенным, что не ошибаюсь? И существуют ли методы, которые бы помогли мне в выборе подходящей профессии? В начале двадцатого века эти вопросы стояли наиболее остро, и, вполне естественно, что это послужило толчком к созданию психологами всевозможных тестов на профориентацию. В 1983 году, психолог Говард Гарднер опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, которая делит людей на семь типов по их предпочтительному способу познания. С помощью теории множественного интеллекта любой человек может определить, к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и к какой профессии ему следует присмотреться. Итак, давайте рассмотрим теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера подробнее.
Говард Гарднер родился в небольшом американском городке Скрэнтон, Пенсильвания, в немецко-еврейской семье иммигрантов. В 1961 году он поступил в Гарвард, где познакомился со своим наставником Эриком Эриксоном. Позднее, под влиянием своих коллег он согласился стать соучредителем «Project Zero» — «проекта по Человеческому Потенциалу», в дальнейшем, ставшего платформой для создания его новой теории. Примечательно, что после публикации его книги, теория множественного интеллекта довольно быстро была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Столь быстрое признание теории сообществами учителей и тренеров можно было объяснить возросшей необходимостью в подобной теории для образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Ныне адъютант – профессор Гарвардского университета, старший директор гарвардского «Проекта Зеро», обладатель множества почетных степеней и автор нескольких книг о человеческом разуме, Говард Гарднер продолжает работать над развитием своей теории и обдумывать вопрос о добавлении дополнительных типов интеллекта. Об этом чуть ниже, а пока, предлагаю ознакомиться с теорией Гарднера в её оригинальной версии.
Множественный интеллект Говарда Гарднера | |||
Тип интеллекта | Описание | Типичная роль | Легко даётся |
Лингвистический | Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением | Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты | Написание набора инструкций, разговор по существу, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории |
Логико-Математический | Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата | Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтера, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора | Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, создание процесса, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса |
Музыкальный | Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритмы, понимание отношений между музыкой и чувстами | Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, тамада, дизайнеры окружения и специалисты по звуковому сопровождению, голосовые тренеры | Исполнение музыкальных произведений, пение песен, обзор музыкальных произведений, тренера игры на музыкальных инструментах, настройщики |
Телесно-Кинестетический | Контроль движения тела, ловкость рук и равновесие, координация тела в пространстве | Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, водители, ремесленники, садовники, повара, целители, авантюристы | Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушной змеи, оценка эргономики рабочего места |
Пространственно-Визуальный | Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии и выражение, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом | Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, градостроители, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры | Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля |
Межличностный | Восприятие чувств людей, способность к отношениям с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения | Терапевты, посредники, консультанты, политики, эжекторы, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренера и наставники | Выявление настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация |
Внутри-личностный | Самосознание, знание самого себя, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром | Возможно: философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия | Высокий уровень самосознания и способность к включению в процесс изменения мыслей, убеждений и поведения в отношении к ситуации, другим людям и своим целям |
Как вы уже поняли, теория множественного интеллекта предоставляет нам возможность не только определиться с выбором профессии, но и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам. Дело в том, что у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Так, для лингвистического интеллекта это слова и язык, для логико–математического — числа, а для музыкального, соответственно, музыка. Из таблицы, которая будет приведена далее, вы узнаете, какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.
Тип интеллекта | Предпочтительный способ познания |
Лингвистический | Слова и язык |
Логико-математический | Числа и логика |
Музыкальный | Музыка, звуки, ритм |
Телесно-кинестетический | Физический опыт и движение, прикосновение и ощущение |
Пространственно-визуальный | Изображения, формы, 3D пространство |
Межличностный (Интерперсональный) | Контакт с людьми, общение, сотрудничество, работа в команде |
Внутриличностный (Интраперсональный) | Саморефлексия, самопознание |
Следует иметь в виду, что деление человеческого интеллекта на перечисленные семь интеллектов, весьма условно. Неизвестно, найдёте ли вы среди своих знакомых и друзей представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип, с преобладанием какого-то одного.
8 типов интеллекта по Гарднеру: в чем гениален Ваш ребенок?
Возможно, вы встретите таких людей, которых будет сложно отнести к какому-то определённому типу, из-за присутствия у них черт и признаков, относящихся к разным интеллектуальным типам. Возможно даже, что вы обнаружите новый интеллектуальный тип, о котором не знали ранее — всё-таки люди разные. Вообще, после написания своей теории, Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов интеллекта, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов, предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории, и считает её вполне достаточно. В качестве же возможного дополнения к своей теории, Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный, и моральный.
Возможные дополнительные типы интеллекта:
Тип интеллекта | Возможности и восприятие |
Натуралистический | Природная среда |
Духовный | Религия и конечные вопросы |
Моральный | Этика, человечество, ценность жизни |
Теория множественного интеллекта позволяет определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, какой способ познания подходит для вас больше всего, и какая профессия вам ближе. Правда, узнать свой тип интеллекта по таблице будет затруднительно, для этого желательно прохождение специального теста. Сделать же предположение о том, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, вы можете прямо сейчас, вам просто нужно присмотреться к своим любимым делам, своему поведению, словам, которые используете и способу решения встающих перед вами проблем. Ещё раз взгляните на таблицу интеллектуальных типов Гарднера, и обратите внимание на список занятий, свойственных для каждого из интеллектуальных типов. Какой интеллектуальный тип содержит наибольшее количество пунктов привычной для вас деятельности? К такому типу, вероятно, вы и относитесь. Вообще, если вы хорошо знаете себя, то без особых усилий сможете сделать некоторые выводы, относительно своей принадлежности к тому или иному типу интеллекта.
Принципы теории множественного интеллекта.
Для лучшего понимания теории Гарднера, следует определиться с её ключевыми моментами, принципами, на которых держится эта теория. Вот некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, принципы теории множественного интеллекта:
- Теория множественного интеллекта описывает природу и механизм работы нашего разума, это то, как мы воспринимаем информацию из внешнего мира и как мы учимся новым вещам.
- Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в трёх типах интеллекта.
- Интеллект представляет собой смесь из нескольких способностей, ни один человек не может обладать всеми способностями одновременно, нет ни одного другого человека, который бы обладал тем же набором способностей, которым обладает вы.
- Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны.
- Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения.
- Используя свои сильные стороны, а именно предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения.
- Развитие сильных сторон упрощает дальнейший процесс развития тех черт личности, которые человек считает недостаточно сильными.
- К какому бы интеллектуальному типу вы ни относились, он не указывает на то, каким является человек в эмоциональном отношении.
- Принадлежность к определённому интеллектуальному типу не указывает на моральные принципы, которых придерживается человек, и не делает его плохим или хорошим.
- Неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта.
- Прохождение теста на уровень интеллекта более не может служить достоверной оценкой истинных знаний и способностей ученика, каждый из нас умён по-своему.
- Человек, получающий плохие отметки в школе, имеет равные шансы на достижение успеха в жизни, как и отличник, всё зависит от того, использует ли он свои способности.
- Выдающиеся способности в одном из интеллектуальных типов, могут говорить о менее развитых способностях в других типах интеллекта.
- Трудно научить человека новым знаниям исходя из узкого определения интеллекта и выбирая произвольную программу обучения.
Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальным средством для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Тем не менее, опираясь на теорию Гарднера, вы можете определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, а также какие инструменты и план развития или обучения вам подойдут больше всего. Успехов вам и всего наилучшего!
© NT
metodorf.ru
Главная / Эффективное обучение / Теория множественного интеллекта
Вопрос №34. Интеллект: свойства, функции и виды.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
«Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые, по сути, являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики. Мышление – это процесс умственной деятельности, а интеллект – это способность к этой деятельности. Многие ставят знак равенства между понятиями мышления и интеллекта, но на самом деле, нельзя путать мощность и само явление.
Все-таки разница между интеллектом и мышлением огромная. Мышление – это совокупность врожденных (!) активных познавательных процессов. Это ассоциации, восприятие, внимание, анализ, а также способность к умозаключениям. А интеллект можно как развивать, так и терять. Интеллект представляет собой совокупность способностей к осуществлению мыслительного процесса, умение познавать новое, решая задачи и переступая через преграды. Наличие интеллекта означает в то же время и наличие способности планировать и сознательно направлять свои силы на достижение желанного. Теперь понятно, почему интеллект подлежит корректировке».
Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:
v Способность к обучению;
v Оперирование символами;
v Способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности
Свойства интеллекта:
Основными свойствами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.
При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).
Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности. Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.
Виды интеллекта:
Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами.
Анкета по типам интеллекта
Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
Физический интеллект. Это — ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
Музыкальный интеллект. Это — понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
Социальный интеллект. Это — способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо интеллект понятие структура и видыанализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.
Функция интеллекта:
Функция — это способ, которым человек осуществляет познание содержания, это внешнее поведение, по нему можно судить об осуществлении функции. Итак, функции интеллекта реализуются через действия по конструированию им самого себя и предметного мира как дифференциация аккомодации и ассимиляции и отказ от эгоцентрической позиции, характерной для младенца.
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных